28. Зри в ухо!
Есть вещи, о которых мы не задумываемся. Умение видеть, говорить, различать запахи и звуки воспринимается нами как нечто само собой разумеющееся. Уж что-что, а видеть и слышать мы будем всегда, кажется нам. Специалисты подобной логики не разделяют. Наши уши – очень тонкий и сложный орган, чутко реагирующий на любые, порой самые незначительные изменения в нашем организме, считают врачи-сурдологи. Не обращать на это внимания – значит подписывать себе приговор.
Горькая цена беспечности
В том, что это действительно так, специалисты убеждались неоднократно. Только в одной Москве из каждой тысячи теми или иными нарушениями слуха страдают около тридцати человек.
Пытаясь выяснить, что привело их в больницу, опытные врачи не перестают удивляться: до чего же легкомысленный у нас народ! Человек перенес тяжелейший отит, годами ходит с гноем в ухе и не удосужится даже прийти к участковому врачу, обращаясь за помощью лишь тогда, когда у него уже разрушается барабанная перепонка и ощутимо падает слух.
Но, пожалуй, еще больше удивляют и огорчают специалистов ошибки их же коллег – врачей из районных поликлиник, которые назначают своим пациентам лошадиные дозы негативно влияющих на слуховой аппарат лекарств – таких как широко известные неомицин, гентамицин, стрептомицин, – подчас не задумываясь, какой тем самым наносят вред.
В группе риска – шахтеры и строители
Помимо запущенных отитов и неадекватного приема лекарств, другая весьма распространенная причина приобретенных нарушений слуха – осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний: свинки, кори, скарлатины, гриппа, а также травмы и воздействие резких вибраций и шумов, раздражающих и перенапрягающих орган слуха.
В группе риска – представители самых «шумных» профессий: шахтеры, строительно-ремонтные рабочие, работники поточных машиностроительных конвейеров. Немало среди людей с нарушениями слуха и бывших военных, пострадавших от мощной звуковой волны, вызванной взрывом или гранатометной очередью.
Опасная тишина
И все же самый частый диагноз, который значится в медицинских картах пациентов врача-сурдолога, – нейросенсорная тугоухость, пренеприятное заболевание, связанное с поражением расположенного во внутреннем ухе слухового нерва, по которому преобразованный звуковой импульс поступает в мозг.
По степени коварства этому виду тугоухости нет равных: в отличие от других форм снижения слуха эта часто заявляет о себе постепенно. Сперва – нарушением восприятия звуков высоких (тиканье часов, пение птиц, жужжание комара), а затем и низких частот (звук работающего вентилятора, шум дождя).
Человек может прекрасно слышать окружающие звуки и вдруг поймать себя на мысли, что плохо разбирает обращенную к нему речь. Но человек не торопится к врачу, относя возникшие проблемы на счет плохой дикции собеседника, нежели собственного недуга. Снижению слуха при этом может сопутствовать головокружение, шум в ушах. Измученные постоянной необходимостью прислушиваться к собеседнику больные постепенно начинают избегать мучительных контактов и уходят в себя. Круг их общения сужается. Из него автоматически исключаются люди с быстрым темпом речи и тихим голосом.
Надежда есть!
Тяжелее всего приходится тем, для кого общение – образ жизни. Врачи, политики, учителя, артисты, судьи. Снижение слуха равнозначно для них уходу из профессии. Если добавить к этому информационный вакуум, в который страдающий нарушением слуха человек погружается всякий раз, когда включает радио или телевизор, картина выходит и вовсе удручающая. Специалисты не скрывают: чем раньше такой пациент обратится к врачу, тем лучше.
Диагностика тугоухости – дело очень тонкое. Проверка шепотной речи с разного расстояния, которую каждый из нас когда-то проходил во время школьной диспансеризации, по словам специалистов, – вчерашний день.
Гораздо больше информации о степени и тяжести заболевания врачи получают, прибегнув к аудиометрии, исследующей слух с помощью специальных наушников, в которые подаются звуковые сигналы разной интенсивности и частоты. Или к другой, еще более «продвинутой» диагностической процедуре – импедансометрии, позволяющей за считанные минуты определить даже самые незначительные изменения в ухе. Дальнейший ход событий зависит от результатов диагностики. Это может быть и сложная хирургическая операция, и курс медикаментозного, лазерного или физиотерапевтического лечения. Главное – не запустить ситуацию.
Кстати.
Согласно данным исследования, опубликованным в газете New York Post, увлечение громкой музыкой заметно отражается на слухе. Так, 29% опрошенных американцев – любителей громкой музыки заявили, что имеют привычку постоянно переспрашивать собеседника в ходе разговора, а 17% пожаловались на постоянный звон в ушах.
Выход один – дозировать акустическую нагрузку. Оптимальный вариант – час слушать плеер, час – устраивать перерыв, за который слуховая система успевает восстановиться. И, конечно, многое зависит от интенсивности звучания музыки. В Америке предельный безопасный для здоровья уровень звука – 85 децибел (что соответствует звуку пылесоса). Подъем уровня громкости звука на 3 децибела означает, что безопасный период сокращается вдвое.
В странах же Европейского сообщества действует закон, регламентирующий громкость звучания аудиотехники. В соответствии с нормами плееры не должны выдавать звук больше 100 децибел, для чего на некоторых моделях плееров мощность звучания ограничивается автоматически.
Читателям на заметку
Не стоит расслабляться и тем, у кого проблем со слухом пока нет.
Регулярно его проверяйте. Хотя бы раз в год. При появлении первых тревожных симптомов его нарушения незамедлительно отправляйтесь к лор-врачу.
Пролечите хронические лор-заболевания и старайтесь по возможности избегать новых: даже от простого насморка слух может снизиться на 10–15 децибел.
Будьте осторожнее, освобождая ухо от накопившейся в нем серы. Не ковыряйте его чем попало, доверьте эту процедуру врачу.
Не перенапрягайте слух громкой музыкой. Пощадите свои бедные уши. Они вам еще пригодятся. (Татьяна Гурьянова // АиФ. – 14 февраля 2008 г.).
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки