6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
Нормы образования и употребления глагольных форм для удобства описания распределим по группам: 1) нормы образования и употребления видовых форм; 2) нормы образования и употребления спрягаемых глагольных форм; 3) нормы образования и употребления неспрягаемых глагольных форм (причастий и деепричастий).
1. Вид является постоянным морфологическим признаком глагола. Различают одновидовые, двувидовые и парные по виду глаголы. Трудности, как правило, вызывает образование и употребление видовых пар. Видовую пару составляют два глагола разных видов, тождественные по своему лексическому значению: начáть – начинáть, разлиновáть – разлинóвывать и т.п. В системе языка существует два основных приема образования видовых коррелятов:
а) образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного с помощью приставок, реже – с помощью суффиксов (писать → написать; кричать → крикнуть и т.п.);
б) образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного с помощью суффиксов (рассмотреть → рассматривать, вылететь → вылетать).
В ряде случаев видовая пара представлена глаголами разных корней, это так называемый супплетивный способ видообразования (класть – положить, брать – взять, говорить – сказать и т.п.). Следует помнить, что глагол класть не употребляется с приставками, а глагол положить, наоборот, употребляется только с приставкой.
При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о//а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать. В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать, уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать. При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остается форма без чередования – обусловливать, сосредоточивать.
2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения сосновой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт – берегут, жечь– жгу – жжёшь – жжёт – жжём – жжёте – жгут. Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут). Формы типа *увлекёшья, *жгёт являются ненормативными.
3. Глаголы хотеть, бежать и приставочные глаголы, образованные от них, являются разноспрягаемыми, т.е. в разных формах лица имеют окончания или 1-ого, или 2-ого спряжения. Следует запомнить парадигмы этих глаголов:
-
ед. число
мн. число
1 л. хочу, бегу
2 л. хочешь, бежишь
3 л. хочет, бежит
1л. хотим, бежим
2 л. хотите, бежите
3 л. хотят, бегут
Другие формы этих глаголов являются ненормативными.
3. В русском языке есть так называемые недостаточные и изобилующие глаголы, в образовании и употребление форм лица которых частотны ошибки.
Недостаточными называются глаголы, которые образуют не все формы лица, т.е. имеют дефектную парадигму. Различают две группы таких глаголов:
– глаголы, не имеющие форм 1-ого лица единственного числа по фонетическим причинам – вследствие появления сочетаний звуков, не свойственных фонетической системе русского языка: дерзить, дудеть, затмить, очутиться, победить, чудить и т.п.;
– глаголы, не употребляющиеся в формах 1-ого и 2-ого лица единственного и множественного числа по семантическим причинам – они обозначают действия или процессы, которые не могут быть отнесены к человеку: телиться, щениться; колоситься, набухнуть, капать, струиться, пригореть, ржаветь, слипнуться, явствовать и т.п.
Изобилующим называются глаголы, образующие вариантные формы настоящего или будущего простого времени (полоскать, колыхать, брызгать, капать и т.п.):
ед. число | мн. число | ||
1 л. полоскаю 2 л. полосаешь 3 л. полоскаешь | 1 л. полощу 2 л. полощешь 3 л. полощешь | 1 л. полоскаем 2 л. полоскаете 3 л. полоскают | 1 л. полощем 2 л. полощете 3 л. полощут |
ед. число | мн. число | ||
1 л. брызгаю 2 л. брызгаешь 3 л. брызгает | 1 л. брызжу 2 л. брызжешь 3 л. брызжет | 1 л. брызгаем 2 л. брызгаете 3 л. брызгают | 1 л. брызжем 2 л. брызжете 3 л. брызжутт |
Вариантные формы лица стилевые или смысловые различия. Стилевые различия заключаются в том, что формы типа полоскает, колыхает, махает, кудахтает, плескает, рыскает, сыпет, щипет и др. употребляются преимущественно в разговорной речи и в просторечии, а формы типа полощет, колышет, машет, кудахчет, плещет, рыщет, сыплет, щиплет и др. являются нормативными.
Смысловые (семантические) различия проявляются в том, что вариантные формы могут иметь разные лексические значения: капать в форме капает имеет значение «падать каплями, лить по капле» (пот капает со лба, слезы капают из глаз) – капать в форме каплет употребляется в значении «протекать» (дождь каплет, над нами не каплет); двигать в форме двигает употребляется в значении «перемещать, толкая или таща что-либо» (двигает стол), «шевелить» (двигает плечами), «заставлять идти вперед» (двигает отряд в наступление), «содействовать развитию чего-либо» (двигает науку) – двигать в форме движет употребляется в значении «приводить в движение, в действие» (пружина движет часовой механизм), «побуждать, руководить» (им движет высокое чувство).
4. Формы повелительного наклонения глагола образуются от основ настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) или будущего простого времени (у глаголов совершенного вида). Средством образования формы повелительного наклонения является суффикс -и- или нулевой суффикс:
нес-ут → нес-ú; реж-ут → режь-ø;
подпиш-ут → подпиш-ú; рассчитаj-ут → рассчитай-ø и т.д.
Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него): чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
Одна из ошибок в образовании форм повелительного наклонения связана с неправильным выбором суффикса: *Закончьте сначала школу, потом институт, а потом уж имейте свое мнение; *«Вытащь меня отсюда!» – закричал он.
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе: бежать – беги, бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги; звать – зови; искать – ищи; класть – клади, кладите и др.
Часто встречаются ошибки, вызванные неправильным выбором основы для формообразования. Известно, что «чистая» основа настоящего / будущего простого времени выделяется из формы 3-го лица множественного числа. Именно к этой основе присоединяется повелительный суффикс: лечь – ляг-ут → ляг-ø; мазать – маж-ут → мажь-ø; бежать – бег-ут → бег-ú и т.п. Однако в речи встречаются формы ненормативного характера: *Хоть на край света убежи, всё равно найдут (вместо убеги); *А дед и просит: «Испечи мне, бабка, колобок!» (вместо испеки); *И там, среди поля, ляжь на землю и посмотри в высокое небо! (вместо ляг); *А теперь не плакай, поздно плакать (вместо плачь); *Не командовай здесь, а то ракомандовался! (вместо не командуй).
Форма 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – это пойдём(те). Однако в настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму.
Особую трудность вызывает образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него. И от глагола ехать, и от глагола поехать образуются одинаковые формы повелительного наклонения – поезжай, поезжайте. При отрицании используются формы не езди, не ездите. Формы *езжай, *ехай, *едь и т.д. являются ненормативными. В некоторых источниках можно увидеть необоснованные рекомендации. Так, Л.В.Балашова считает, что «допустима и форма езжай»92, однако эта точка зрения не подтверждается ни одним из нормативных словарей.
5. К особым формам глагола относятся причастие и деепричастие. Особое положение причастий и деепричастий в системе форм глагола связано с тем, что они обладают не только грамматическими свойствами глагола, но и прилагательного (причастия) и наречия (деепричастия). От спрягаемых форм глагола их отличают и особенности словоизменения и формообразования.
Причастия, образуясь от глагольных основ, изменяются как имена прилагательные – по падежам, числам и в единственном числе по родам. При образовании причастий следует учитывать значения переходности/непереходности и вида глагола. Причастия имеют только формы прошедшего и настоящего времени, формы будущего времени у причастий отсутствуют.
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (основы прошедшего времени) с помощью суффиксов -ш-, -вш-. Суффикс -ш- присоединяется к основам на согласную (принести – принесший, нестись – несшийся), суффикс -вш- – к основам на гласную (увозить – увозивший, сидеть – сидевший, улыбаться – улыбавшийся). Глагол идти образует причастие от основы прошедшего времени: шел – шедший.
Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего глаголов только несовершенного вида с помощью суффиксов -ущ-(-ющ-) от глаголов 1-ого спряжения и -ащ- (-ящ-) от глаголов 2-ого спряжения: рисуют – рисующий, дремлют – дремлющий, идут – идущий, улыбаются – улыбающийся; сидят – сидящий, кричат – кричащий, клеят – клеящий.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) только переходных глаголов совершенного вида и некоторых глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -т-, -нн-, -енн- (-ённ-). Суффикс -т- присоединяется к основам глаголов на -нуть (продвинуть – продвинутый, тронуть – тронутый) и к основам, которые оканчиваются на корневую гласную (бить – битый, расколоть – расколотый, отмыть – отмытый). Суффикс -нн- присоединяется к основам глаголов на -ать (-ять) и -овать (-евать): прочитать – прочитанный, засеять – засеянный, организовать – организованный, осмеять – осмеянный. От глагола дать и его приставочных образований причастия образуются с помощью суффикса -нн-, хотя гласная а входит в состав корня: дать – данный, передать – переданный. Суффикс -енн-(-ённ-) присоединяется к основам глаголов 2-ого спряжения на -ить и к основам, оканчивающимся на согласную: посадить – посаженный, решить – решенный, прославить – прославленный, испечь – испеченный. Глаголы с основами на д, т образуют причастия от основы настоящего (простого будущего) времени: съесть – съедят – съеденный, сплести – сплетут – сплетенный.
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем- от глаголов 1-ого спряжения и -им- от глаголов 2-ого спряжения: решают – решаемый, ожидают – ожидаемый, хранят – хранимый, приносят – приносимый. Отдельные глаголы 1-ого спряжения с инфинитивом на -сти образуют страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса -ом: вести – ведут – ведомый, нести – несут – несомый.
6. При образовании деепричастий в первую очередь учитывается вид глагола.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а(-я): улыбаются – улыбаясь, решают – решая, видят – видя, учат – уча.
Следует иметь в виду, что не все глаголы несовершенного вида могут образовывать деепричастия. Не образуют деепричастий:
– некоторые глаголы на -нуть, у которых суффикс -ну не сохраняется в форме прошедшего времени: пахнуть, гнуть, вянуть, сохнуть и т.п.;
– глаголы на -чь в инфинитиве: печь, лечь, мочь, стеречь и т.п.;
– глаголы, не имеющие гласных в основе настоящего времени: рвать – рвут, ждать – ждут, бить – бьют, лгать – лгут и т.п.;
– глаголы бежать, писать, вязать, махать, жаждать, лезть, петь, гнить, стыть и нек. др.;
– безличные глаголы: светает, морозит и т.п.
Глагол быть образует деепричастие с помощью непродуктивного в современном русском языке суффикса -учи: будучи. Деепричастия с суффиксом -учи, образованные от других глаголов, рассматриваются нормативными словарями как разговорные.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в / -вши, -ши. Суффиксы -в / -вши присоединяются к основам на гласную: (прочитать – прочитал – прочитав(ши), закрыться – закрылся – закрывшись. Суффикс -ши присоединяется к основам на согласную: испечь – испек – испекши. Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий: высохнуть – высонув, высохнувши и высох – высохши; запереть – заперев, заперевши и запер – заперши. Следует иметь в виду, что суффикс -вши является малоупотребительным в современном русском языке, но возвратные глаголы образуют деепричастия только с его помощью.
Некоторые глаголы образуют совершенного вида образуют деепричастия и с помощью суффиксов -в / -вши, -ши, и с помощью суффикса -а(-я), причем обе эти формы являются одинаково употребительными: прочитать –прочитав(ши) и прочитать –прочтут – прочтя, увидеть – увидев(ши) и увидеть – увидят – увидя; отметиться – отметившись и отметиться – отметятся – отметясь.
При употреблении в речи глаголов и глагольных форм могут быть допущены следующие речевые ошибки:
Неверный выбор основы формообразования: * Они требовают уважения; он все время жаловается (от основы инфинитива образована форма настоящего времени); *надо растолчить это в ступке (от основы настоящего времени образована форма инфинитива). Еще примеры: намокнула, ушибилась, погибнула и т.д.
Несоблюдение норм чередования согласных основы: *он берегет, *если ты увлекешься этой девочкой, * материально я от родителей не зависю…
Унификация форм разноспрягаемых глаголов: хочу, хочете, хочем или хотите, хотишь, хотит.
Ненормативное образование форм повелительного наклонения: *закончь это дело; ехай туда быстрей.
Неправильное образование видовых пар глагола: класть *покласть, положить *ложить; *Надо быстрей уроки доучать; * А уровень воды в этом сосуде уменьшивается.
Ненормативное образование причастий: вытеревшая посуду; заплевшая косу; все уже убрато; порватый; лопнутый (форма страдательного вместо лопнувший действительного);
Ненормативное образование деепричастий: *Мы долго гуляли по лесу, находив все новые и новые грибы; вышев на середину комнаты, он поклонился.
Восполнение дефектной парадигмы глагола (образование несуществующих форм): * Кто сказал, что я дерзю учителям, это неправда (1 л., ед. ч. наст. вр.); * носок, вяжимый бабушкой, толкнутый …(страдательное причастие); *река, теча по равнине, орошает поля и леса (глагол течь не образует деепричастие).
В случае затруднений в образовании или употреблении грамматических форм разных частей речи необходимо обращаться к учебникам по русскому языку, нормативным словарям и справочникам. Особенности образования грамматических форм отражены во всех толковых словарях, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И.Аванесова, а также в специальных словарях:
1) Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976 (3-е изд. с подзаголовком: Стилистический словарь вариантов – М., 2004).
Цель словаря – помочь читателю подобрать правильный вариант слова или словосочетания. В словаре представлены наиболее употребительные грамматические варианты, возникшие в русском литературном языке в конце XX – XXI вв. Словарь состоит из трех разделов: синтаксического, морфологического и словообразовательного. Каждая статья посвящена определенному типу вариантности и представляет собой развернутый комментарий, в котором объясняется названное грамматическое явление. Примеры из произведений художественно-публицистической литературы наглядно иллюстрируют употребление вариантов.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки