2. Эффект Кирлиан
С глубокой древности человечество считало, что картина мироздания в значительной мере скрыта от людского взора. И правда, органы чувств настроены на восприятие весьма небольшого спектра действительности. Современная техника существенно расширила возможность познания мира, но по-прежнему далеко не все доступно нашим ощущениям. Так, например, долгое время никакая аппаратура не фиксировала необычное свечение вокруг тела или головы человека, описываемое в ряде религий.
Впервые подобное «сияние» как реальное физическое явление отметил в середине XVIII в. немецкий ученый Георг Лихтенберг (1742–1799). Он обнаружил свечение в воздухе, когда вызывал разряды на поверхности диэлектрика (вещества, плохо проводящего электрический ток), покрытого порошком.
А веком позже российский ученый Яков Оттонович Наркевич-Йодко (1847–1905) создал несложный прибор, позволивший запечатлеть свечение на фотопластинке. Его побудила к этому встреча с крестьянином, который утверждал, что видит такое свечение вокруг людей. С помощью электрографии, так Наркевич-Йодко назвал свой метод исследования, он смог получить изображения свечения людей в разных состояниях.
В начале ХХ столетия известный американский изобретатель (серб по происхождению) Никола Тесла (1856–1943) разработал особый генератор. Он дал возможность демонстрировать свечение, которое образуется вокруг предметов, находящихся под большим высокочастотным электрическим напряжением.
Но самые значительные исследования свечения электрических разрядов в разных средах предприняли супруги Семен Давидович и Валентина Хрисанфовна Кирлиан в 40-х гг. в России. Семен Кирлиан родился в Екатеринодаре (ныне Краснодар) в 1898 г. С юности он увлекался электромеханикой и самостоятельно овладел ее основами. В 1939 г. он писал в дневнике: «Работая физиомехаником в физиотерапевтических кабинетах больниц, я обратил внимание, что диатермические104 разряды между телом больного и электродом как бы начинают «жить». Во время процедуры они меняют окраску, динамику. Казалось, поведением их управляет тело больного». После многолетних изысканий супруги Кирлиан сконструировали прибор, позволяющий видеть свечение вокруг живых существ. В 1949 г. они получили авторское свидетельство на свой способ фотографирования в поле токов высокой частоты.
В ходе экспериментов было подмечено, что здоровые и больные листья растений светятся по-разному. Это натолкнуло исследователей на мысль о возможности распознавать заболевания у человека задолго до появления явных симптомов. Выяснилось также, что получаемые изображения заметно меняются в зависимости от эмоционального настроя человека.
Открытие заинтересовало ученых во всем мире. Были предприняты новые исследования, создавались более совершенные приборы на основе эффекта Кирлиан. В их числе – аппараты для диагностики заболеваний, для контроля материалов и конструкций, к которым неприменимы иные методы.
Свечение (аура) вокруг человека – подвижное и постоянно меняющееся образование. Только некоторые люди, обладающие необычными возможностями восприятия, способны видеть его. Приборы, созданные в последнее время, позволяют изучить природу явления, наблюдать его в динамике. Однако, чтобы свечение появилось, необходимо каким-либо образом его стимулировать. Это подобно висящему колокольчику, который неслышно звенит от малейшего воздействия (например, от легких порывов ветерка). Но услышать его можно только при более сильном воздействии. Так и со свечением вокруг тела. Чтобы зафиксировать ауру, необходимо стимулировать ее вибрации при помощи коротких (микросекундных) высоковольтных импульсов. Эффект, возникающий тогда, можно наблюдать порой несколько секунд.
В 1995 г. в Петербургском техническом университете група Константина Короткова создала комплекс приборов для регистрации ауры. Ученые исходили из принципа, что высокочастотное электрическое поле вокруг объектов создает разряд в газе, сопровождаемый излучением света. Такое излучение можно уловить специальными датчиками. После компьютерной обработки полученные изображения дают представление об ауре человека. Использование этих данных увеличивает возможность диагностики еще не проявившихся заболеваний.
Особо стоит отметить, что результаты исследований, проводимых на основе эффекта, открытого супругами Кирлиан, расширяют традиционное понимание человека, живой природы и взаимодействия в ней объектов.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки