Модуль 5. Жанры устной научной речи
Задание 1. Прочитайте отрывок из статьи И.Андроникова «Слово написанное и сказанное» (текст 29 в приложении 1). Определите основную мысль. Какие отличительные черты устной и письменной речи выделяет автор? Составьте тезисы и напишите резюме данного отрывка.
Задание 2. Прочитайте публикацию специалиста в области компьютерных технологий Ю.Ветрова, посвященную подготовке к выступлению с докладом «Интерфейсы нового веба» на научной конференции «Байнет 2.0 в формате нового веба» (Минск, 2007). Определите стилевую принадлежность текста. В тексте много специальных терминов и профессиональных жаргонизмов, по возможности выясните их значение. Выделите основные этапы работы над докладом, описанные в тексте. С чем вы согласны, с чем можно не согласиться? Свои рассуждения подкрепите аргументами.
Во вторник выступали вместе с Юрой Шиляевым на конференции по Веб 2.0 в Минске – ByNet 2.0. Тема доклада, само собой, интерфейсная – как они живут в разрезе веб 2.0. О самой конференции уже написали, а я решил дождаться, пока появится запись выступления. Черт его знает, может, со стороны оно смотрелось невесело?
Над сутью доклада думали долго. С одной стороны, тема немного кондовая – уже много раз говорилось о том, что веб 2.0 – это маркетинговая фикция. Но мы не шиком лыты – решили найти интересный градус, под которым можно было бы подать все это интересно и для слушателей, и для себя. Решив по началу сделать упор в сторону шоу, выбрали отличный формат – попробовать переспорить друг друга, предлагая аргументы за и против того, что веб 2.0 вообще есть. Написали тонну заметок и набросков, но когда дело дошло до оформления, поняли что нужно менять точку сборки доклада – получается банальщина и скукотища.
Помог свежий после отпуска мозг Саши Шиляева. Его MBA-шные советы подсказали лучший ход – начать импровизировать рассказ и по ходу дела записывать его. Доклад тут же приблизился к реальности – что сказать в приветствии и как связать его с продолжением? Как не забыть о том, что нужно запустить немного джинсы – хочется не просто образовывать аудиторию, но и для компании очков заработать. В общем, за пятнадцать минут родилась отличная болванка текста – осталось только придумать хорошую концовку. Легкий перекур, обсуждение рабочих вопросов – и переключение когнитивных контекстов (извините за терминологический суп) дает отличный результат в виде свежего подхода. Который красиво ложится в основу выводов доклада.
Тут сработала шутка “пока рассказывал – сам понял”. Мы решили не говорить о банальностях вроде облака тегов или шрифтов большого размера. Решили обсудить концептуальное. Что такое интерфейсы вообще и какими они были в эпоху доткомов? Что повлияло больше – корпоративные потребности или развлекательные ресурсы? Open source-сообщество, Amazon, гостевые книги, домашние страницы, ERP – как это все помогло добавить единичку к 1.0? Какие основные точки приложения усилий в этой новой парадигме? Осталось только разбить реплики по ролям и немного потренироваться.
Получив отличнейшую структуру и наполнение доклада, решили заняться визуальным фоном. От привычной PowerPoint-презентации отказались сразу. Первым вариантом был сбор пары десятков интерфейсных элементов веб 2.0 и ротация их на фоне выступления. Но по итогу и эта идея оказалась скучной, да и Юра нашел гораздо лучшее решение. Это был отличнейший семиминутный прелоадер – один из самых характерных вебдванолевых элементов. В сумме вышло три слайда – приветствие, экшн и финальные титры…
…Выступление отложилось на пару часов, да и публика подустала и поредела за этот период. Но нам хватило и того что есть, чтобы отлично отработать миниатюру (так публика назвала наше выступление) и получить неофициальное звание баптистских проповедников. Многие обратили внимание на клоунничание, а не суть доклада. Для кого-то эта суть оказалась слишком абстрактной. Но мы с Юрой довольны. И рассказом о проблеме с необычной, может быть даже немного философской стороны. И эпатажностью выступления, которое позволило ему хорошо запомниться. Да и новые контакты оказались приятными и полезными (http://www.jvetrau.com/2007/06/21/vystupaem-na-konferenciyah/).
Задание 3. Сравните письменный текст реферата и устного реферативного сообщения. Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга? Чем обусловлены эти различия?
Сравните структуру реферата и реферативного сообщения. Что общего и что различного в построении этих текстов?
Сравните структуру предложений в реферате и реферативном сообщении. Чем вызваны отмеченные вами различия? Какую роль в реферативном сообщении играют выделенные средства языка?
Реферат
| Реферативное сообщение
|
Акишина, А.А. Куда мы смотрим при разговоре / Акишина А.А., Шляхов В.И. // Акишина А.А., Шляхов В.И. Учимся читать быстро и эффективно. М.: Русский язык, 1991. С.4345. Книга А.Акишиной и В.Шляхова содержит интересный материал об общении, его функциях и особенностях. В частности, многие тексты для чтения посвящены невербальному общению. Один из них «Куда мы смотрим при разговоре?» лежит в основе настоящего реферата. Цель статьи рассказать о том, как глаза участвуют в общении. В первой части статьи авторы подчеркивают, что общение людей начинается с языка внешнего вида. И особое внимание в связи с этим уделяется глазам, которые дают человеку до тысячи ощущений в минуту. В этой части статьи приводятся высказывания ораторов, ученых, поэтов, свидетельствующие о том, какое значение они придают глазам, взгляду человека при общении. Авторы привлекают внимание читателей к русским пословицам и поговоркам, отражающим внимание людей к тому, как смотрит собеседник, как он реагирует на выражение глаз партнера по общению. Этому посвящена следующая часть статьи. Логическим продолжением этой части является сравнение таких выражений, которые употребляются для характеристики взаимоотношений людей (бегающие глаза, не отводя глаз и т.д.). В заключение приводятся сведения о том, какие особенности использования взгляда возникают у разных народов, у людей различных национальностей. Статья проиллюстрирована рисунками, которые облегчают восприятие содержания. Авторам удалось в небольшой по объему статье изложить интересные и полезные сведения о роли взгляда в общении. | Хочу познакомить вас со статьей А.Акишиной и В.Шляхова «Куда мы смотрим при разговоре?». Она является частью книги под названием «Учимся читать быстро и эффективно». Выходные данные записаны на доске. Книга эта содержит интересный материал об общении, его особенностях и функциях. И конечно, многое в ней посвящено невербальному общению, в том числе и статья «Куда мы смотрим при разговоре?». Чем интересна и полезна статья? Ее цель рассказать о роли глаз, о роли взгляда в общении. Для достижения этой цели авторы делают следующее. Во-первых, они подчеркивают, что общение начинается с языка внешнего вида. А это, как мы знаем, взгляд, мимика, поза, жест и т.д. Особое значение при общении мы придаем глазам, взгляду. Русский ученый И.М.Сеченов говорил, что глаза дают человеку до тысячи ощущений в минуту. В этой части статьи приводятся также и другие высказывания ораторов, ученых, поэтов о роли глаз в мироощущении человека. Во-вторых, в статье анализируются пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые употребляются в русском языке для характеристики взаимоотношений людей: бегающие глаза, не отводя глаз, с глазу на глаз и др. Думаю, что каждый из нас вспомнит подобные выражения. Отмечу, что статья небольшая, но в ней много рисунков. Они облегчают восприятие содержания статьи. И наконец, в последней части статьи авторы рассказывают о том, что разные нации по-разному используют взгляд. Оказывается, арабы, латиноамериканцы, европейцы, японцы совершенно по-разному смотрят на собеседника при разговоре. Отсюда следует основной вывод, к которому подводят нас авторы реферируемой статьи: при общении необходимо знать не только Язык как таковой, но и особенности языка внешнего вида, который имеет свою специфику у представителей разных национальностей.
|
Задание 4. Прочитайте приведенный ниже фрагмент одного из рассказов А.Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Сформулируйте предмет спора между Холмсом и Ватсоном. Какую позицию занимает каждый из спорящих? При помощи каких аргументов каждый из них отстаивает свою точку зрения? Являются ли эти аргументы рациональными или эмоциональными?
– Мистер Ватсон!
– Да!
– Это роман?
– Да.
– Вы что, читаете романы?
– А вы хотите сказать, что не читаете? Это же Диккенс!
– Не читал, не читаю и не собираюсь читать. Я вообще не читаю беллетристику.
– Ну, а история, философия?
– История, философия... В руки не брал!
– Ну, а как же Аристотель, Жанна д’Арк, Коперник?
– Коперник – знакомая фамилия. Что он сделал?
– Боже мой, так ведь же это он открыл, что Земля вращается вокруг Солнца. Или этот факт Вам тоже неизвестен?
– Но мои глаза говорят мне, что скорее Солнце вращается вокруг Земли. Впрочем, может быть он и прав, ваш, как его, Коперник.
– Простите меня, Холмс... Вы человек острого ума, это сразу видно. Вы превосходно знаете химию... Как же вы не знаете вещей, которые известны каждому школьнику?
– Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл.
– Вы что, хвастаетесь своим невежеством?
– А вы, Ватсон, вы можете отличить грязь на Риджен-стрит от грязи на Пикадилли? Или пепел гаванской сигары от пепла манильской? Или можете мне сказать, что написано в третьем параграфе «Уложения о наказаниях Британской империи»? Можете?
– Но ведь я говорю об элементарных вещах, которые знает каждый!
– Но я-то не каждый! Ватсон, поймите: человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить всё что угодно. Дурак так и делает – тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.
– Учение Коперника, по-вашему, хлам?!
– Хорошо. Допустим, Земля вращается вокруг Солнца...
– То есть... То есть как «допустим»?..
– Земля вращается вокруг Солнца, но мне в моём деле это не пригодится.
Задание 5. Посмотрите телепередачу «Времена», «Закрытый просмотр» или другую программу в жанре ток-шоу. Попробуйте записать аргументы, которые выдвигают сторонники различных точек зрения по тому или иному вопросу. Оцените эти аргументы с точки зрения их убедительности. Какие аргументы кажутся вам более действенными – рациональные или эмоциональные?
Задание 6. Используя материалы книги Е.А.Петровой «Жесты в педагогическом процессе» (М., 1998) и И.Н.Горелова и В.Ф.Енгалычева «Безмолвный мысли знак» (М., 1991), подготовьте беседу для школьников подросткового возраста «Культура невербального поведения». Что нового вы узнали о значении жестов в жизни человека?
Задание 7. Ознакомьтесь с книгой Е.А.Петровой «Жесты в педагогическом процессе» (М., 1998). Подготовьте небольшую лекцию для студентов на тему «Невербальное поведение педагога». Обратите особое внимание на то, какие жесты мешают взаимопониманию педагогов и учащихся.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки