Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
Задание 1. Рассмотрите группы синонимических слов, определите при помощи словарей различия в их лексическом значении и стилевой принадлежности.
Болезнь – заболевание – хворь – болячка;
Землевладелец – помещик – аграрий;
Множество – обилие – изобилие – море – масса – тьма – уйма – сонм
Реакционер – мракобес – обскурант – ретроград
Примечание. За справками рекомендуется обратиться к словарям синонимов и толковым словарям.
Задание 2. Определите функционально-стилевую принадлежность текстов, указывая их отличительные признаки.
1. Столичные школы называть русскими как-то и неловко. На каком еще, кроме основного государственного языка страны, можно учить детей в Москве? Но торопиться с ответом не стоит.
В столице сегодня около ста учебных заведений с азербайджанским, армянским, грузинским, литовским, молдавским и другим уклоном, или, как принято говорить, этнокомпонентом. Но и в обычных московских школах учатся дети мигрантов. По неофициальным данным, школьников-нероссиян в Москве около 100 тыс. человек. Что в этом плохого? Да ничего, кроме того что эти дети, как и многие взрослые в их семьях, практически не говорят по-русски.
Обычная средняя школа сегодня, в зависимости от района столицы, состоит из русских (имеются в виду носители языка) на 30–70%. Остальные дети – представители той или иной национальности, которая обосновалась по соседству. Бывает, что в одном учебном заведении можно встретить учеников 15–16 этносов одновременно. Позиция столичных властей в этом вопросе однозначна – все дети должны учиться. С одной стороны, такая позиция заслуживает уважения, с другой – русские дети начинают говорить с акцентом, падает общий уровень образования… Как следствие, более состоятельные родители переводят своих чад в другие школы, лицеи, гимназии, в том числе частные. Вот откуда «растет» расслоение общества. Сначала плохой русский язык, затем сокращенная программа, и как результат – неконкурентоспособность в будущем (АиФ. № 11. 2008).
2. В настоящее время усиленно разрабатываются методы синтеза сигналов с заданными автокорреляционными и спектральными свойствами. Если рассматривать последовательности из n импульсов прямоугольной формы, которые в соответствии с номером позиции M могут принимать значения 1, то простым перебором можно найти такие последовательности, для которых
= n; E = nE1,
где B(0) – автокорреляционная функция, E – энергия всего сигнала, E1 – энергия одного элемента. Такие сигналы принято называть шумоподобными сигналами (ШПС) или секвентными сигналами. (Решетникова О.С. Проблема усиления слабых сигналов // Актуальные проблемы науки и образования. – Балашов. 2007. – С.92).
3. В канун Покрова, после обеда, – самая большая радость: мочат антоновку.
Погода разгулялась, большое солнце. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, в розовых рубахах, чистые, русые, ясноглазые, пахнущие березой банной, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоком. Ляжешь на тюк – и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. Не дождешься, когда распорют. Порется туго, глухо, – и вот, пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится… катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла… пахнет как будто маслом, будто и апельсином пахнет, и маслится. Тычешься головой в солому, запустишь руку, и возятся под руками яблоки. И все запускают руки, все хотят выбрать крупное самое – «царя». Вся комната в соломе; под стульями, под диваном, под буфетом, – везде закатились яблоки. И кажется, что они живые, смотрят и улыбаются. (И.Шмелев. Веселая работа // Шмелев И. С. Мой Марс. – М., 1990. – С.160).
4. «Милый, дорогой, усатенький Жоржик. Ты не был у нас вот уже целую неделю, и я так за тобой соскучилась, что всю прошлую ночь проплакала. Помни одно, что если ты хочешь с меня смеяться, то я этой измены не перенесу. Один глоток с пузырька с морфием, и я перестану навек страдать, а тебя сгрызет совесть. Приходи непременно сегодня в 7часов вечера.Его не будет дома, он будет на тактических занятиях, и я тебя крепко, крепко, крепко расцелую, как только смогу. Приходи же. Целую тебя 1 000 000 000… раз. Вся твоя Раиса.
P.S. Помнишь ли, милая, ветки могучие
Ивы над этой рекой,
Ты мне дарила лобзания жгучие,
Их разделял я с тобой.
P.P.S. Вы непременно, непременно должны быть в собрании на вечере в следующую субботу. Я вас заранее приглашаю на 3-ю кадриль. По значению!!!!!!
R.P.»
(Куприн А.И. Поединок. Гл. III).
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О ТОРГАХ
Конкурсный управляющий ОАО «Мясоконсервный комбинат» Иванов А.А. – организатор торгов – проводит аукцион по продаже имущества ОАО «Мясоконсервный комбинат»…
Участие в торгах оформляется путем подачи письменной заявки в дух экземплярах по установленной форме, с приложением подлинника платежного документа о внесении задатка с отметкой банка об исполнении и полного комплекта надлежащим образом оформленных документов. Юридические лица прилагают выписку из реестра юридических лиц, выданную не ранее даты публикации объявления, документ о назначении руководителя; решение органа управления о приобретении имущества с торгов; нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о регистрации юридических лица, свидетельства о постановке на налоговый учет. Физические лица – паспорт, нотариально заверенное согласие супруга на участие в торгах и заключение договора купли-продажи… (Объявление в газете «Балашовская правда»).
Задание 3. Подберите свои примеры текстов разных функциональных стилей, укажите их отличительные признаки.
Задание 4. Ниже приведены термины и терминологические сочетания. Определите, какие из них относятся к общенаучным (междисциплинарным), а какие используются лишь в одной области знания.
Составьте предложения с общенаучными терминами и запишите их в тетрадь. Подчеркните в этих терминах орфограммы, запомните их написание.
Приготовьтесь писать терминологический словарный диктант, включающий эти слова.
Асимметричный, элементарный, строение, железá, гормон, ацетилсалициловая кислота, гипотеза, надпочечники, соединительный, производные, система, оппозиция, стимулировать, ипотечное кредитование, акциз, стиль, барраж, вокатив, галактика, гармóники, иррадиация, классификация, кроссинг, лакрúца, лакуна, интерференция, морфология.
Примечание. За справками рекомендуется обратиться к словарям иностранных слов и толковым словарям.
Задание 5. Приведите примеры терминов, имеющих отношение к выбранной вами специальности. Укажите, какие из них являются общенаучными, какие – узкоспециальными. Определите их происхождение.
Примечание. За справками рекомендуется обратиться к словарям иностранных слов, толковым словарям, специальным словарям, справочникам, энциклопедиям.
Задание 6. Подберите примеры терминов, имеющих отношение к вашей специальности, в составе которых имеются интернациональные словообразовательные элементы. Определите их значение и происхождение.
Примечание. За справками рекомендуется обратиться к словарям иностранных слов, толковым словарям, специальным словарям, справочникам, энциклопедиям.
Задание 7. Используя литературу, имеющую отношение к вашей специальности (учебники по профильным дисциплинам, справочники, научные и научно-популярные статьи, монографии и т.п.), подберите примеры, иллюстрирующие морфологические признаки научного стиля.
Задание 8. Используя литературу, имеющую отношение к вашей специальности (учебники по профильным дисциплинам, справочники, научные и научно-популярные статьи, монографии и т.п.), подберите примеры, иллюстрирующие синтаксические признаки научного стиля.
Задание 9. Используя литературу, имеющую отношение к вашей специальности (учебники по профильным дисциплинам, справочники, научные и научно-популярные статьи, монографии и т.п.), подберите примеры использования эмоционально-экспрессивных средств в текстах научного стиля.
Задание 10. Определите языковые (лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические) признаки научного стиля в отрывках из статей молодых ученых, опубликованных в сборнике «Актуальные проблемы науки и образования» (Балашов, 2007).
1. На различных этапах становления системы образования выдвигались свои требования к оценочному компоненту в обучении – от телесных наказаний до отсутствия оценок вообще. Их изменения, как правило, были связаны с изменениями функций образования. Современной школе недостаточно оставаться только удобной формой передачи культурного опыта, накопленного человечеством, ей необходимо стать пространством развития самостоятельной, активной, ответственной и творческой личности, способной строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования у школьников способности правильно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие в предмете деятельности и в самом себе. Практика оценивания, технология оценочного процесса в современной школе не отвечает декларируемым сегодня целям образования. Объявляя конечной целью образовательного процесса формирование личности, способной к самоизменению и саморазвитию, оценочная деятельность учителя продолжает носить императивный характер, снижая возможность развития инициативы и самостоятельности школьников в учебной деятельности. Не всегда учитывается тот факт, что способности самостоятельно, достаточно разносторонне и адекватно оценивать себя формируются на основе действий контроля и оценки процесса и результата выполнения учебных заданий самими детьми. (Л.В.Андреева. Роль оценки в современном образовании).
2. Рынок недвижимости и уровень его развития – важнейший индикатор степени совершенства национальной экономики страны. Этот тип рынка является одним из самых молодых. Возможно, поэтому в экономической литературе еще нет однозначного определения данной категории, но в общих чертах рынок недвижимости представляет собой систему экономических отношений субъектов экономики, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости между собственниками.
Высокая стоимость жилья как товара является фактором, сдерживающим развитие рынка недвижимости. Среди основных механизмов развития рынка недвижимости можно выделить следующие: участие государства в процессе финансирования недвижимости, покупка жилья и долевое строительство за счет собственных сбережений населения, участие банков и частных инвесторов – получение ссуд под залог приобретаемой недвижимости на приобретение жилья, т.е. ипотечное кредитование. Ипотечный кредит – это кредит, или заем, предоставленный на три года и более кредитной организацией (банком) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. (Ю.С.Васильева. Ипотечное кредитование как инструмент развития рынка недвижимости в России).
3. В последние десятилетия появилось и оформилось новое направление в электронике, использующее электромагнитные процессы на доменном уровне в ультратонких ферромагнитных пленках…
Известны два вида ферромагнитных пленок – магнитные пленки с полосковыми магнитными доменами (ПМД) и наиболее перспективные пленки с цилиндрическими магнитными доменами (ЦМД). У ЦМД-пленок в отличие от ПМД-пленок ось легкого намагничивания направлена перпендикулярно плоскости пленки, а ось тяжелого намагничивания расположена в ее плоскости, что и способствует образованию при определенном магнитном поле доменов, имеющих «форму» цилиндра.
У ЦМД уникальный комплекс свойств: их можно контролируемо создавать (контролировать) и уничтожать, т.е. осуществлять ввод и стирание информации, регистрировать простыми методами, перемещать с высокой скоростью вдоль канала. Так, при наличии неоднородного магнитного поля домены смещаются в сторону меньших полей, стремясь занять положение с минимальной энергией. Если сформировать на пленке локализованные минимумы поля, то можно поочередно перемещать домены по этим «ловушкам». Тогда любое двоичное число – это цепочка подвижных ЦМД, где 1 – наличие домена в определенной точке среды, а 0 – его отсутствие. Именно способность ЦМД к перемещению, т.е. подвижность определяет их применение в элементах обработки информации. Решение любой задачи сводится к направленному перемещению ЦМД из одних энергетических ловушек в другие. (В.В.Киселев. О физике доменной электроники).
4. В зависимости от условий произрастания плодовые тела макромицетов, как и растения, меняют морфологический облик. Изменениям подвержены размер и форма плодовых тел и их отдельных частей, цвет гименофора и кожицы шляпки. Как известно, форма плодовых тел зависит главным образом от их возраста и погодных условий: освещенности, температуры и влажности. Освещенность влияет не только на пигментацию шляпки, но и опосредованно – на развитие плодовых тел макромицетов через температуру и влажность, имеют воздействие биогенные факторы – растения, соседствующие с грибами. Из литературы известно, что у масленка настоящего цвет шляпки изменяется в коричневых тонах: от светло-желто-коричневых до темно-каштанового. Наблюдения показали, что цветовая гамма значительно шире, окраска шляпки имеет более широкий предел модификационной изменчивости. Были зафиксированы следующие цвета: охристо-коричневый, болотный, серо-коричневый, молочно-бордовый, горчичный, коричнево-рыжий, коричневый, темно-оранжевый, каштановый, бежевый. Изменения в цветовой гамме наблюдаются не у одной отдельно взятой особи, а у всей группы макромицетов на данной территории. Предполагаем, что существует зависимость окраски кожицы шляпки масленка настоящего от окраски окружающей его среды. Как известно, экологическая амплитуда у грибов шире, чем у высших растений. Однако нельзя отрицать влияния сообщества высших растений в целом на грибной покров. (Л.А.Рожкова. Изучение масленка настоящего (Suilus luteus) в сосновых насаждениях окрестностей г. Балашова Саратовской области).
Задание 11. Сопоставьте тексты. Определите, к каким функциональным стилям они относятся. Свой ответ аргументируйте.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки