logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

3.3. Публичное выступление

Самым ответственным моментом деятельности ритора является непосредственно выступление перед слушателями. Все пособия по риторике, как бы ни отличались они друг от друга по содержанию, обязательно содержат раздел, посвященный мастерству публичного выступления.

Овладение мастерством устной публичной речи требует кропотливой работы над собой, систематических занятий, постоянного и детального самоанализа. В жизнеописании древнегреческого оратора Демосфена, чье имя стало нарицательным обозначением красноречивого человека, рассказывается о том, как он достиг вершин мастерства.

В детстве и юности Демосфен был слабым и болезненным ребенком. Он рано потерял родителей, которые оставили ему значительное состояние. Этим состоянием управляли опекуны и, как это иногда бывает, решили присвоить все имущество сироты. Когда Демосфен вырос, он решил через суд вернуть себе свое достояние.

Надо сказать, что в те времена судопроизводство было довольно своеобразным. Профессиональных обвинителей и защитников не существовало, граждане сами выступали в суде, отстаивая свои интересы. Иногда они пользовались услугами платных риторов, которые могли составить судебную речь и даже произнести ее от имени участника процесса. Выигрывал процесс тот, чья речь оказывалась более убедительной. Однако у мальчика-сироты не было средств на платного помощника, он сам отстаивал свои интересы в суде. Надо ли говорить, что Демосфен проиграл суд. Он не только не вернул свое имущество, но и был жестоко осмеян публикой из-за своей внешности, слабого голоса и неумения говорить публично.

Тогда Демосфен решил во что бы то ни стало отнять свое наследство у недобросовестных опекунов, а для этого нужно было стать оратором. И он, как сказали бы наши современники, разработал свою систему тренинга. Будущий великий оратор уединился в доме и стал упорно заниматься. Он декламировал стихи, но делал это не совсем обычно. Он набивал рот мелкими камешками и старался произносить текст членораздельно. Демосфен выходил на берег моря и читал стихи, стараясь перекричать шум прибоя. Юноша занимался декламацией, взбегая на высокий холм.

Для того чтобы не отвлекаться от занятий, Демосфен иногда выбривал половину голову, чтобы не иметь возможности выходить на улицу. Он анализировал и заучивал речи знаменитых ораторов.

Упорство дало желаемый результат. Развив красноречие, Демосфен не только выиграл дело у своих опекунов, но и стал знаменитым оратором.

На всю жизнь Демосфен сохранил привычку к систематическим занятиям. Даже будучи признанным мастером, он с интересом слушал других ораторов, дома по памяти записывал их речи и анализировал, пытался улучшить чужие речи, совершенствуя так свое умение.

Рассказ о «самовоспитании» Демосфена, оставленный нам античным историком, ценен еще и тем, что подробно описывает процесс превращения неумелого ритора в виртуоза. Посмотрим, что делает Демосфен. Он декламирует стихи и тем самым вырабатывает ритмичность речи, артистизм, которого требует декламация.

Наполняя рот камешками, юноша тренирует дикцию, которая так важна для оратора. Похожие упражнения используются и сегодня в театральных вузах.

Стараясь перекрыть шум прибоя, Демосфен вырабатывает силу и громкость голоса. А взбегая на гору и читая при этом стихи, ритор развивал дыхание, которое было у него от природы слабым.

Таким образом, Демосфен первостепенное внимание уделял технике речи, то есть умению ясно, четко, громко произносить речь. Техника речи складывается из следующих элементов:

Существует немало специальных упражнений, направленных на тренировку техники речи, и, хотя данный курс не ставит перед собой задачу голосо-речевого тренинга59, мы все же укажем на важность данного умения.

Вспомним, что Демосфен также декламировал стихи, и это позволяло ему вырабатывать артистизм, выразительность интонаций. Это следующее слагаемое ораторского успеха. Очень трудно воспринимать не только невнятную и тихую речь, но и речь монотонную, невыразительную. Выразительность речевого поведения зависит от нескольких факторов:

а) от владения интонационными ресурсами языка;

б) от умения пользоваться мимикой;

в) от жестикуляции.

Наиболее важные места в речи оратор выделяет, меняя громкость и темп речи, иногда высоту звучания (вспомним оригинальную манеру Э.Радзинского). Мимика и жесты помогают оратору выразить эмоциональное отношение к предмету речи. Кроме того, жесты могут дополнять словесную информацию. Остановимся подробнее на жестах, поскольку им принадлежит важная роль в устной речи.

В устной научной речи используются жесты различных типов:

1. Указательные жесты. Например, выступающий может указать на висящие на стене таблицы, схемы. Указание осуществляется при помощи взгляда, кивка головой, но чаще  при помощи ручного жеста: движение рукой, кистью, пальцем (пальцами) в соответствующем направлении. Указательные жесты, как правило, в речи сопровождают указательное местоимение (местоименное наречие): Посмотрите на эту таблицу…; Взгляните сюдаи т.п.

В случаях, когда воспользоваться словом нельзя по каким-либо причинам, указание на предмет может содержать намек на целую ситуацию. Указание на часы (или место на руке, где носят часы) обычно означает напоминание о каком-то условленном сроке: «Уже пора».

2. Изобразительные жесты. При помощи этих жестов изображается форма, конфигурация предметов, направление или ритм движения и т.д.

3. Ритмические жесты призваны подчеркивать ритм в разговорной речи. Роль такого жеста сходна с ролью интонации в организации высказывания, и жест, вслед за интонацией:

а) выделяет речевые отрезки;

б) указывает на ускорение или замедление темпа речи;

в) подчеркивает логическое ударение.

Так, например, монотонность ритма прекрасно передает однообразное покачивание головой или скандированное покачивание ребром ладони. При перечислении сама структура фразы  повторение однородных в синтаксическом и интонационном отношении отрезков  вызывает потребность подчеркнуть структуру фразы соответствующим жестом.

4. Эмоциональные жесты. Они, как и ритмические, выступают в качестве дублеров интонации. Невозможно передать то или иное эмоциональное состояние только жестом, но в соединении с языковым текстом  хотя бы только с междометием  такой жест усиливает заданную интонацией экспрессивность. Жесты подчеркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость, выражая отношение говорящего к содержанию речи.

К эмоциональным относятся, например жесты «развести руками» (недоумение); «покачать головой» (неодобрение); «отмахнуться (рукой)» (несогласие) и др.

Эмоциональные жесты весьма индивидуальны, пользование ими во многом зависит от привычек и темперамента говорящего. Полные, энергичные, «нередуцированные» жесты говорят об аффектированности человека и обычно не рекомендованы этикетом.

5. Жесты-символы отличаются от изобразительных жестов условным характером связи между жестом и его значением. Если изобразительные жесты основаны на объективных свойствах описываемого объекта, то у символических жестов связь с их значением полностью условна  если не знать значения этого жеста, то трудно понять его в речи. К таким жестам относятся, например, «указательный палец, поднесенный к губам» (призыв к молчанию), «пожимание плечами» (не знаю, сомневаюсь), «погрозить пальцем» и т.д.

Важной составной частью речевого мастерства является соблюдение различного рода норм, которые признаются важными в данной культуре. Прежде всего, это языковые и коммуникативные нормы (см. подробно модуль 6). Нарушение норм создает помехи в общении, отвлекает внимание слушателей, снижает оценку личности оратора и тем самым отрицательно влияет на эффективность общения.

Важно помнить и нормах речевого этикета. Вступительная часть речи должна начинаться приветствием, а заключительная часть – прощанием. Очень важно соблюдение правил речевого этикета в беседах дискуссионного характера. Традиция публичных дебатов выработала целую систему этикетных формул, которые призваны подчеркнуть уважение к оппоненту, готовность услышать и рассмотреть противоположную точку зрения: Я во многом согласен с уважаемым оппонентом, однако позволю себе возражение по поводу…; Ваши аргументы, безусловно, заслуживают внимания, но…; Автор обсуждаемой работы убедительно доказал свою точку зрения, однако попробуем взглянуть на проблему с другой стороны… и тому подобные обороты.

При ответах на вопросы слушателей / читателей не принято заявлять Я об этом говорил, а вы невнимательно слушали или Об этом как раз я и говорил (писал), а вы ничего не поняли. Существующее правило этикета требует, чтобы ритор «взял вину на себя». Уместны будут формулировки типа: Я касался этого вопроса, но согласен, что нужно рассказать об этом подробнее…; Видимо, я недостаточно четко сформулировал этот тезис… и подобные. В таких речевых ситуациях, как защита дипломной работы, диссертации, выступление с результатами собственных исследований принято говорить: «Спасибо за вопрос», «Спасибо за интересный вопрос».

Следование правилам речевого этикета, демонстрация дружелюбия есть не что иное, как соблюдение коммуникативного принципа вежливости, а вежливость всегда оценивается собеседниками положительно.

Здесь нужно сказать, что в процессе выступления ритор не только передает информацию слушателям, но и создает своим речевым поведением определенный образ, который принято называть образ ритора. Одна из основополагающий идей риторики может быть сформулирована так: о чем бы человек ни говорил, он в первую очередь «говорит» о себе самом. Эту фразу можно понять так: когда говорящий произносит свою речь, то и содержание, и оформление его речи, и манера невербального поведения, и многие другие детали создают определенный образ.

В лингвистике и риторике принято различать два типа сообщений: прямое и косвенное.

Прямое сообщение  это высказывание, которое должно быть понято в прямом, непосредственном смысле. Смысл этого сообщения складывается из значений составляющих его слов.

Косвенное сообщение, или метасообщение  это сообщение, смысл которого не ограничивается непосредственными значениями составляющих его слов, а содержит еще и некоторый подтекст, скрытую информацию, зашифрованную в других слагаемых общения (в том числе и в невербальных знаках).

В передаче косвенных сообщений важную роль играют невербальные каналы информации. При неумении грамотно расшифровать такие несловесные сигналы возможны коммуникативные неудачи, недопонимание. Для наблюдательного человека многое может служить источником информации: жесты, мимика, непринужденность или напряженность говорящего, его одежда, украшения и т.д. Иногда невербальные знаки коммуникации служат достаточно надежным источником информации и успешно заменяют собой словесную речь, особенно в тех случаях, когда собеседники одинаково воспринимают тему общения.

«Чтение» человека во все времена было самым увлекательным искусством, а внимание к невербальной стороне общения является залогом коммуникативного успеха. Можно вспомнить героя «Мертвых душ» Павла Ивановича Чичикова, которого, выражаясь образным языком современной психологии, можно назвать «гением общения»: Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания….

Но Павел Иванович был не только мастером этикетной беседы  он еще был и чрезвычайно наблюдательным человеком. Именно это качество помогло ему построить «деловые переговоры» с самыми разными помещиками и добиться успеха. Именно его глазами читатель видит, как выглядит семейство Маниловых. Одного взгляда на хозяйство и дом этого помещика достаточно Чичикову, чтобы понять, как нужно с ним себя держать. Вот Плюшкин приглашает гостя в дом, и по его внешнему виду и по «интерьеру» жилища Чичиков находит верный тон в разговоре с ним.

Внимателен Чичиков и к своему внешнему виду  он не только проницательно «вычисляет» слабости других людей, но и умеет видеть себя чужими глазами: …Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков не знал вовсе. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком….

Образ ритора – это своего рода метасообщение, которое намеренно или ненамеренно передает говорящий своим слушателям.

Важно понять, что этот образ ритора может соответствовать истинному положению дел, но может и представлять человека совсем не таким, каков он на самом деле. Образ ритора, который складывается у слушателей, зависит от целой суммы факторов, и умелый оратор создает именно тот образ, который в данном конкретном случае поможет ему добиться наибольшего эффекта. Неумелый выступающий может случайно передать аудитории такую информацию о себе, которую он не желал обнародовать. Например, говорящий может случайно выдать тщательно скрываемое неуважение к аудитории, внутреннее несогласие с положениями, которые он провозглашает с трибуны. Неискренность ритора может обнаружена по оговоркам, случайным жестам или мимике и т.п.

Профессиональные политики, деятели искусства для создания своего «публичного образа» пользуются помощью профессиональных имиджмейкеров и PR-агентов. Сам факт существования этих профессий свидетельствует о том, что образ человека может создаваться целенаправленно. В сфере науки не принято прибегать к помощи имиджмейкеров, однако существует обширная литература, помогающая овладеть мастерством публичной научной речи. Одним словом, обаяние докладчика – это качество, которое не дается природой, а достигается определенными усилиями.

По свидетельству специалистов, обаяние включает вежливость и дружелюбие, причем и то, и другое должны быть искренними. В перечень качеств обаятельного ритора включают также

а) уверенность в себе (важно, чтобы уверенность не переросла в самоуверенность и высокомерие);

б) объективность (проявляется в готовности рассматривать как положительные, так и отрицательные качества обсуждаемого предмета, в умении услышать и понять точку зрения оппонента);

в) увлеченность предметом речи (поскольку трудно заинтересовать тем, что неинтересно тебе самому. Вспомним: в школе нам нравились именно те уроки, которые вели увлеченные учителя).

Убедительность речи оратора зависит и от выбора аргументов, то есть примеров, фактов, утверждений, которые позволяют ритору доказать тезис.

Аргументами могут быть примеры, подтверждающие закономерность, высказывания авторитетных специалистов, рассуждения о причинах и последствиях явлений и т.п.

Аргументы принято подразделять на рациональные и эмоциональные. Рациональными называют аргументы, которые направлены «к разуму». Рациональные аргументу касаются объективного положения веще, вскрывают логические связи между явлениями. Сущность рационального аргумента в самом общем виде сводится к тому, что доказываемое – правильно или неправильно.

