Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
Каковы условия общения (где и когда происходит речевое действие; какие факты следует знать, чтобы понять содержание общения)?
Кто является адресантом речи (говорящим), лидером, преследующим определенную коммуникативную цель?
На кого направлено коммуникативное намерение говорящего (кто является подлинным адресатом: ведущий, оппонент, публика в студии, телезрители и т.д.)?
Каково коммуникативное намерение адресанта (информирование, убеждение, создание собственного имиджа и т.п.)? К какому типу можно отнести его речь?
Какими средствами добивается говорящий своей цели? Насколько выбранные им средства адекватны его целям?
Какое метасообщение передает говорящий наряду с основным сообщением (отношение к аудитории, отношение к предмету разговора, собственное физическое и психическое состояние, степень владения предметом разговора и т.п.)? Понимает ли ритор роль метасообщения; умеет ли его организовать или метасообщение происходит неуправляемо?
Подведите итог анализа: а) достигнута ли коммуникативная цель говорящего; б) что способствовало достижению цели; в) какие обстоятельства послужили препятствием для ритора; в) какие рекомендации вы могли бы дать ритору.
Задание 18. Понаблюдайте за работой школьного учителя или вузовского преподавателя. Их работа на уроке, лекции и практическом занятии это реализация риторического действия. Попробуйте определить, как реализуются в их деятельности законы риторики (закон диалога, закон продвижения, закон эмоциональности и удовольствия).
Проанализируйте монолог педагога (объяснение нового материала, инструктирование обучающихся и т.п.) как риторическое действие. Используйте примерную схему анализа, приведенную в предыдущем упражнении.
Задание 19. Посетите родительское собрание в общеобразовательном, дошкольном учреждении или учреждении дополнительного образования. Проанализируйте его с точки зрения риторики. Пользуйтесь примерной схемой анализа, данной ниже:
Где происходит риторическое действие?
Каков состав участников?
Является ли педагог, который проводит собрание, активным инициатором и руководителем общения?
Какова коммуникативная цель педагога?
Как удается ритору (педагогу) учитывать социально-психологические особенности родительской аудитории?
Ощущается ли сопротивление аудитории риторическому воздействию и какими средствами педагогу удается с ним справиться?
Как реализуются в данном речевом действии законы риторики (закон диалога, закон продвижения, закон эмоциональности и удовольствия)?
Какие замечания высказали бы вы педагогу на месте родителя? Какие пожелания дали бы как специалист по риторике?
Задание 20. Представьте себя в роли классного руководителя. Составьте беседу с родителями на одну из перечисленных ниже тем. Сформулируйте цель беседы. Продумайте такое содержание и построение беседы, чтобы она была четко направлена на достижение коммуникативной цели. Как реализуются в вашем тексте законы и принципы риторики? Подготовьтесь к выступлению перед однокурсниками с подготовленным текстом.
Задание 21. Оцените выступление вашего однокурсника с текстом беседы для родителей. Какова цель беседы? Ориентируйтесь на примерную схема анализа речевой ситуации.
Задание 22. Выберите для анализа образа ритора какого-либо известного человека: политического деятеля, ведущего телепрограммы, участника телевизионного ток-шоу и т.п. Понаблюдайте за публичным поведением ритора.
Дайте характеристику объекту вашего наблюдения: как представлены в его образе те или иные составляющие речевого мастерства; кажется ли вам поведение ритора удачным, эффективным. К какому типу оратора вы отнесли бы ваш объект наблюдения (см. статью И.Г.Родченко в упражнении 2)?
Попытайтесь соотнести образ изучаемого вами ритора с социально-психологическим портретом его аудитории (кто является адресатом речей; насколько хорошо представляет себе ритор особенности аудитории и как их использует).
Наверняка человек, за которым вы ведете наблюдение, достиг в своей деятельности определенных успехов. Как вы полагаете, помог ли ему в этом образ ритора, который он сознательно создает? Представьте себя в роли профессионального имиджмейкера или PR-технолога какие рекомендации могли бы вы дать «своему» ритору? (При этом помните, что ваши рекомендации должны быть не о том, как себя хорошо вести, а о том, как себя вести, чтобы достичь определенной цели).
Задание 23. Прочитайте статью И.Г.Родченко «Владейте собой, чтобы владеть аудиторией: как преодолеть страх публичных выступлений»103. По материалам статьи составьте себе памятку «Как преодолеть страх публичных выступлений».
Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как он предотвращает слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия.
В детском саду я стал случайным свидетелем подготовки малышей к новогодней елке. Музыкальный руководитель, обращаясь к моему трехлетнему отпрыску, пригрозила: «Что ж ты не говоришь слова, Егор? Дед Мороз не придет, смотри…». Егор со страхом переспросил у меня в гардеробе: «Не придет???»
Помню, девочка стоит у школьной доски. Урок забыла. Грозная училка смотрит осуждающе – рассстяпа! И растекается лужа на смех всем одноклассникам.
Мама говорит юнцу: «Да как ты такой в гости пойдешь? Что ж люди-то подумают!».
Маленький человечек растет с ощущением опасности. Они подстерегают его на каждом шагу: темнота, одиночество, боль, незнакомые люди… Взрослые, окружающие ребенка, непроизвольно заражают его этим чувством. Человечек вырастает, впитывая в себя новые, «социальные» страхи: боязнь потери имущества, боязнь оскорбления, боязнь открытого или закрытого пространства, страх новизны. Среди более чем 350 видов страхов, известных современному человеку, боязнь публичного выступления и, шире, боязнь неудачи в коммуникации с незнакомыми людьми, относится к самым распространенным.
Нам всем знаком этот страх. Обычная речевая ситуация, когда надо, например, произнести тост в малознакомой компании, может стать для нас причиной сильнейшего стресса. Разве не думаем мы в эти минуты, что надо было остаться дома, а не ходить по гостям?
За годы преподавательской работы я не раз становился свидетелем настоящих человеческих трагедий, причиной которых был страх. Как много желания, мужества пришлось проявить этим людям, как много труда приложить, чтобы разрушить в себе свинцовую стену страха. Хорошо помню Анну К. – удивительно красивую и умную молодую женщину. Ее ухоженный внешний вид, манера одеваться и вполне уверенное поведение недвусмысленно говорили о высоком социальном статусе и успешной карьере в бизнесе. Так, собственно, при знакомстве и оказалось – Анна занимала весьма ответственную должность на одном из совместных предприятий Санкт-Петербурга. Во время первого практического задания – необходимо было публично озвучить свои приоритеты, ответив на вопрос «Что ждете Вы от данного тренинга?», – Анна вдруг совершенно изменилась. Мы увидели перед собой растерянную, испуганную девчонку, которая до побеления костяшек сцепила свои пальцы и буквально дрожала. Она ничего не смогла сказать. А на следующий день и вовсе не участвовала в практикуме, сославшись на недомогание. После занятий я попросил ее задержаться, и мы два часа проговорили как хорошие друзья обо всем: о ее до предела загруженном уроками, языками, музыкой, спортом детстве; о годах учебы в Петербургском университете, а затем и в Англии; о тех проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться на работе в своей компании. Оказалось, что, будучи хорошо подготовленным, ответственным специалистом, Аня стала быстро продвигаться по карьерной лестнице, но в один ужасный для нее день, по получении новой должности, выяснилось, что теперь ей придется участвовать в переговорах и вообще частенько выступать публично. Для нее это был шок. Ничего не оставалось, как начать работу над собой и преодолевать свои страхи. Да, Анна оказалась необычайно волевым человеком, но каких трудов ей это стоило!
Как избавиться от этого неприятного и мешающего в работе чувства? Как побороть страх и свободно выходить на любую трибуну, выступать перед любым количеством людей?
Прежде всего, следует раз и навсегда понять, что есть два разные чувства. Есть страх, парализующий, лишающий нас способности мыслить, а есть волнение – естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Помните историю о том, как Юлий Цезарь набирал воинов в свой легион? Он подвергал их опасности и внимательно смотрел на лица претендентов. Если юноша покрывался румянцем (волнение), то его зачисляли в войско, а если бледнел (страх), то он получал отказ. Еще древние полагали, что хороший оратор просто обязан волноваться: «Я утверждаю: будь то даже самые лучшие ораторы, даже те, кто умеет говорить отменно легко и красиво, но если они приступают к речи без робости и в начале ее не смущаются, то на меня они производят впечатление прямо-таки бесстыдных наглецов. К счастью, это дело небывалое, так как чем оратор лучше, тем более страшит его трудность ораторских обязанностей…» – говорил величайший теоретик красноречия Цицерон.
Воспринимайте волнение, как хороший знак. Вы спрашиваете, как отличить страх от волнения? Очень просто. Страх лишает Вас воли. Страшно – это не тогда, когда Вас, простите, «трясет», а когда вы размякаете, как кисель, и погружаетесь в совершенную апатию. Чтобы не ставить себя и других в глупое положение, надо работать над собой. Вам нужна уверенность в себе.
Самой распространенной причиной боязни публичного выступления, на мой взгляд, является зависимость от мнения других людей. Мы все в той или иной степени тщеславны и боимся показаться смешными, выглядеть в глазах другого хуже, чем нам хотелось бы. Вот мы и робеем, и бежим от опасности «потерпеть крушение». Интересно, что часто мы сами вызываем в себе страх, выходя к публике с «установкой на успех», с ожиданием похвалы, аплодисментов. А публика не готова нас любить сразу и безответно. Оратор появляется перед аудиторией и, не чувствуя горячего, благожелательного внимания к себе, тут же теряет почву под ногами. А ведь выступать нам чаще приходиться именно в таких аудиториях, где признательность слушателей приходиться завоевывать.
Вторая причина – лень или неорганизованность. Не готовимся к выступлению и рассчитываем на авось. В результате – сами себя лишаем уверенности. Впрочем, этой самой уверенности нам часто недостает не только из-за плохого знания материала. Кому-то силы голоса не хватает, кто-то лишен хорошей дикции и т. п. Помню одного участника тренинга, совладельца транспортной компании. Вроде хорошо готовился к выступлениям, трезво относился к себе, а перед слушателями напрягался, как грузчик, взваливший сразу три мешка с песком себе на спину. Оказалось, человек смешно шепелявил и очень переживал, что этот недостаток не позволит ему расположить к себе аудиторию. Опять же – лень. Избавиться от речевых недостатков можно, надо только захотеть. По крайней мере, Дмитрий избавился. Избавился от постоянного внимания к этой особенности своей речи и от нервозности, от этого внимания возникавшей. Да и звуки шипящие подправил.
Третья причина – излишняя мнительность. Например, кто-то недоволен своей внешностью. Бывает! Но когда этот человек общается с другими людьми, ему кажется, что все оценивают его и думают о только его недостатках. Естественно, что такой человек избегает всякой возможности оказаться в центре внимания.
Запомним несколько «технических» правил и приемов, которые помогут нам справляться со стрессом и не допустить того, чтобы волнение перед публичным выступлением или общением в сложной речевой ситуации не перерастало в самый настоящий страх.
Прежде всего, не доверяйте утверждениям, будто вам необходимо настроиться на «бесстрашное» выступление, заклиная себя перед зеркалом: «Я самый(ая) красивый, умный, уверенный в себе…». Сколько рубль долларом ни называй – зеленее не станет. Нет для оратора хуже настроя, чем «установка на успех». Чем выше в мыслях вознесешься, тем серьезнее будут травмы в результате падения. Когда человек выходит «за аплодисментами», он заведомо обрекает себя на большие трудности. Даже если его «твердокожести» достаточно, чтобы не замечать ничего вокруг и не бояться, он теряет нечто очень важное, а именно – искренность в отношениях со слушателями. Ведь такой оратор обязательно будет «играть», а не «проживать» свою речь вместе с людьми.
Я знаю, что отвлечься от подобных мыслей и настроений очень трудно. Но необходимо. Главное – думать не о том, как вы выглядите в глазах слушателей, а сконцентрироваться на выполнении поставленных задач, на достижении цели выступления. Думающий о деле забывает бояться. Очень важно отключить внимание от источника опасности. Учитесь управлять своим вниманием. Помните, что когда вы волнуетесь, то ваше внимание «разбросано». Иногда, уже в момент высказывания, вдруг настигает нас волна страха. Например, что-то забыли. Не паникуйте. Соберите внимание на каком-то предмете (лист бумаги на столе), успокойте дыхание. Подержите паузу. За это никого еще не убивали. Спокойно произнесите свою последнюю фразу (быть может, немного изменив ее). Ваш мозг работает в эти секунды в ускоренном режиме. Вы найдете нужное решение. Но не давайте страху овладеть вами. И вообще, знайте, что слушатели вашего волнения не замечают. Это нам только кажется, что все смотрят и радуются, видя, как мы «дрожим». Одна молодая женщина чуть в обморок не падала от страха в своем первом выступлении, а все лишь отметили легкий румянец, весьма украшавший эту особу.
Далее. Вы, конечно, заметили, как реагирует на стрессовую ситуацию ваше тело. Нервное напряжение приводит к мышечной скованности, которая «сжимает», сдавливает дыхательные мышцы. Очень важно научиться снимать это напряжение, освобождаться от мышечных зажимов. Творить может только свободный человек. Обратите внимание на свое тело. Представьте, что у вас внутри работает маленькая видеокамера. Просмотрите себя изнутри, фиксируя зоны повышенного напряжения, и просто снимайте его, добивайтесь мышечной свободы. Этот навык – внимание к состоянию тела и снятию напряжения, – должен стать автоматическим. Научитесь расслабляться! Очень помогает умение верно настроиться на работу. Прежде всего постарайтесь воспринимать своих будущих слушателей не как враждебную силу, а как друзей, которые всегда помогут вам. Перед выходом к публике успокойте дыхание, сделайте несколько неглубоких равномерных вдохов и выдохов. Подвигайтесь в спокойном ритме (если позволяет пространство). Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками. Не забудьте поправить одежду. Идите к людям легко, не шаркая ногами, не размахивая руками и думая о том, что жизнь, в сущности, – прекрасна!
И последнее! Кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. Трудно только первые пять раз. Если не преодолеть себя, то придется бояться всю жизнь. Волнение останется с вами навсегда, и это хорошо, ведь волнение тонизирует, а вот страх уйдет. Потому что страх сам боится.
Задание 24. Проанализируйте статью И.Г.Родченко из предыдущего задания. Какова коммуникативная цель автора? Сформулируйте основную мысль статьи. Как автор аргументирует свою точку зрения?
Обратите внимание на риторические средства контакта, которые использует автор. Каким приемом он пользуется, чтобы заинтересовать читателя? Какие фразы могут побудить адресата следовать советам автора?
Найдите в тексте статьи средства орнаментации. Какова их роль в реализации коммуникативного намерения автора?
Какие средства использует автор, следуя законам и принципам риторики?
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки