logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

6.3.3. Интонационные нормы

Интонационные нормы тесно связаны с интонацией (лат. intonare – громко произносить). По определению «Русской грамматики», «интонация – это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний»97. Интонационные нормы, соответственно,– это правила и способы использования высоты тона, длительности, силы звука, тембра для выражения коммуникативного значения высказывания. Таким образом, главной функцией интонационной нормы является обеспечение эффективности общения.

«Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией»98.

По мнению Л.В.Бондарко, «проблемы интонационной нормы разработаны еще недостаточно, несмотря на то, что все исследователи ощущают необходимость в таком описании русской интонации»99. Тем не менее, достаточно подробно основные интонационные конструкции, отражающие основные интонационные нормы, описаны в "Русской грамматике" (М., 1980). В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций (ИК), которые различаются уровнем и направлением движения тона для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/завершенность высказывания. Каждая ИК имеет центр – ударный слог главного по смыслу слова. Центр ИК делит ее на предцентровую и постцентровую части.

Первая интонационная конструкция (ИК-1) выражает завершенность мысли в повествовательном предложении и характеризуется средним тоном предцентровой части и понижением тона в постцентровой части. Ударный гласный в центре ИК произносится более длительно и протяжно. Центр ИК, как правило, находится ближе к концу предложения: В любом предмете единичное и общее находятся в диалектическом едИнстве (понижение тона после звука И).

ИК-2 проявляется в вопросительном предложении с вопросительными словами кто, где, почему, сколько, что и т.п. Центр ИК находится или на вопросительном слове, или на другом слове в зависимости от смысла вопроса. Предударная часть произносится на среднем тоне или с небольшим повышением, ударная часть – с небольшим спокойным повышением тона и усилением словесного ударения. В заударных слогах тон понижается как при ИК-1: КаковА авторская позиция в произведении? или Какова Авторская позиция в произведении? (выделено главное по смыслу слово).

ИК-2 может проявляться и в повествовательном предложении в том случае, если говорящий хочет логически выделить какое-либо слово или противопоставить ему другое. Такое слово произносится с повышением тона и с усилением словесного ударения:

ГидрологИческий режим в значительной степени определяет условия существования многих животных.

Гидрологический режИм в значительной степени определяет условия существования многих животных.

Гидрологический режим в значИтельной степени определяет условия существования многих животных.

Гидрологический режим в значительной стЕпени определяет условия существования многих животных.

Гидрологический режим в значительной степени определяет услОвия существования многих животных и т.п.

ИК-3 проявляется в вопросительном предложении без вопросительного слова. Центр ИК-3 находится в слове, которое несет основную смысловую нагрузку. Предударная часть произносится на среднем тоне, на ударной части тон повышается и резко понижается на заударной части. Центр ИК-3 может располагаться в любом месте предложения в зависимости от смысла высказывания:

Вы готовы к сегодняшнему семинару?

Вы готОвы к сегодняшнему семинару?

Вы готовы к сегОдняшнему семинару?

ИК-4 проявляется в неполном вопросительном предложении с сопоставительным союзом а. Предударная часть произносится на среднем тоне. Если ударный слог конечный, то он начинается с более низкого тона, который затем в пределах слога ровно повышается. Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударный слог произносится с понижением, а заударная часть – с повышением тона. Как правило, ИК-4 реализуется в диалогах:

– Вы любите Маяковского? (ИК-3).

Да. (ИК-1).

А Есенина? (ИК-4).

ИК-3 и ИК-4 могут употребляться и в повествовательных предложениях – ИК-3 преимущественно в живой разговорной речи, а ИК-4 преимущественно в книжной речи, при чтении текста, в дикторской речи.

Ю.Г.Лебедева приводит наиболее устойчивые повествовательные конструкции, в которых употребляются ИК-3 и ИК-4100.

В простом предложении:

– группа подлежащего при составном сказуемом: Угловая комната (ИК-3,4) – это библиотека (ИК-1);

– группа подлежащего при простом сказуемом: Мужчина высокого роста (ИК-3,4) быстро поднялся с места (ИК-1);

– обстоятельственные группы: Недалеко от санатория (ИК-3,4) начинался лес (ИК-1);

– деепричастный оборот в препозиции: Проехав несколько километров (ИК-3,4), мы остановились (ИК-1);

– группа определяемого при распространенном определении в причастном обороте, стоящая в препозиции: Мы подъехали к станции (ИК-3,4), расположенной на берегу (ИК-1);

– причастный оборот, стоящий перед личным местоимением: Уставшие, но довольные (ИК-3,4), мы вернулись домой (ИК-1);

– обособленные дополнения со словами кроме, за исключением, помимо, вместо и др.: За исключением брата (ИК-3,4), все настаивали на отъезде (ИК-1);

– распространенное дополнение, стоящее в начале предложения: Такое отношение к коллективу (ИК-3,4) надо постоянно поощрять (ИК-1).

В сложном предложении:

– в сложносочиненном предложении с союзом и в значении последовательности и результативности действий: Наступила ночь (ИК-3,4), и соловей запел;

– в сложносочиненном предложении при сопоставлении и противопоставлении: Я объясняю (ИК-3,4), а вы не слушаете (ИК-1);

– в сложноподчиненных предложениях с препозицией придаточного предложения с союзами когда, пока, если, чтобы, так как, хотя: Хотя ты и не просил (ИК-3,4), я купил тебе эту книгу (ИК-1);

– в бессоюзных сложных предложениях со значением условия и времени: Волков бояться (ИК-3,4) – в лес не ходить (ИК-1);

– в сложноподчиненных предложениях с соотносительными словами в главной и придаточной частях: Мы были там (ИК-3,4), где вы еще не были (ИК-1).

ИК-5 употребляется в восклицательных предложениях с восклицательными словами какой, как, сколько при выражении эмоционально окрашенной оценки. Предударная часть произносится на среднем тоне, на ударной части тон повышается, в заударной части удерживается на уровне выше среднего, на последнем ударном слоге резко понижается: КакОй воздух! или Какой вОздух!

ИК-6 употребляется в вопросительных или восклицательных предложениях при выражении недоумения или оценки. На гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра: КакИе у них обычаи? или Какие у них обЫчаи!

ИК-7 также характерна для эмоционально окрашенных предложений, например, при выражении экспрессивного отрицания. На гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 от ИК-3, например: КакИе у них обычаи!

Научной речи в первую очередь свойственны ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, в то время как ИК-5 – ИК-7 характеризуют в основном разговорную речь, хотя в особых случаях могут быть употреблены и в устной научной речи.

Нарушение интонационной нормы влечет за собой возникновение помех в осуществлении процесса общения и передачи информации.