logo
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113

Историческое плавание Федота Попова и Семена Дежнёва в 1648 г. завершило открытие русскими побережья Северного Ледовитого океана от Белого моря до Чукотки. После этой экспедиции на картах должен был появиться пролив, соединяющий два океана – Ледовитый и Тихий. Однако в его существование поверили далеко не все, включая и первых лиц Российского государства. Слишком много явных и скрытых противоречий содержалось в челобитных и донесениях, составленных не очень грамотными и недостаточно искушенными в географических премудростях российскими первопроходцами XVI—XVII вв. Их «байки» считались вымыслами, легендами. Даже сам император Петр Великий не до конца представлял себе истинные размеры и границы собственных владений на севере и востоке гигантской державы. Вот почему за несколько месяцев до своей кончины он повелел снарядить специальную экспедицию, которая была призвана ответить на «вечный» вопрос: «Где оная земля сошлась с Америкой?» И в январе 1725 г. передовой отряд экспедиции, которую стали называть Первой Камчатской, отправился в дорогу, «самую дальнюю и трудную и прежде никогда не бывалую». Экспедицией руководил капитан первого ранга российского флота Витус Беринг (1681–1741). Уроженец датского городка Хорсенс, Витус Ионассен Беринг окончил офицерскую морскую школу в Амстердаме, а в самом начале XVIII в. навсегда переехал в Россию, где его величали Иваном Ивановичем. На своей второй родине Беринг участвовал в морских сражениях с турками и шведами, командовал многопушечными кораблями, получал царские награды. 1725 г. дал новое направление жизни капитан-командора. В течение долгих месяцев добирались его люди на Дальний Восток. Только три с половиной года спустя парусный бот Беринга «Святой Гавриил» взял курс на север вдоль берегов Камчатки и Чукотки. Миновав по-прежнему безымянный пролив между Азией и Америкой, корабль вошел наконец в Ледовитый океан. «Из-за тумана с мокротью» русские моряки в 1728 г. берегов Нового Света не увидели, однако у Беринга не осталось ни малейшего сомнения: два огромных материка не смыкаются друг с другом. Таким образом была окончательно решена задача, выдвинутая Петром I. Уже кончался август; чтобы избежать гибельной зимовки в высоких широтах, нужно было спешить на юг. Первая Камчатская экспедиция провела обширные географические наблюдения и чрезвычайно точные для той эпохи картографические работы. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук, побывавший в тех же водах в конце XVIII в., отозвался о них так: «Я должен воздать справедливую похвалу памяти почтенного капттана Беринга; наблюдения так точны и положение берегов означено столь правильно; с теми математическими пособиями, какие он имел, нельзя было сделать ничего лучше. Широты и долготы его определены так верно, что надобно сему удивляться». Тогда-то Кук и предложил назвать легендарный пролив именем Витуса Беринга. Сразу же по окончании первой экспедиции моряк-исследователь начал вынашивать планы второй, гораздо более масштабной. В намерения Беринга входило нанести на карту все арктические и дальневосточные берега России, изучить их природу, а также омывающие их моря. Вторая Камчатская, проходившая в 1733–1743 гг., вошла в отечественную и мировую историю как Великая Северная экспедиция. В течение многих лет в ней участвовали тысячи людей на громадных просторах: от Северной Двины до Камчатки. На небольших морских судах и обыкновенных гребных шлюпках участники экспедиции с риском для жизни плыли в забитых льдами прибрежных водах, на оленьих и собачьих упряжках передвигались по пустынным тундровым берегам. Они измеряли морские глубины и расстояния на местности, искали надёжные фарватеры для кораблей, определяли астрономические координаты опорных пунктов, изучали быт и нравы обитателей Крайнего Севера. В рапорте на имя Беринга командир одного из отрядов написал следующее: «По крайней силе и возможности поступал я с ними всякою ласкою и обнадеживал добротами». В течение всех десяти лет Великая Северная оставалась под непроницаемым покровом секретности. Предприятие было сугубо военным, общественность понятия не имела о том, что на краю света, в гибельном ледяном Заполярье, где до того удалось побывать лишь отдельным безрассудно храбрым путешественникам, идет напряженная изыскательская работа. Когда же экспедиция, испытав величайшие лишения, понеся многочисленные потери, закончилась, словно какие-то злые силы вторглись в ее судьбу. Бесследно исчезли, например, важнейшие результаты наблюдений – уцелели только дубликаты морских карт. В 1743 г. деятельность Великой Северной была прекращена. Остались безвестными имена большинства участников той экспедиции. Никто из них, даже офицеры, не получил за труды и старания никакой награды. Только столетие спустя историки сумели в общих чертах восстановить то, что было сделано участниками экспедиции. Безмолвная географическая карта запечатлела для потомков очень немногие имена: двоюродные братья-офицеры Дмитрий и Харитон Лаптевы, штурманы Семен Челюскин, Дмитрий Стерлегов, Степан Малыгин, Алексей скуратов, лейтенанты Дмитрий Овцын и Василий Прончищев (его жена Татьяна Кондырева-Прончищева стала первой русской полярницей, причем лишь в 1938 г. было точно установлено ее имя – до этого замечательную женщину, погибшую вместе с мужем в Арктике, ошибочно называли Марией). Сам капитан-командор не дожил до завершения работы экспедиции. Летом 1741 г. на пакетботе «Святой Петр», отплывшем из Авачинской бухты на Камчатке, он отправился в свой последний рейс на север. Другим кораблем, «Святым Павлом», командовал многолетний помощник Беринга «капитан полковничьего ранга» Алексей Чириков. Через две недели суда потеряли друг друга в тумане. Проплутав в океане до октября, пережив гибель половины экипажа от острейшей нехватки пресной воды и всевозможных бедствий, Чириков сумел все-таки вернуться на Камчатку. А вот «Святой Петр» в тот год в Авачинскую бухту так и не пришел.