Эмоциональные аргументы направлены «к чувству», к эмоциям человека. Сущность эмоционального аргумента в самом общем виде сводится к тому, что доказываемое – приятно или неприятно.

Приведем такой пример. Родители уговаривают сына-подростка заняться спортом, сын отказывается. Мама прибегает к таким аргументам:

1. Мальчик часто болеет, а занятия спортом помогут ему закалиться, организм окрепнет, болезни уйдут.

2. Из-за болезни ребенок часто пропускает школу и учится хуже, чем мог бы. Если он перестанет болеть, то и учиться станет лучше.

3. У ребенка появится новая обязанность, это его «подтянет», сделает более дисциплинированным.

Отец приводит сыну свои аргументы:

1. Занятия спортом сделают мальчика сильным и ловким, у него появится более рельефная мускулатура, желающих обидеть его заметно поубавится.

2. В спортивной секции много интересных ребят, можно завести новых друзей, которые в случае необходимости могут и защитить от неприятностей.

3. Занятия спортом связаны с поездками на соревнования в другие города, а это – новые впечатления, новые знакомства, можно сделать интересные фотографии. Мальчик станет более интересен своим одноклассникам.

В беседу вмешивается бабушка и обещает внуку купить фотоаппарат, если он запишется в спортивную секцию.

Аргументы, которыми пользуется мама, относятся к рациональным; они доказывают, что заниматься спортом полезно, правильно. Папины аргументы – эмоциональные; они раскрывают те стороны вопроса, которые связаны с эмоционально приятными для подростка вещами.

А к каким аргументам относится обещание бабушки? Это нельзя считать аргументом – это подкуп, средство манипулирования. Чем же отличается аргументирование от манипулирования? Доказывая какое-либо положение при помощи аргументов, говорящий признает активную роль адресата, оставляет за ним право разумного выбора. Аргумент – это указание на истинное положение вещей. Манипулирование основано на желании любым путем заставить адресата поступить так, как хочет говорящий; в арсенале манипулирования такие средства, как подкуп, обман, угроза и т.п.

Подбирая аргументы, ритор должен учитывать фактор адресата, то есть особенности аудитории: возраст, пол, социальный статус, имущественное положение, интеллектуальный уровень и т.д. Рациональные аргументы должны быть понятны слушателям, а эмоциональные должны затрагивать именно те вопросы, которые актуальны для данной категории слушателей. Так, в приведенном выше примере отец основывает свою аргументацию на интересах и потребностях мальчика подросткового возраста.

Для овладения мастерством публичного выступления важно знать приемы управления вниманием аудитории. В специальной литературе описан целый ряд таких приемов.

Для того чтобы привлечь внимание слушателей даже к самому трудному материалу, надо сделать этот материал близким адресату, связать новое с уже известным и понятным. Например, на уроке ботаники учитель, рассказывая о строении клетки (отвлеченные знания очень трудны для школьников), показывает им кусочек арбуза, на разломе которого можно невооруженным глазом увидеть клетки мякоти. Учитель говорит, что из клеток состоит все живое, но только у арбуза клетки такие крупные, что их можно видеть. Ученики с удивлением узнают, что такая маленькая «крупинка» – на самом деле большая клетка и что она имеет сложное строение.

Внимание аудитории снижается, когда содержание речи не вполне понятно из-за использования неизвестных слушателям слов. Поэтому ритор должен учитывать информированность аудитории и «выравнивать» знания разных слушателей, давая необходимые справки.

Человеческое внимание имеет «волнообразный» характер, поэтому оно то усиливается, то ослабевает. Учитывая это, умелый ритор перемежает новую информацию с уже известной слушателям, вводя новое небольшими порциями.

Для того чтобы акцентировать внимание слушателей на наиболее важных моментах речи, некоторые риторы используют понижение голоса, что заставляет аудиторию прислушаться.

В качестве средств стимулирования слушателей выступающие прибегают к различным средствам активизации: вопрос, похвала, шутка, игра, загадка, анекдот и т.д.

Важным средством удержания внимания является зрительный контакт выступающего с аудиторией.

Наконец, важным средством управления вниманием являются различные средства слуховой и зрительной наглядности: иллюстрации, таблицы, схемы, слайды, видеосюжеты и т.п.

Всеми приемами ораторского искусства невозможно овладеть за одно и даже два-три занятия. Нужна постоянная практика и, что особенно важно, необходим постоянный критически самоанализ, изучение чужого опыта выступлений (вспомним, как это делал Демосфен).