logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

3.2. Риторический канон

Рассмотрим вначале учение о риторическом каноне, под которым понимается некий образец, модель действия ритора на его пути к коммуникативному успеху. А.К.Михальская определяет риторический канон как «путь от мысли к речи»56.

Классический риторический канон, который был описан еще в «Риторике» Аристотеля, состоит из пяти этапов:

1. Инвéнция (от лат. Inventio) – «изобретение» речи. На этом этапе тема речи подвергается осмыслению, отбирается содержание речи, аргументы, иллюстрации и т.п.

2. Диспози́ция (от лат. Dispositio) – «расположение» речи. На этом этапе продумывается композиция текста.

3. Элокýция (от лат. Elocutio) – словесное «украшение», оформление речи, придание ей выразительности.

4. Мемо́рио (от лат. Memorio) – запоминание речи.

5. А́кцио (от лат. Actio hipocrisis) – произнесение речи, непосредственное выступление перед аудиторией.

Несмотря на то, что данная модель действий ритора была описана десятки веков назад, она в общем своем виде остается «действующей моделью». Охарактеризуем основное содержание этих этапов.

Этап инвенции, или «изобретения» речи связан с отбором содержания и с построением смысловой структуры речи. В основе отбора содержания лежит выбор а) темы речи, б) ее цели. При подготовке реферата, доклада, выступления, написании курсовой или дипломной работы тема определяет направление поиска литературы для изучения, а цель работы заставляет выбирать из читаемых источников одни фрагменты и оставлять за границами внимания другие.

Специалисты по риторике советуют, сформулировав тему, «как говорят в логике, разделить объем понятия, то есть выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы»57. У начинающих риторов часто возникают трудности с таким разделением понятия. Вспомним, как бывают озадачены школьники, получившие задание написать сочинение по определенной теме, если эта тема не разбиралась на уроке.

В романе Б.Акунина «Турецкий гамбит» есть интересный эпизод. Военные журналисты ведут спор о том, можно ли написать хорошую статью для газеты, если нет яркой, интересной темы. Предмет этого спора понятен – газета нуждается в информации, в новостях; если ничего интересного не происходит, то и писать не о чем. Французский журналист заключает пари с присутствующими: он напишет о чем угодно – пусть ему предложат в качестве темы самый скучный предмет. Кто-то предлагает ему тему – «Старые сапоги». Француз выигрывает пари: он пишет захватывающий очерк о своих приключениях, в которых ему сопутствовали его много повидавшие сапоги. В данном случае журналист показал, что он умеет не только описывать увиденное, но и рождать идеи, строить сюжет.

Существует особое учение о том, как «производить» идеи. М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал о том, что «из одной простой идеи расплодиться могут многие». В теории красноречия описаны приемы такого «размножения идей». Дело в том, что новые мысли и ассоциации возникают не стихийно, а по определенным смысловым схемам, моделям, которые заложены в сознании говорящего. Такие смысловые модели получили называются в риторике то́пы.

Топы (от греч. topos  место)  так называемые «общие места» в тексте. В классической риторике под общими местами понимались некие общие смысловые модели, по которым строились части риторического произведения.

Топика  раздел риторики, изучающий топы и приемы их применения. Топика отражает наиболее общие законы человеческого мышления.

Вот пример высказывания, в котором использованы смысловые модели «Определение» и «Сравнение»:

Разговор  это здание, возводимое сообща. Выстраивая фразы, собеседники не должны терять из виду общую конфигурацию здания; так опытный каменщик ведет свою кладку. Умам, склонным к придирчивой методичности, лучше держаться от строительства в стороне, если они не в состоянии украсить фасад парадоксом.

(Андре Моруа «Искусство беседы»)

Охарактеризуем основные топы и приведем примеры их использования в речи.

1. Смысловая модель «Род и вид». При использовании этого топа предмет рассматривается как разновидность предметов того же рода:Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая имеет общее грамматическое значение предмета… В таком определении специфика имени существительного объясняется при помощи родового понятия (часть речи) и называния видовых признаков (глагол – тоже часть речи, однако существительное, в отличие от него, имеет грамматическое значение предмета).

Частным случаем топа «Род и вид» является смысловая модель «Разновидности»:Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. К самостоятельным относятся… К служебным относятся…

Нетрудно заметить, что топ «Род и вид» используется в большинстве научных текстов: при описании свойств объекта, в различных классификациях и т.п.

2. Смысловая модель «Определение» служит для выражения неких отличительных признаков объекта:Оспа – это страшная болезнь, которая когда-то опустошала селения и города, уносила тысячи жизней за короткий промежуток времени.

Схема, по которой строится определение, такова: 1) название определяемого предмета, 2) указание его родового понятия, 3) описание отличительных признаков.

Следует обратить внимание, что выражения, построенные по схеме «Определение», не всегда являются строгими научными дефинициями, они могут лишь внешне соблюдать форму научного определения, но не являются исчерпывающим описанием отличительных свойств предмета. Ср., например, научное определение Урок – это основная форма учебно-воспитательного процесса и использование топа «Определение» в газетной статье о школе:Урок – это то, с чем у нас в первую очередь ассоциируется школа. Урок – это апофеоз власти учителя. Урок – это сорок пять минут ожидания перемены. Ср. также определение из «школьного словаря» (один из жанров школьного фольклора):Урок – Алибаба и сорок разбойников.

Часто топ «Определение» используется в начале текста, называя тему речи или обосновывая важность данного предмета: Каникулы – это период, когда возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей… (начало беседы о детском травматизме); Что такое цветы? Цветы – это не только символ романтики, но и один из самых сильных аллергенов… (вступление к лекции о профилактике аллергических заболеваний) и т.п.

По правилам данной смысловой модели создаются и так называемые риторические определения, основанные на сравнении или метафоре (Что наша жизнь? – Игра!; Дети – цветы жизни и т.п.), на парадоксе (Джип – самая холодная машина; в ней можно ездить только в норковой шубе) и т.д.

3. Смысловая модель «Целое части» В рамках этого топа предмет рассматривается как составная часть чего-либо (1) или же описывается состав самого предмета (2):

1) Заголовок – это важная часть текста, ему присущи следующие функции…

2) Текст описание состоит, как правило, из трех композиционных частей: зачин, в котором дается общее представление о предмете,

4. Смысловая модель «Свойства». Этот топ связан с описанием свойств предмета:Имена прилагательные в предложении выполняют функцию определения или именной части составного именного сказуемого…; Нефть не растворяется в воде…; Умная книга способна перевернуть жизнь человека… и т.п.

5. Смысловая модель «Сопоставление» используется для сравнения двух предметов по каким-либо признакам. Топ «Сравнение» использован, например, в сравнительной характеристике Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича в повести Н.Гоголя (см. пример в разделе 2.2).

6. Смысловая модель «Причина и следствие» предполагает рассмотрение двух фактов в их причинно-следственной связи.

7. Смысловая модель «Обстоятельства» описывает условия, при которых имело место событиеместо, время и т.д.

8. Смысловая модель «Пример» используется, чтобы привести пример, подтверждающий, иллюстрирующий высказанную мысль.

9. Смысловая модель «Свидетельство» представляет собой высказывание авторитетного человека, подтверждающее мысль оратора.

10. Смысловая модель «Имя» связана с обращением к происхождению слова, к анализу смысла ключевого слова. В научной речи топ «Имя» используется для объяснения термина; в художественной, публицистической и даже разговорной речи данный топ часто реализуется как прием этимологизации, поиска «родственных связей» слова. При этом важным оказывается даже не правильность устанавливаемых связей, а их соответствие замыслу говорящего, его коммуникативной задаче. Так, в рассказе Ф.М.Достоевского «Крокодил» герой рассуждает:Даже этимология согласна со мною, ибо самое название крокодил означает прожорливость. Крокодил, Crocodillo, – есть слово, очевидно, итальянское, современное, может быть, древним фараонам египетским и, очевидно, происходящее от французского корня: croquer, что означает съесть, скушать и вообще употребить в пищу. На самом деле слово крокодил заимствовано из греческого языка, где образовано сложением: krokē«галька» иdrilos«дождевой червь»58.

Перечисленные общие смысловые модели в разных типах текстов могут конкретизироваться. Так, для описания языковой единицы (морфемы, слова, выражения и т.д.) топ «Свойства» реализуется как смысловые модели «Строение», «Значение», «Функция». В медицинских работах топ «Свойства» реализуется как смысловые модели часто реализуется как смысловые модели «Внешний вид и строение органа», «Функции в организме», «Патологии».

Античным риторам принадлежит и идея рассмотрения смысловых моделей в связи с конкретными темами текстов. Так, Гермоген (автор учебника риторики) рекомендовал в рассказ о человеке включать такие топы: «Чудесные события при рождении», «Воспитание», «Образование», «Природа души», «Свойства тела», «Замечательные деяния», «Прославление согражданами».

При составлении научного текста могут использоваться все названные виды топов.

Следующим этапом подготовки речи является диспозиция, или расположение. На этом этапе ритор продумывает композицию речи, группирует собранный материал и делит его на смысловые части. При этом автору пригодятся знания о построении текстов различных функционально-смысловых типов речи (см. раздел 2.2).

Дополнительные требования предъявляет к автору подготовка устного выступления, поскольку композиция последнего должна быть продумана особенно тщательно. Устное выступление состоит, как правило, из трех частей: вступительной, основной и завершающей. Это не только дань традиции, но и требование, обусловленное особенностями восприятия информации.

Как и в письменной речи, в устном выступлении начальная часть знакомит адресата с темой, объясняет внимание автора к проблеме, нацеливает на определенное содержание. Однако при помощи вступления ритор решает и другие задачи: устанавливает контакт со слушателями, анализирует реакцию аудитории и корректирует свое речевое поведение, выбирает громкость и темп речи, соответствующий особенностям речевой ситуации. Многие выступающие стараются сделать начало речи ярким, привлекающим внимание слушателей, запоминающимся. Для этого можно использовать интересный пример, высказать парадоксальное суждение, задать аудитории вопрос по теме, на который они пока не в состоянии ответить, но на который смогут ответить после прослушивания речи, и т.д.

Основная часть речи занимает наибольшее количество времени, отведенного на выступление, однако она не должна представлять собой сплошной поток фактов, тезисов и т.д. Содержание ее должно быть систематизировано. Автор продумывает деление материала на смысловые части, в крупных разделах выделяет подразделы и придает сообщению четкую и прозрачную структуру, понятную слушателю.

Заключительная часть, как правило, посвящена подведению итогов, формулированию выводов. Часто в заключительной части выступающий намечает некую «перспективу» для слушателей: советует литературу для углубления знаний по проблеме, сообщает о теме следующего выступления и т.д.

Композиция текста, как и содержание, должна быть подчинена основной коммуникативной цели. Поэтому ритор, продумывая текст, должен решить вопрос о возможности отступлений от основной темы. В устном научном тексте отступления не должны занимать много места и не должны заслонять собой основное содержание речи. Их основная задача – дать небольшой отдых аудитории, активизировать слушателей ярким примером, шуткой, парадоксом и т.д. Оптимальными являются отступления, которые непосредственно связаны с основной темой, отчасти углубляют ее, сообщают дополнительные сведения о явлениях, связанных с обсуждаемой темой. Эти отступления могут представлять собой краткие биографии «действующих лиц», сообщение о наличии альтернативных точек зрения, рассказ об обстоятельствах научного открытия, о возможностях использования теоретических знаний, о случаях, когда отсутствие необходимого знания привело к нежелательным последствиям и т.д.

В письменной научной речи, при восприятии которой читатель сам управляет своим вниманием, такие «активизирующие» и «релаксационные» отступления не требуются, поэтому в письменном научном тексте они встречаются редко и носят в основном характер примечаний. В научно-популярном тексте подобные отступления возможны как один из приемов популяризации.

Важным этапом подготовки речи является элокуция– «украшение» речи. Специальные речевые средства, которые используются для придания речиэкспре́ссии(выразительности), называют в риторике средствамиорнамента́ции, то есть украшения (ср. с этимологически родственным словоморнамент).

Средства орнаментации делят на две группы:

а) тро́пы– это средства речевой экспрессии, основанные на употреблении слова в переносном значении;

б) риторические фигуры – это средства выразительности, связанные с особым строением предложения, словосочетания.

К тропам и фигурам относят приемы, известные нам из школьной стилистики. Мы привыкли находить их в художественных или публицистических текстах, однако, несмотря на стремление научного текста к точности, отсутствию эмоциональности, многие средства орнаментации характерны и для научных текстов.

Основные тропы:

К риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксический параллелизм и градацию, различного рода повторы, в том числе анафорические, с которыми мы встречались в художественной прозе и поэзии.

Перечисленные тропы и фигуры в научном тексте играют важную роль: они выступают не только как средство экспрессии, но и как средство познания, прием объяснения материала. Так, например, метафора и сравнение являются важными инструментами познавательной деятельности человека. Узнавая новое, человек всегда сравнивает это новое со старым, уже известным. Многие термины представляют собой метафорические наименования, например, анатомические термины лопатка, коленная чашечка и т.п., технические наименования рукав, кулачок и подобные. Некоторые термины представляют собой результат метонимического переноса – по смежности. Так, щитовидная железа получила свое название из-за соседства со щитовидным хрящом гортани.

В тексте «Анатомия щитовидной железы» (см. текст 4 в приложении 1) используется сравнение: Щитовидная железа <…> по форме напоминает бабочку. Такие примеры в научных текстах многочисленны, они делают изложение материала более наглядным, облегчают запоминание фактов.

В своей прямой функции – риторической – средства орнаментации часто выступают в устной научной речи. В лекциях, докладах, сообщениях тропы и фигуры используются для придания речи выразительности, яркости, для поддержания эмоционального контакта говорящего и слушателей.

Следующий этап – запоминание – для научной речи имеет не столь большое значение, как, например, для публицистической. Если на митинге, в предвыборной речи политика, в выступлении на ток-шоу немыслимо чтение «по бумажке», то устная научная монологическая речь предполагает именно чтение – недаром говорят читать доклад, читать лекцию и т.д. Конечно, если выступающий не отрывает взгляда от написанного текста, это не лучшим образом влияет на аудиторию: рассеивается внимание слушателей. Нужно помнить, что зрительно и на слух тексты воспринимаются по-разному, и автор, готовясь к выступлению, должен все время думать о том, как та или иная фраза будет звучать в устном монологе. Поэтому на этапе подготовки к выступлению важно не дословно выучить речь, а продумать технику устного исполнения написанного текста.

Непосредственному произнесению речи будет посвящен следующий раздел «Публичное выступление».