6.3.1. Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы изучает особый раздел языкознания – орфоэпия (греч. orthos – прямой, правильный и epos – речь). В узком смысле к ведению орфоэпии относят особенности литературного произношения звуков и их сочетаний. В широком понимании орфоэпия наряду с нормами произношения изучает особенности ударения и интонации.
Среди произносительных норм различают нормы произношения гласных звуков, нормы произношения согласных звуков и нормы произношения заимствованных слов. Назовем некоторые орфоэпические нормы, соблюдение которых является обязательным для всех носителей русского языка.
Произношение гласных.
В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией, т.е. происходит редукция гласных звуков (лат. reductio – возвращение; уменьшение, сокращение). Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге после твердых согласных произносятся как звук, близкий к [а], в транскрипции часто этот звук обозначается знаком [^]: основа – [а]снова ([^]снова ), автономия – [а]вт[а]номия ([^]вт[^]номия), молоко – мол[а]ко (мол[^]ко ). Такое произношение называется акающим. В остальных безударных слогах на месте букв о и а после твёрдых согласных произносится очень краткий неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается знаком [ъ] («ер»): голова – г[ъ]лова, сторона – ст[ъ]рона.
На месте букв е и я в первом предударном слоге после мягких согласных произносится звук, близкий к [и] (средний между [э] и [и]): его – [йивó], язык – [йи]зык. Такое произношение называется икающим. В остальных позициях произносится сверхкраткий неясный звук, имеющий и-образное начало, в транскрипции обозначающийся знаком [ь] («ерь»): функция – функци[йь], небольшой – н[ь]бальшой.
На месте буквы е в первом предударном слоге после твердых согласных [ж], [ш], [ц] произносится звук, близкий к [ы]: цена – ц[ы]на, шестой –ш[ы]стой, железо – ж[ы]лезо. Такое произношение называется ыкающим.
Таким образом, русское литературное произношение является акающим и икающим и ыкающим.
На месте буквы и после твёрдого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится [ы]: функция – функц[ы]я, в истории – в [ы]стории, пединститут – пед[ы]нститут.
Произношение ряда слов следует запомнить: произносится [э] в словах: афера, бытие, головешка, зев, недоуменный, опека, оседлый; произносится [о] в словах: издевка, коммивояжер, наперченный, недооцененный, новорожденный, осужденный, внесенный, переведенный, побасенка, полегший, свекла, сметка. В некоторых случаях произношение зависит от значения слова: ист[э]кший (срок) – ист[о]кший (кровью), соверш[э]нное (пение) – соверш[о]нное (открытие); оглаш[е]нный (кричит как оглашенный) – оглаш[о]нный (указ); кр[э]стный (ход) – кр[о]стный (отец).
Произношение согласных.
Основные законами произношения согласных являются оглушение и ассимиляция (лат. assimilatio – уподобление).
Для русского языка характерно обязательное оглушение звонких согласных в позиции абсолютного конца слова: метод – мето[т], диагноз – диагно[с], вдруг – вдру[к]. Произнесение звука [х] на месте к допускается только в слове бог – бо[х].
Парные звонкие согласные в позиции перед глухими и парные глухие перед звонкими подвергаются ассимиляции, т.е. уподоблению по признаку глухости или звонкости: звонкие перед глухими оглушаются, глухие перед звонкими озвончаются: обобщение – обо[п]щение, отбавить – о[д]бавить.
Следует помнить правила произношения некоторых сочетаний согласных:
– сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [шш]: высший – вы[шш]ий, низший – ни[шш]ий;
– Сочетания сж и зж произносятся как долгий твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать, разжать – ра[жж]ать. В корне эти сочетания произносятся как долгий мягкий звук [ж’ж’]: позже – по[ж’ж’]е. Правда, в последнее время наблюдается тенденция к употреблению в данной позиции твердого долгого [жж];
– сочетания сч, зч произносятся как долгий мягкий звук [ш’ш’], такой же, как звук на месте буквы щ: расчет – ра[ш’ш’]ет, считать – [ш’ш’]итать, рассказчик – расска[ш’ш’]ик;
– сочетания тч и дч произносится как долгий звук [ч’ч’]: отчет – о[ч’ч’]ет, докладчик – докла[ч’ч’]ик;
– в сочетаниях тся, ться произносится долгий звук [цц]: улыбаться – улыба[ццъ], улыбается – улыбае[ццъ];
– в сочетаниях гк и гч на месте г произносится звук [х]: лёгкий – лё[х’к]ий, легко – ле[хк]о, легче – ле[хч]е;
– сочетание чн произносится как [чн]: точный – то[чн]ый, вечный – ве[чн]ый, античный – анти[чн]ый, отлично – отли[чн]о, в отдельных словах узаконено произношение [шн]: конечно – коне[шн]о, прачечная – праче[шн]ая, скучно – ску[шн]о, нарочно – наро[шн]о, пустячный – пустя[шн]ый, скворечник – скворе[шн]ик, яичница – яи[шн]ица, Ильинична – Ильини[шн]а;
– на месте сочетания чт в слове что и производных от него (кроме нечто) произносится [шт]: что – ш[то], чтобы – [шт]обы, кое-что – кое-[шт]о;
– в некоторых сочетаниях согласных (стн, стл, здн и др.) в устной речи происходит выпадение согласного (непроизносимые согласные), например: устный – у[сн]ый, счастливый – сча[сл]ивый, звездный – зве[зн]ый, солнце – со[нц]е.
Произношение заимствованных слов.
Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфоэпическим законам русского литературного языка, однако есть и некоторые отступления от литературной нормы при произнесении иноязычных слов. Так, в ряде случаев на месте буквы о после твердых согласных допускается произношение [о] вместо безударного [а]: кака[о], ради[о], адажи[о], ф[о]йе, б[о]монд, вет[о], кред[о]; в именах собственных : [О]н[о]ре де Бальзак, Ш[о]пен, З[о]ля, Джордан[о] Брун[о].
Трудности вызывает и произношение согласных перед ударной гласной буквой е. В соответствии с нормами русского литературного произношения в этой позиции произносится мягкий согласный, в том числе и во многих словах иноязычного происхождения: [д’]ефицит, п[р’]ези[д’]ентт, эф[ф’]ект. Однако в целом ряде книжных слов и терминов перед е произносится твердый согласный звук: аль[тэ]рнатива, генэтика, [дэ][тэ]ктор, ин[тэ]грал, кибер[нэ]тика, компью[тэ]р, по[тэ]нциал, син[тэ]з, [тэ]ст, резю[мэ], ти[рэ], фо[нэ]тика, э[нэ]ргия и др. Многие заимствованные слова проявляют тенденцию к произношению в соответствии с нормами русского литературного языка и допускают произношение перед е мягких согласных, что приводит к появлению произносительных вариантов. Следует, однако, отметить, что разные словари могут содержать разную информацию о произношении того или иного слова, что свидетельствует о неустойчивости нормы произношения заимствованных слов.
«Орфоэпический словарь» под ред. Р.И.Аванесова | «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой | «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С.А.Кузнецова |
агрессия, доп. [рэ] бактерии, доп. [рэ] девальвация [дэ] и [де] декан, доп. [дэ] конгресс, доп. [рэ] прогресс, доп. [рэ] стратегия, доп. [тэ] термоядерный, доп. [тэ] термостат [тэ] экспресс, доп. [рэ] | агрессия бактерии девальвация декан конгресс прогресс стратегия термоядерный термостат [тэ] экспресс (сущ.) [ре] экспресс- (первая часть сложных слов) [ре]: экспресс-опрос | агрессия бактерии девальвация декан конгресс прогресс стратегия термоядерный [тэ] и [те] термостат [тэ] и [те] экспресс (сущ.) [ре] экспресс- (первая часть сложных слов) [рэ]: экспресс-опрос |
Рекомендуется в случае затруднения обращаться к новейшим толковым и орфоэпическим словарям (перечень см. в пункте 6.3.2).
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки