logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве

Риторика как особая сфера человеческой деятельности была выделена и осмыслена в период Античности. Родиной ораторского искусства считается Древняя Греция; тогда же риторика оформилась и как область научного знания. Первоначально риторика понималась как искусство публичного красноречия. В настоящее время интерес риторики распространяется не только на устный публичные формы речи, но и на все другие сферы общения, где требуется умение использовать речь для достижения определенных целей.

Риторика делится на общую, которая изучает общие закономерности речевого общения, и частные, касающиеся отдельных сфер общения. Каждая частная риторика изучает отдельный род красноречия. Так, среди частных риторик называют:

– деловую риторику (изучает деловое красноречие – искусство вести деловые переговоры и – шире – общаться с деловыми партнерами, коллегами по работе и т.д.);

– политическую риторику (изучает политическое красноречие – искусство речи политика);

– дипломатическую риторику (изучает дипломатическое красноречие – искусство общения в сфере дипломатии);

– военную риторику (изучает военное красноречие – различные аспекты общения в сфере военной службы);

– юридическую риторику (изучает судебное красноречие – искусство судебной речи);

– гомиле́тику (изучает духовное красноречие – искусство составления и произнесения церковных проповедей);

– академическую риторику (изучает академическое красноречие – искусство общения в сфере науки и образования);

– педагогическую риторику (изучает педагогическое красноречие – речевое мастерство учителя, преподавателя, воспитателя);

– бытовую риторику (изучает бытовое красноречие – искусство общения в повседневной жизни).

Наиболее актуальными для нас в профессиональном плане являются академическая и педагогическая риторика.

Академическая риторика связана с такими жанрами, как вузовская лекция, семинарское занятие, научный доклад, научная дискуссия, защита научной работы и т.п.

Педагогическая риторика представлена жанрами, которые характерны для профессиональной деятельности учителя и воспитателя: урок, объяснение нового материала, опрос, диспут, – с одной стороны, а с другой, – беседа, наставление, порицание, похвала, инструктирование и т.п. Повседневная работа педагога требует от него речевого мастерства и в таких речевых ситуациях, как общение с коллегами, заседание педагогического совета, совещание, беседа с родителями, родительское собрание и т.п.

Речевое мастерство состоит в умении полно донести информацию, убедить собеседника в правильности какого-либо положения, побудить его к определенному действию, сохраняя при этом взаимное уважение и ориентируясь на сотрудничество.

Человека, который сознательно стремится сделать свою речь эффективной, называют ри́тором. Ритор – это и оратор, общающийся с толпой на митинге, и лектор в студенческой аудитории, и учитель на уроке, и выступающий на семинарском занятии студент, и отвечающий у доски школьник, и даже ребенок, который уговаривает родителей отпустить его погулять дольше обычного – все эти лица стремятся добиться определенной цели, используя свое речевое мастерство.

О мастерстве говорят тогда, когда инициатор общения (говорящий, пишущий) умеет достичь коммуникативной цели, выбрав наиболее адекватные средства. В этом случае говорят о коммуникативном успехе говорящего. Если же результат общения не совпадает с преследуемой целью, то говорят о коммуникативной неудаче. Поэтому речевое мастерства в первую очередь зависит от умения верно понимать цель общения и выбирать те средства, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели.

Коммуникативная цель реализуется в общении путем создания речевого произведения определенного содержания. Рассмотрим виды коммуникативных целей и связанных с ними речевых действий и текстов55.

1. Если целью говорящего является информирование адресата о каком-либо положении дел, то он использует информирующий текст. В этом случае мастерство автора проявится в умении сообщить всё, что нужно, не перегружая речь второстепенным материалом, а также в умении расположить содержание речи так, чтобы оно наилучшим образом было усвоено адресатом.

К таким информирующим текстам можно отнести лекцию, объяснение нового материала на уроке, реферат и устное выступление по реферату, экскурсию, доклад и т.д.

2. Целью говорящего может быть выражение и доказательство своего мнения. Тогда он прибегает к убеждению, а создаваемый текст будет относиться к аргументирующим. Здесь мастерство оратора проявится в умении отобрать наиболее убедительные аргументы.

Аргументирующими текстами будут выступление на диспуте, в ходе научной полемики, дискуссионная статья, речь на защите курсовой, дипломной работы, диссертации. Классическим образцом аргументирующей речи являются выступления обвинителя и защитника в судебном заседании.

3. Часто целью общения может быть побуждение адресата к определенному действию – в этом случае говорящий создает агитирующий текст. Мастерство ритора в этом случае состоит в умении превратить оппонента в союзника, побудить собеседника к действию, которого тот не стал бы совершать без вмешательства говорящего.

Типичными примерами агитирующих речей являются предвыборные агитационные речи в пользу определенного кандидата, а также рекламные тексты.

Агитирующие тексты не следует путать с императивными речами, цель которых – приказать, принудить собеседника выполнить определенное действие. Например, приказ командира в армии, распоряжение директора фирмы, задание учителя на уроке должны быть выполнены независимо от того, хочет ли этого солдат, служащий фирмы или ученик. Однако такие императивные тексты не имеют ничего общего с риторикой, они руководят только действиями подчиненных, но не оказывают влияния на их мотивы. Довольно часто ритор имеет возможность выбора – прибегнуть к приказу или к агитации. Из своего школьного и студенческого опыта мы знаем, насколько охотнее выполняются задания, если педагог не просто распорядился их выполнить, но и обосновал важность таких заданий, продемонстрировал перспективы и преимущества, которые даются выработанными умениями. В фильмах о войне мы часто видели, что командиры перед решающей битвой или перед ответственным заданием не ограничивались только приказом, а старались внушить солдатам сознание важности предстоящего дела, поднять их боевой дух.

Если педагог предпочел императивную речь агитирующей, то это часто (хотя и не всегда) свидетельствует о невысоком уровне речевого мастерства.

4. Говорящий может стремиться обсудить проблему с партнером, найти вместе с ним оптимальный путь решения вопроса. В этом случае создается эвристический текст (от греч. eurisko – нахожу), который представляет собой диалог собеседников. С эвристическим диалогом мы сталкиваемся на уроке (при проблемном обучении), в научной дискуссии. Известны телевизионные ток-шоу, в которых участники обсуждают какие-либо злободневные вопросы – например, «Закрытый показ» Гордона, «Времена» Познера и др.

Эвристический диалог – наиболее трудный вид текста, о чем свидетельствуют и упоминавшиеся ток-шоу. Мастерство ритора в этом случае состоит не только в умении аргументированно изложить свой взгляд, но и в способности услышать и понять точку зрения оппонента, найти возможность компромисса.

5. В ряде случаев ритор стремится высказать свою оценку того или иного явления: похвалу или неодобрение. Такой текст в риторике получил название эпидейктического. К эпидейктическим текстам относят хвалебные речи (например, приветственный адрес юбиляру), оды, а также критические выступления.

Мастерство говорящего в этом случае заключается в умении подобрать наиболее выразительные слова и обороты, возбудить у слушающих соответствующие эмоции.

6. Довольно часто единственная цель коммуникации – получить удовольствие от общения и доставить удовольствие собеседнику. Этой задаче служат гедонистические (от греч. hedomai – радуюсь) тексты: шутки, анекдоты, тосты, байки, игры и т.п.

Понятно, что мастерство говорящего проявляется именно в умении развлечь компанию.

Таким образом, речевое мастерство проявляется в первую очередь в умении подчинить свои усилия достижению коммуникативной цели и добиться желаемого результата.

Заметим, что в реальном общении, как правило, реализуется не одна, а несколько целей, поэтому реальные тексты имеют сложный комплекс целеустановок. В этом проявляется полифункциональность речи. Например, представим себе ситуацию: на I курсе преподаватель читает вводную лекцию по культурологии. Перед лектором стоит целый ряд задач. Во-первых, он должен информировать студентов о сущности новой для них учебной дисциплины, о ее основных категориях и проблемах и т.д. (функция информирования). Во-вторых, нужно побудить студентов проявить интерес и старание в изучении предмета (функция агитирующая), а для этого необходимо показать социальную и личностную значимость культурологии (функция убеждения). Кроме того, стремясь активизировать деятельность аудитории, преподаватель может прибегнуть к эвристическому обсуждению отдельных вопросов (функция поиска истины). Наконец, лектору важно установить контакт с обучающимися, заложить фундамент уважительных и плодотворных отношений (упрощенно можно сказать, что профессиональная обязанность ритора – понравиться слушателям), а для этого он может использовать шутки, занимательные примеры, игровые задания (гедонистическая составляющая общения). Разумеется, такая многофункциональность общения требует от ритора особой гибкости, умения взвешивать свои действия, соотносить их с разными коммуникативными целями.

Риторическая наука изучает закономерности деятельности ритора; практическая риторика дает рекомендации по следующим проблемам:

  1. как составить текст;

  2. как передать текст адресату;

  3. какие правила нужно соблюдать, чтобы общение было максимально эффективным.

На первый вопрос отвечает учение о риторическом каноне. Второму вопросу посвящен такой раздел риторики, как оратория. Наконец, третья проблема решается путем освоения основных принципов и законов риторики.