logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

1. Порядок слов в предложении.

Порядком слов в предложении называется взаимное расположение в нем членов предложения. В литературном языке различаются сферы, обладающие разными нормами порядка слов. Более или менее строгими правилами словорасположения характеризуется письменная прозаическая речь, в том числе и научная, в которой основной функцией порядка слов является осуществление определенной коммуникативной задачи. Эта функция предполагает в каждом случае определенный порядок словорасположения.

Как отмечается в ряде исследований, в современном русском языке порядок слов не свободный, но гибкий93. Предлоги, союзы, частицы всегда имеют определенное место в предложении. Другие слова допускают некоторую свободу в размещении, однако варианты их расположения тоже не беспредельны. Эти ограничения связаны с двумя причинами: структурной связанностью компонентов предложения и смысловой их значимостью. Порядок слов может изменяться в связи с необходимостью изменения смысла, интонации и даже изменения его структурной характеристики, но в пределах сохранения общих структурных свойств предложения как синтаксической единицы. В каждом конкретном случае порядок слов зависит как от грамматической природы слов в предложении, так и от смысла всего предложения, который, в свою очередь, регулируется предыдущим и последующим предложениями.

Для одних предложений порядок слов может быть свободным. Известный синтаксист А.М. Пешковский иллюстрирует данное положение следующим примером: по его наблюдениям, предложение Я вчера вечером пришёл домой имеет 120 вариантов, которые не различаются по значению и не имеют никаких оттенков. Ср.: Вчера я вечером пришёл домой. Вчера вечером я пришёл домой. Вечером вчера я пришёл домой и т.д.

В большинстве же случаев порядок слов в русском языке выполняет грамматическую, коммуникативную и стилистическую функции. Так, в предложениях: Около двери висели часы и Часы висели около двери порядок слов в первом предложении подчёркивает, что именно часы висели около двери, во втором ― акцентируется место, где висели часы.

Предложение – это минимальная единица человеческой речи и, как правило, оно связано тесными смысловыми отношениями с контекстом. Поэтому порядок слов в предложении определяется его коммуникативной ролью в данном отрезке высказывания, прежде всего его смысловой связью с предшествующим предложением. На первое место ставится известное из предшествующего контекста («данное», «тема»), на второе – другой компонент предложения, то, ради чего оно создается («новое», «рема»).

С точки зрения грамматической структуры для прямого порядка слов в повествовательном предложении, преобладающем в научной речи, характерно следующее расположение членов предложения:

а) подлежащее обычно предшествует сказуемому: Сильные магнитные бури всегда сопровождаются интенсивными полярными сияниями; Наши представления о нелинейном мире находятся в процессе становления;

б) дополнение обычно стоит после управляющего слова: Защитные лесные насаждения поддерживают высокое видовое разнообразие и стабильность агроэкосистемы, способствуют экологизации сельскохозяйственного ландшафта и повышают его ресурсовоспроизводящие функции.

в) согласованное определение обычно предшествует определяемому слову: Суточные ритмы пронизывают все природные явления; Неблагоприятное положение в коллективе тормозит нравственное развитие личности;

г) несогласованное определение обычно ставится после определяемого слова: На схеме показана личность ученика в системе его социального окружения; Большинство двуязычных словарей не может удовлетворительно решить проблему перевода русского слова «заодно».

д) обстоятельства образа действия, выраженные наречиями на -о, -е, обстоятельства меры и степени, времени, места обычно предшествуют глаголу-сказуемому: Рудеральные мхи активно внедряются на места с нарушенным растительным покровом; В середине XIX века значительно усилился интерес к документальной прозе; В городах и других населенных пунктах постоянно идет процесс антропогенной трансформации флоры.

е) обстоятельства причины, цели, условия и уступки достаточно свободно размещаются в предложении: В настоящее время особую актуальность среди широкого спектра заболеваний желудочно-кишечного тракта приобрели ишемические заболевания толстого кишечника в связи с широкой распространенностью сосудистых заболеваний… В связи с этим целью нашей работы явилось изучение морфологических изменений и микробиоценоза толстой кишки…; Для преодоления этих проблем необходимо наличие нескольких факторов; Несмотря на причудливые формы проявления экзистенциального кризиса, он приводит к более позитивному и духовному взгляду на мир, к более высокому уровню будничной деятельности;

В качестве стилистического приема с целью логического выделения одного из членов предложения может использоваться инверсия, или обратный порядок слов, т.е. расположение соотносительных членов предложения с нарушением обычного их порядка:

а) сказуемое может предшествовать подлежащему: Замечателен тот факт, что нелинейность системы является необходимым условием детерминированного хаоса; Наиболее интересной является технология эвристического обучения. При постановке в начале предложения обстоятельства сказуемое чаще всего предшествует подлежащему: В последнее время стала очевидной необходимость разработки практических пособий по организации экологических исследований; В пресноводных водоемах живет великое множество организмов, каждый из которых выделяет в воду продукты жизнедеятельности;

б) согласованное определение может находиться после определяемого слова: Каждое последующее поколение приобретает свои собственные ценности, и с этим должно согласиться поколение предыдущее; И между тем как государство в своих заведениях образует человека общественного, внешнего, – здесь, в невидимом лоне семьи, родится, растет и зреет человек внутренний, цельный, дающий основу и ценность внешнему;

в) обстоятельства места могут находиться после сказуемого, если они необходимы для полноты высказывания: При этом информационные отношения существуют не только в пространстве, но и во времени; Такая структура курса позволяет показать единство подходов и методов в разных областях математики.

Прямой порядок слов, т.е. порядок, передающий последовательный переход от данного (темы) к новому (реме), считается стилистически нейтральным порядком слов. Стилистически значимый порядок слов возникает в результате инверсии, т.е. нарушения обычного порядка слов. Прямой порядок слов лишен экспрессии, инверсированный – экспрессивно окрашен. Эти стилистические качества порядка слов определяют их использование в текстах разной функционально-стилевой принадлежности. Так, стили научный, официально-деловой предпочитают прямой порядок слов; разговорная речь и речь художественная в избытке пользуются инверсией, хотя и научная речь в ряде случаев также прибегает к инверсии.

В ряде случаев порядок слов позволяет избежать двусмысленности предложения. Так, например, фразу Наблюдение над языком маленьких детей можно понять по-разному: 1) какой-то учёный проводит наблюдение над языком детей и 2) дети наблюдают явление языка. Двусмысленность устраняется при изменении порядка слов: Наблюдение маленьких детей над языком.

2. Нормы согласования главных членов предложения.

При согласовании сказуемого с подлежащим, обозначающим группу или множество, академическая грамматика допускает вариантные формы числа сказуемого в следующих случаях94:

– При подлежащем – собирательном числительном, обозначающем в предложении группу лиц: Двое не явились/не явились. Если речь идет о субъекте, уже известном, то правильна форма множественного числа: Эти двое явились с опозданием.

– При подлежащем – количественном сочетании с родительным падежом: Двое учеников пришло/пришли. Форма единственного числа сказуемого предпочтительнее при подлежащем – абстрактном существительном и при подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности: Состоялось девять встреч; Откроется более сорока школ. Форма множественного числа предпочтительнее в случае, когда подлежащее называет группу лиц или если речь идет об известном, определенном субъекте: Двое бойцов, посланных в разведку, еще не вернулись; Сорок минут, о которых вы просили, истекли. Только форма единственного числа сказуемого возможна при подлежащем – сочетании со словами столько, сколько, несколько, много, немного, мало, немало: Сколько писем накопилось! Произошло немного/немало событий. В последнее время в периодической печати наблюдается тенденция к употреблению в таких конструкциях формы множественного числа сказуемого: Немало "отличников и “отличниц” не владеют литературным языком, не умеют построить фразу, не запутавшись в придаточных, сделать сообщение или доклад на собрании молодежи (Л. Никулин). Однако некоторые лингвисты такие случаи рассматривают как ненормативные95.

– При подлежащем – слове большинство, меньшинство и т.п., одном или в составе количественного сочетания: Большинство зрителей стояли/стояло; Множество пар глаз смотрели/смотрело на него. В научных текстах предпочтение отдается форме единственного числа: Большинство двуязычных словарей не может удовлетворительно решить проблему перевода русского слова «заодно»; Большинство видов встречается единично. Если сказуемое предшествует подлежащему и в случае нераспространенности предложения единственно правильной является форма единственного числа сказуемого: Собралось множество гостей.

К.С.Горбачевич на основе наблюдений над речевым материалом делает вывод о преимущественном употреблении в одних случаях форм единственного числа сказуемых, в других случаях форм множественного числа96. Так, при подлежащем, выраженном сочетанием слов несколько (или большинство) с существительным в родительном падеже множественного числа, сказуемое употребляется преимущественно в форме единственного числа в следующих случаях:

а) если существительное обозначает неодушевленный предмет, например: Несколько пыльных электрических лампочек то гасло, то тускло разгоралось (К.Паустовский);

б) если при слове большинство имеется определение (абсолютное, подавляющее, огромное и т. п.), например: Огромное большинство наших промышленных предприятий отказалось от участия в выставке (М. Кольцов);

в) если сказуемое выражено страдательной формой глагола (и особенно причастия), например: Большинство писем доставлено днем (В. Лидин). Ср., однако, в периодической печати: Большинство учащихся очень хорошо подготовлены; За хищение осуждены несколько человек;

г) если сказуемое предшествует подлежащему, например: Игра стала злой. Сразу попадало несколько человек (Л. Кассиль); В начале улицы обозначилось несколько теней (Г. Березко).

Сказуемое употребляется преимущественно во множественном числе в следующих случаях:

а) если существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое подчеркивает активность действия, например: Несколько слуг бросились было в разные стороны (А.Пушкин); Несколько человек кинулись вслед бежавшему (Ю. Никитин);

б) если имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого, например: Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький); Несколько партизан отстали от отряда и приготовились отстреливаться (Вс. Иванов);

в) если имеются придаточное предложение или обособленный оборот, отрывающие сказуемое от подлежащего и тем самым ослабляющие их формально-грамматические связи, например: Большинство писателей, из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (С. Лукницкий); Несколько человек, схватившись за руки, опрокинулись спинами на тех, кто сзади (М. Горький); Несколько солдат и офицеров, находившихся в толпе, упали е обморок (Ю. Трифонов); Несколько домохозяек, вышедших за хлебом или за молоком, также теснились в толпе (Н. Асанов).

– При подлежащем – слове часть, одном или в составе количественного сочетания: Часть учащихся не явилась/не явились. При неодушевленности существительного правильна форма единственного числа сказуемого: Часть писем затерялась; Большая часть нерегулярных изменяющихся процессов объединена в понятие погоды. При известности, определенности субъекта правильна только форма единственного числа: Эта часть зрителей находилась на трибунах.

– При подлежащем – сложном существительном с компонентом пол-, а также сочетании с полтора, полторы предпочтительнее форма единственного числа сказуемого: В пакет вошло полкилограмма/полтора килограмма. Если существительное обозначает группу лиц, сказуемое может употребляться в форме множественного числа: Полкласса не выучили уроки. Если при подлежащем имеется определение, то сказуемое употребляется только в форме множественного числа: Миновали эти нелегкие полгода; Эти полдома ремонтируются.

– Местоимения кто, никто требуют после себя глаголов в единственном числе в прошедшем времени в форме мужского рода (даже если речь идет о лице женского пола) или среднего рода для местоимений что и ничто: Кто голосовал против? Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать соревнованиям.