logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

6.2.4. Стилистические нормы

Стилистическая (стилевая) норма – правила употребления языковых единиц в соответствии с особенностями стиля, требованиями жанра и условиями общения.

В любом функциональном стиле преобладают межстилевые (стилистически нейтральные) языковые средства, так как каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы. В то же время в каждый стиль обладает и своими индивидуальными стилевыми чертами. Нормы одних стилей, например научного и разговорного, резко противопоставлены друг другу; нормы других стилей, например научного и официально-делового, имеют значительно меньше отличий.

Так, например, для научного стиля не характерен типичный для разговорного стиля порядок слов. В научном тексте порядок слов подчинен логическому принципу, варианты словорасположения ограниченны. В разговорной речи порядок слов, отражая ее эмоционально-экспрессивный характер, может иметь различные варианты, в том числе и расположение компонентов словосочетания в удалении друг от друга.

Для научного стиля обязательна полнота синтаксической структуры, границы предложения могут быть весьма протяженными; разговорному стилю, напротив, присуща неполнота, к тому же не только на синтаксическом, но и на других уровнях; длина предложений сильно ограниченна. В научной речи преобладают слова с отвлеченным значением, в разговорной – с конкретным значением. Прямо противоположными являются и условия функционирования указанных стилей: опосредствованность общения и тщательная подготовленность – в научном, непосредственность общения и неподготовленность – в разговорном. Различаются они и по форме проявления: первичной, а иногда и единственной формой большинства научных жанров является письменная форма, первичной формой разговорного стиля (за исключением жанра бытовых писем) является устная форма.

Внутри каждой стилистической нормы возможны варианты, так как каждый стиль неоднороден по жанрам, тематике и т. п. Научный доклад и научная статья являются жанрами одного стиля – научного, однако они проявляются в разных формах – устной и письменной, поэтому в каждом случае действуют свои варианты единой стилистической (стилевой) нормы. Доклад, особенно предназначенный для серьезной конференции, обычно пишется полностью. В нем необходимы точные формулировки, логичность аргументации, иногда статистические данные, цитаты и т.п. Требуется заранее прочитать написанный текст, чтобы убедиться, что он может быть произнесен за 20 (или 15) минут. Вместе с тем, готовя текст, следует ориентироваться на слушателя, т. е. стремиться к синтаксическому разнообразию, к некоторому (в рамках нормы жанра) лексико-фразеологическому оживлению и, конечно же, избегать громоздких конструкций, необычного употребления терминов. И если текст рассчитан на устное воспроизведение, то это должно проявиться в его стиле: в обращенности к живым слушателям, в большем разнообразии интонаций, которые в полной мере нужно реализовать в процессе чтения. Для научной статьи характерна бóльшая строгость в отборе языковых средств.

Таким образом, каждый функциональный стиль имеет свои стилистические (стилевые) нормы, которые варьируются в зависимости от разновидности стиля, а также устной или письменной формы его проявления.

В то же время в выборе языковых средств существенное значение имеет фактор коммуникативной целесообразности в конкретной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.

Нарушение стилистических норм приводит к стилистическим ошибкам, которые могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса. Стилистические ошибки состоят во включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. При этом возникает стилистическая разноплановость, так как использованное стилистически окрашенное языковое средство оказывается в противоречии с контекстом. Однако разговорная лексика используется в публицистических статьях, очерках, репортажах, научно-популярной литературе и дискуссионных высказываниях для создания атмосферы неофициальности, доверительности.

Наиболее типичными стилистическими ошибками в научной речи являются:

– Неоправданное использование экспрессивных и эмоционально-оценочных средств, немотивированное стилистически.

– Смешение стилей – неоправданное употребление в одном тексте слов, синтаксических конструкций, характерных для разных стилей русского языка. Например, смешение научного и разговорного стилей, когда в научной речи употребляются слова, грамматические формы, синтаксические конструкции, характерные для разговорного стиля.

Так, в статье «Проблема ноосферы и единой теории поля», посвященной концепции ноосферы и перспективам ее развития, неуместно употреблено устойчивое сочетание хоть отбавляй (разговорное и эмоционально-окрашенное, по данным «Словаря-справочника по русской фразеологии» Р.И.Яранцева): Мрачных прогнозов на дальнейшее развитие человеческого общества и биосферы в целом – хоть отбавляй.

– Неоправданное употребление речевых штампов: Центр тяжести всей работы в этом направлении (как и всей учебно-воспитательной) приходится на научно-педагогические коллективы кафедр… Переходя на последующие курсы, они (курсанты младших курсов – С.Ш.) принимают на свои плечи главную нагрузку в выполнении НИР (в статье преподавателя военного вуза); Центральное звено работы в этом направлении – оценка состояния экосистемы с помощью биоиндикации (в статье об экологическом мониторинге); Обратимся к трем основным математическим дисциплинам: математическому анализу, геометрии, алгебре, имеющим ряд точек соприкосновения, а вместе составляющим фундамент, на котором зиждется все здание современного математического образования. В последнем примере неоправданно употреблено еще и слово зиждиться, относящееся к высокой лексике и не уместное в данном контексте.

К стилистическим ошибкам часто относят также нарушение логико-грамматического строя предложения, что приводит к утрате смысла высказывания: Набросив междисциплинарные мосты, нелинейная динамика дала надежду познания сложнейших закономерностей; В заключении нам бы хотелось отметить, что применение телесных наказаний не является надлежащим способом воспитания детей и не подтверждается научными исследованиями и практическим опытом.