logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

37. Сон разума рождает чудовищ

Когда я начинала "сеять разумное, доброе, вечное" на ниве народного образования, о всеобщей компьютерной грамотности речи не шло, использование ЭВМ в учебном процессе считалось делом далекого будущего, а словосочетание "домашний компьютер" звучало примерно как "домашний бульдозер" или что-нибудь похлеще. В то благословенное время, помогая детям подружиться с собственным языком, я периодически слышала истеричные возгласы каких-нибудь отчаявшихся двоечников: "Да зачем вообще нужно учить эти правила?!!" Тогда я знала, что им ответить...

Прошло почти десять лет. Теперь каждое уважающее себя среднее учебное заведение имеет компьютерный класс, да и у большинства моих учеников вместо кошечек и собачек дома живет электронный друг человека. Этот неостановимый процесс, который раньше сокращенно именовали НТП – научно-технический прогресс – рождает проблему, особенно близкую и понятную мне, учителю русского языка и литературы: способствует ли поголовная компьютерная грамотность грамотности языковой? И каждый час моей работы приближает к грустной мысли: "Нет, не способствует".

Теперь уже не только разгильдяи и двоечники, а 80% моих замечательных детишек задают другой вариант того сакраментального вопроса: "Зачем нужно писать грамотно?" И я не знаю, что им ответить, потому что у них есть козырная карта: spell-checker! Я могу сколько угодно рассуждать о культуре и интеллигентности, о том, что небрежность в отношении языка рождает небрежность в выражении мысли и т.п. Ласково глядя на меня, как на старую маразматичку, дети вежливо отвечают: "ОРФО все исправит!" О, неизбывная госпожа Простакова, которая уж скоро двести лет утверждает со страниц "Недоросля", что дворянам географию знать не надо, так как на это есть извозчики!

И еще одна проблема: дети разучились писать. Не хотят брать в руки ручку, не гордятся красивым почерком, и вообще, все чаще вместо сочинения, написанного в тетрадке, сдают сочинения, распечатанные на принтере. Конечно, почти без ошибок: "ОРФО все исправит!" Но кто же помнит о том, что возможности компьютера в этой области пока что довольно ограничены? Ведь язык – это сложная динамичная система, внутренние законы которой не всегда поддаются программированию. Вспомните: все попытки создать спеллер, проверяющий пунктуацию, были неудачными. Столь же тяжело поддаются логике грамматика и стилистика, скажем, некоторые случаи управления. А использование только тех слов и конструкций, которые доступны "пониманию" компьютера, обедняет язык, делает его простым и невыразительным.

Наверняка, многие сейчас захотят мне возразить. Но поймите одно: я не против спеллеров вообще, я против того, чтобы спеллер заменял знание орфографии и пунктуации, а также стилистики и грамматики. Большинство же детей воспринимают спеллер как безотказную палочку-выручалочку, в результате чего мы имеем психологическую проблему: возникает подсознательный барьер против занятий русским языком, особенно в старших классах, что, сами понимаете, не способствует быстрому усвоению материала. Компьютер при изучении русского языка должен выступать в роли помощника: ведь существуют вполне пристойные обучающие и тестирующие программы по русскому языку, ФРАЗА, например, которые помогают достичь определенных успехов.

Когда мы учились в средней школе, писать неграмотно было стыдно, неудобно. Ошибки в письменных работах исправляли не только учителя русского языка, но и другие предметники. В вопросах грамотности мы полагались только на себя, прекрасно понимая, что всем еще сдавать выпускные экзамены и поступать в институт. Но ведь и сейчас выпускное сочинение и вступительные экзамены по русскому языку никто не отменял! Что ж, опять полагаемся на "авось"? Так вот, оказывается, что вступительный экзамен по русскому языку в большинстве технических вузов очень легко обойти: помните систему пробных экзаменов? Там сдаются профилирующие предметы! С каких же это пор родной язык стал ненужным предметом для специалистов во многих областях? Почему человек, часто хорошо образованный, говорит и пишет на своем родном языке откровенно небрежно и безграмотно, подчас даже не замечая этого? Мы пользуемся языком так же естественно, как пьем или дышим, но за бездумное использование воздуха и воды сейчас приходится расплачиваться. Как же язык допускает столь вольное обращение? Ведь ничего более русского, чем язык, у нас нет. И именно наш родной язык мы не знаем, родному языку не можем научить. И компьютер в этом вопросе играет отрицательную роль, а мог бы стать добрым помощником.

Обратите внимание: на рынке обучающих компьютерных программ представлены практически все области знаний, но о каком-то выборе обучающих программ по русскому языку мы – преподаватели словесности – можем только мечтать. Это не является чисто технической, программистской проблемой, поскольку мультимедиа-программы, обучающие русскому как иностранному, существуют, в том числе и у отечественных разработчиков. Что же мешает создавать качественные обучалки хотя бы для младших школьников? Компьютерных возможностей больше чем достаточно, тексты и примеры подобрать тоже не так уж сложно, а учителя и родители будут только рады, если их чада перестанут играть в DOOM и начнут решать языковые задачи, поданные в интересной игровой форме. Но пока всего этого нет, нас выручает старый добрый "Розенталь", по которому учились еще наши родители. А компьютер воспринимается как фактор, вызывающий атрофию мыслительной деятельности.

Грустный факт: чем больше человечество стремится облегчить свою жизнь использованием машин, тем инертнее и примитивнее становится человеческое сознание, а это прямо отражается на его мышлении и, следовательно, на языке. Здесь цивилизация вступает в противоречие с культурой. Компьютер как одно из самых значительных достижений цивилизации может сослужить человечеству плохую службу. Привыкнув пользоваться искусственным интеллектом, человек разучится самостоятельно мыслить, перестанет стремиться к познанию нового и в результате станет рабом умных, но бесчувственных машин. "Сон разума рождает чудовищ". Страшно будет жить в таком мире!

"Ну вот, прямо триллер какой-то!"– скажут некоторые читатели и будут не правы. Может, я и сгущаю краски, но поверьте мне, развитие образного и абстрактного мышления тоже связано с развитием речи. Культура нации начинается с культуры языка, культура общения начинается с культуры языка, и именно человек является носителем этой культуры. В конце концов – вспомните Евангелие от Иоанна! – "...И Слово было Бог".

Кто поможет нам вернуться к древней истине? Может, тот же самый компьютер – компьютер-помощник, компьютер-инструмент познания. (О.Костина // Электронный журнал «Компьютерра». – http://www.computerra.ru/offline).