logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи

1. Научный текст носит обобщенный характер, поэтому для него характерно использование глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение. Например: В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение; Если тело или система тел могут совершать работу, то говорят, что они обладают энергией; Многоугольник, все вершины которого лежат на окружности, называется вписанным в окружность; Антиподы транспортируют питательные вещества из семяпочки в зародышевый мешок; Различают два типа смысловых связей слов друг с другом: семантическая сочетаемость и лексическая сочетаемость.

Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.). Такие формы глагола употребляются без подлежащего, используются с целью призыва собеседника к совместному действию (они так и называются – формы совместного действия) и произносятся с особой побудительной интонацией, поэтому их часто рассматривают как особые формы повелительного наклонения, например: Теперь посмотрим, что происходит с диэлектриком в электрическом поле; Поместим диэлектрик между двумя параллельными металлическими пластинами, несущими заряды противоположного знака; Рассмотрим произвольную плоскость α и окружность L с центром O радиуса r, лежащую в этой плоскости.

2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся). Они обозначают либо действие как отличительную черту предмета, его постоянное свойство (Соль растворяется в воде; Вода испаряется при температуре 1000 С), либо имеют страдательное (пассивное) значение. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия: Под семантической целостностью понимается невыводимость значения фразеологической единицы из значения ее компонентов; Образующиеся в ядре информационные РНК подвергаются там целому ряду изменений; Утверждения 10 – 40 доказываются так же, как в планиметрии; Труд осуществляется под влиянием необходимости.

3. Обобщенный характер текстов научного стиля проявляется также в своеобразии категория лица. В научной речи, как правило, не употребляются местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа я, ты, притяжательные местоимения мой, твой, формы 1 и 2 лица единственного числа глагола, обозначающие, что действие производится самим говорящим или собеседником. Вместо них употребляются местоимение 1 лица множественного числа мы (так называемое авторское мы), притяжательное местоимение наш, глаголы в форме прошедшего времени множественного числа или в форме настоящего (будущего простого) времени 1 или 2 лица множественного числа. Принято считать, что употребление местоимений мы, наш создает атмосферу авторской скромности и объективности. Например: Мы считаем, что для определения жанра «Путевых картин» Г.Гейне необходим комплексный, целостный подход (вместо: я считаю…); Таким образом, наша гипотеза нашла эмпирическое подтверждение (вместо: моя гипотеза…); Мы исследовали влияние учебного процесса на состояние физического и психического здоровья учащихся и педагогов (вместо: я исследовал или я исследовала) и т.п. Стремление к ограниченному использованию авторского «я» – это проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

4. Отличительным признаком научного стиля является частое использование отвлеченных существительных среднего рода (излучение, создание, зависимость, развитие, скорость, сложение, движение, утверждение, свойство, строение, преобразование, потребность, поверхность и т.п.): Реакция отщепления одной молекулы фосфорной кислоты сопровождается освобождением около 40 кДж/моль; Движение любого тела есть движение относительное; Целью нашего исследования явилось изучение влияния занятий легкой атлетикой на организм человека и разработка рекомендаций для повышения интереса к занятиям легкоатлетическим бегом, способствующим повышению уровня здоровья подростков; В процессе твердения бетона выделяется тепло, происходит нагревание массива бетона и последующее его остывание.

5. Обобщенный характер научному тексту придает и употребление имен существительных в форме единственного числа со значением обобщенной множественности для наименования не одного конкретного предмета, а для обобщенного наименования целого класса предметов: Разработаны основные рекомендации профессиональной деятельности социального педагога по работе с агрессивными подростками; Процесс обучения в школе ни в коем случае не должен строиться за счет ресурсов здоровья ребенка; Изучалось разнообразие цветовой гаммы шляпки масленка настоящего в зависимости от условий произрастания; По результатам анкетирования можно сказать, что сотовый телефон так прочно вошел в нашу жизнь, что мы готовы им пользоваться, невзирая на вред.

6. В научной речи часто встречаются формы множественного числа абстрактных и вещественных существительных, образование которых не свойственно обычной речи. При образовании таких форм происходит изменение лексического значения, они называют уже не само вещество, а используются для обозначения а) сорта или вида данного вещества (высокопрочные стали, смазочные маслá, лечебные чаи, минеральные воды); б) сплошную массу вещества на каком-либо пространстве (снегá, мхи, грязи); в) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры, скорости) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты).

7. В научном стиле чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие формы имен прилагательных и страдательных причастий в функции сказуемого: Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения и косинуса угла между ними; Известны два вида ферромагнитных пленок; Для исследования были выбраны участки с различными экологическими условиями; Слабый сигнал оказался сравним по уровню с собственными шумами усилительного устройства и, как следствие, неразличим на их фоне.