4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
Результаты научных исследований находят свое отражение в научных докладах, публикациях статей, тезисов докладов, монографий и т.п.
Статья – составная часть основного текста сборника, которая представляет собой законченное произведение, освещающее какую-либо тему. Что касается научного стиля, то можно выделить несколько видов статей: научная статья, научно-популярная статья, публицистическая статья о научной проблеме.
Научная статья, как правило, посвящена отдельной научной проблеме с намеченными путями ее решения. Исходя из этого, в структуре научной статьи можно выделить:
– описание проблемы и ее актуальности для теории и практики;
– краткие данные о методике исследования;
– анализ собственных научных результатов и их обобщение;
– выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;
– ссылки на цитируемую литературу.
Следует еще раз заметить, что ссылки на цитируемую литературу обязательны в научном тексте любого жанра. Возможные варианты оформления ссылок см. ниже.
Жанр научно-популярной статьи является способом и формой переработки, хранения и передачи научной информации для широкого круга читателей, как правило, неспециалистов в данной научной сфере. Научно-популярная статья ориентирована на такие коммуникативные цели, как анализ и объяснение научных проблем языком, доступным неспециалисту. Следовательно, основными качествами жанра научно-популярной статьи являются информационность, аналитичность, реферативность, доступность. К общим чертам научно-популярных статей относятся следующие:
а) подробность изложения научных данных, своеобразное «разжевывание» сведений;
б) раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;
в) намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;
г) стремление избегать широкого использования терминов, а при невозможном употреблении непременно разъяснять их значение;
д) «не загромождение» научными фактами, материалом исследования; необходимость давать «отдых» читателю использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания;
е) использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;
ж) стремление к оригинальности, нешаблонности выражения и некоторые другие.
Более легким для восприятия неподготовленного читателя является индуктивный метод изложения.
Некоторые из отмеченных черт являются общими у научно-популярных и научных статей, что объясняется их принадлежностью к одному функциональному стилю – научному. Однако есть и отличия, которые проявляются в первую очередь в языковом оформлении научно-популярных статей. В модуле I уже анализировались языковые особенности собственно научного и научно-популярного подстилей, поэтому, не останавливаясь подробно на этом сейчас, назовем основные отличия научно-популярных статей от собственно научных:
1) большая широта и большая, чем в сугубо научной статье, степень конкретизации; в большинстве случаев полной конкретизации;
2) простота синтаксических конструкций, стремление избегать усложненных предложений;
3) довольно частое обращение к «риторическим вопросам», активизирующим внимание читателя и показывающим ход, логику течения мысли;
4) более широкое, чем в собственно научной статье, использование средств словесной образности, особенно сравнений;
5) более умеренное употребление научных терминов, особенно узких, и несколько меньшее использование абстрактной лексики;
6) довольно свободное обращение к средствам разговорной речи (лексико-фразеологическим и синтаксическим) и др.
Всем этим и создается простой и ясный, а также и яркий стиль доходчивого, популярного изложения научных знаний.
Жанр публицистической статьи о научной проблеме находится на периферии научного и публицистического стилей и совмещает в себе некоторые признаки того и другого. И для публицистического, и для научного стилей характерны информативная и воздействующая функции, но проявляются они по-разному. Такие статьи содержат научную информацию, которая «во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широкого круга читателей и слушателей, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата»61. В текстах подобного жанра в большой степени проявляется авторское начало. «С одной стороны проявляются черты человека, занимающегося общественной деятельностью и выражающего коллективные оценки и пристрастия. С другой – в тексте можно найти и черты автора как частного лица: индивидуальный выбор языковых средств, характер оценочности и другие черты речевого поведения»62. С этой точки зрения научно-популярные статьи и публицистические статьи научного характера проявляют сходные черты, и провести между ними четкую разделительную линию не всегда возможно.
Разновидностью научной статьи являются тезисы статьи или доклада, предназначенные для массовой аудитории. Организаторы многих научных конференций до начала работы конференции публикуют сборники тезисов докладов. Тезисы – краткая запись содержания научного сочинения в виде основных, сжато сформулированных положений, в которых что-то доказывается или опровергается.
Такие тезисы состоят из трех частей: преамбулы (содержащей ввод в проблему, обоснование актуальности, описание предмета исследования), основных тезисов (3–6 тезисов, объединенных общей идеей, отраженной в заглавии), заключительного тезиса (содержащего основной вывод из изложенного). По стилю изложения различают два типа тезисов: глагольного строя (с преобладанием глагольных сказуемых) и именного строя (с преобладанием имен существительных). Представляемые положения могут быть пронумерованы. На практике тезисы часто имеют вид мини-статьи.
Виды ошибок при составлении тезисов: неоправданное расширение преамбулы, нераскрытие темы в основной части, неверное членение тезисов на абзацы, чрезмерное усложнение фраз, нарушение точности, чистоты, лаконичности научной речи.
В последнее время наряду с тезисами достаточно активно используется и такой жанр как резюме (франц. résumé от résumer – излагать вкратце) – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо. Н.И.Колесникова так определяет сущность этого жанра: «<…> исследователь обычно после прочтения статьи по своей специальности приходит к какому-то выводу относительно содержащихся в ней сведений. Этот вывод может быть коротко записан за несколько минут»63.
Следует, однако, заметить, что резюме может быть не только по материалам чьей-то статьи, но и своей собственной, например, при публикации статьи в солидном научном сборнике резюме предваряет или завершает публикацию. Такие резюме практикуются и на научных конференциях, когда при подаче заявки на участие предлагается представить резюме доклада или сообщения.
Резюме отличается от тезисов объемом («это обычно одно – три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта»64) и содержанием (как правило, это основной вывод или результат исследования).
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки