logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

3.4. Секреты эффективности

Начиная с периода Античности, когда возникла риторика, она пыталась открыть секреты эффективной речи. Эффективной называют речь, результат которой совпадает с коммуникативной целью ритора.

Законы риторики – это законы эффективного общения, некие универсальные закономерности, определяющие эффективность / неэффективность речевого воздействия. Учет этих законов позволит ритору сделать его речь эффективной.

Принципы речевого поведения (принципы риторики) – это основополагающие правила, которых придерживается ритор для достижения коммуникативной цели. Принципы вырабатываются с учетом знания объективных законов риторики.

Выделяют четыре основных закона и целый ряд принципов, которые соответствуют этим законам.

Закон гармонизирующего диалога.

Следует различать лингвистическое и риторическое понимание термина диалог. В лингвистике под диалогом понимается разговор двух или нескольких лиц. В риторике под диалогом понимается взаимодействие коммуникантов. Даже если адресат не произносит реплик, он является участником общения – он:

Таким образом, адресат речи является активным участником диалога. И эту активность следует учитывать, т.к. она может стать союзником или противником ритора. Если представить себе речевое воздействие в виде вектора, а активность адресата в виде другого вектора, то здесь можно применить правила сложения векторов. Гармонизирующее речевое общение возможно только в условиях диалогического общения коммуникантов.

Именно в понимании общения как диалога заключается основное противопоставление гуманистической риторики (S1 ↔ S2) и риторики манипулирования (S → O). Этим определяется основная стратегия общения: сделать адресата союзником ритора или, напротив, подавить его собственное «Я» и сделать его пассивным объектом манипуляции.

В то же время не надо думать, что это отличие лежит лишь в сфере «технологии общения» − в основе этой оппозиции этический принцип ритора, его тяготение к гуманистической этике (человек есть мера всего, человек есть цель, а все остальное – средства) или технократической (человек ценен не сам по себе, а по тому, что он имеет; цель «иметь» оправдывает любые средства. Человек – это я, а другие люди – лишь средства для меня).

Следует различать термины омонимы риторика диалога – риторика монолога. В ряде работ (в том числе в данном пособии) это противопоставление решается так:

В других работах представлено иное понимание терминов:

Закон гармонизирующего диалога рекомендует ритору соблюдать ряд принципов, которые помогут выстроить диалог.

Принцип внимания к адресату. Готовясь к общению, необходимо составить себе своеобразный «социально-психологический портрет» аудитории:

  1. Социальный состав аудитории; однородность этого состава. Социальная роль собеседников по отношению к ритору.

  2. Размер аудитории.

  3. Возраст слушателей и психологические особенности данного возраста.

  4. Круг интересов и предпочтений. Запретные темы.

  5. Цель собравшихся, их предварительные установки (доброжелательность, агрессия, интерес и т.д.).

Принцип сотрудничества – это принцип речевого поведения, диктующий коммуникантам роли доброжелательных собеседников, стремящихся к единой цели и помогающих друг другу достичь этой цели.

Принцип близости. Для речи следует подобрать такие факты, примеры, аргументы, которые близки и интересны аудитории. Сравним два варианта начала лекции для школьников о необходимости борьбы с алкоголизмом. Первый вариант использует в качестве аргумента статистику, которая сама по себе способна произвести на людей сильное впечатление:

В социально неперспективных городах алкоголь пробует каждый второй ребенок в возрасте восьми лет, каждый пятый становится алкоголиком еще в школьном возрасте. Среди алкоголиков излечивается только каждый десятый, остальные рано или поздно погибают. Чем раньше человек становится алкоголиком, тем раньше он погибает. Из тех, кто начинает пить в школьном возрасте лишь половина доживает до тридцати пяти.

Как уже сказано, статистика сама по себе весьма выразительна. Однако школьникам кажется, что эта проблема не имеет к ним непосредственного отношения. Вот как выглядит разговор на ту же тему, но с опорой на принцип близости:

Вот вас в классе сидит 26 человек. Все вы нацелены в будущее и мечтаете об интересной работе, о личном счастье, о путешествиях… Но нас подстерегает страшный враг. Если с этим злом не бороться, то двое из класса умрут, не успев испытать чувство первой любви. 12 человек умрут, не дожив до пенсии. Четверо станут бомжами. У двоих родятся мертвые дети… Вам не верится в это? Но ведь тот, кто берет в рот первый глоток алкоголя, никогда не думает о том, чем это кончится…

Принцип конкретности. Не следует ограничиваться лишь общими положениями и отвлеченными истинами. Нужно соблюдать некоторые простые правила: а) обязательно приводить примеры; б) стремиться сделать речь образной, выразительной, чтобы отвлеченную информацию слушатель представил себе более наглядно.

Сравним два фрагмента, направленных на одну и ту же коммуникативную цель: учитель побуждает школьников приобрести справочник по орфографии. Вариант первый:

Орфографический справочник должен быть у каждого человека. Если вы хотите успешно подготовиться к экзаменам, то одного учебника мало, обязательно купите справочник.

И вариант второй:

Л.В.Щерба, когда писал статью о русской орфографии, начал ее словами: «Русская орография. – невероятно сложная вещь. Я, например, работая над этой статьей, 26 раз заглянул в орфографический словарь». Представляете себе? И это академик, прекрасный знаток всех тонкостей русского языка, автор многочисленных научных трудов. А я, например, заглядываю в орфографические справочники еще чаще.

Следование перечисленным принципам поможет ритору сделать слушателя своим союзником.

Таким образом, закон гармонизирующего диалога – это закон гуманистической риторики. И дальнейшие законы тесным образом связаны с этой этической основой.

Закон продвижения и ориентации адресата. Один из важнейших законов, связанных с принципом диалогического общения: эффективность речевого воздействия тем выше, чем четче представляет себе адресат речи цель, к которой он движется вместе с ритором и «координаты» на пути к этой цели в каждый момент времени. Образ речи как пути восходит к традициям древнегреческой риторики: ритор ведет за собой слушателя к намеченной цели.

В педагогической и академической риторике данный закон выполняется наиболее последовательно. Ср. специальное словесное маркирование маркирование этапов урока, лекции; выделение структурных элементов научного текста. Подробно это свойство научного текста обсуждалось в разделе 2.3 «Метатекст и его функции».

Закон эмоциональности. Это закон риторики, который требует, чтобы ритор эмоционально переживал то, о чем говорит, чтобы не оставить слушателя равнодушным.

Закон удовольствия. Этот закон утверждает, что речевое общение тем эффективнее, чем больше заботится говорящий о том, чтобы процесс общения доставлял адресату речи удовольствие.

Данный закон нельзя принимать слишком примитивно, т.к. не всякое общение имеет целью порадовать друг друга. Понятно, как можно получить удовольствие от красивого тоста или оригинальной поздравительной речи, но как соблюсти этот закон в ходе судебного заседания, при произнесении речи на траурном митинге?

Тем не менее и здесь возможна гармония, которая будет одобрена слушателями. Так, например, в телепередаче «Федеральный судья» мы зачастую наблюдаем, что прокурор и защитник пикируются не с ненавистью, а с некоторым удовольствием, даже признавая в ряде случаев правоту друг друга и получая удовлетворение от хорошо проделанной работы. Судья, общаясь даже с закоренелым преступником, умеет разговаривать уважительно, уместно использует тонкий юмор, предотвращает возможность перебранки между сторонами процесса.

На траурном митинге трогательная, неформальная речь об усопшем может быть воспринята присутствующими с одобрением. Удовольствие в речевом общении не всегда связано с радостью, развлечением (Мы, например, получаем удовольствие от театральной постановки и в тех случаях, когда смотрим трагедию).

Назовем средства реализации закона удовольствия в педагогическом и академическом красноречии:

а) использование занимательности, игровые ситуации;

б) «ситуация успеха», когда ритор указывает, что адресат оправдал ожидания ритора (например, на уроке: ученик справился с заданием, дал верный ответ и заслужил похвалу учителя; в учреждении: возмущенному жалобщику говорят: «Спасибо, что вы к нам обратились. Вы помогли нам лучше разобраться в ситуации»);

в) формирование у аудитории положительной самооценки (Приятно иметь дело с подготовленной аудиторией…; А вы неплохо знаете русскую литературу… и т.п.);

г) признание объективных положительных качеств оппонента в споре (Хотя я не соглашаюсь с вами в оценке материала, но должен признать, что вы проделали колоссальную работу…; Вы являетесь признанным специалистом в данной области… и т.п.);

д) такая организация общения, которая позволяет собеседнику максимально выразить себя, реализовать свой потенциал;

е) чередование трудных мест с легкими (например, в лекции);

ж) использование юмора.

Закон удовольствия, несомненно, важен, но он подчинен главному закону – гармонизирующего диалога. Т.е. удовольствие, которое получают коммуниканты, не должно отвлекать от основной цели общения. Например, молодой учитель истории, который считал, что читать учебник и учить даты детям скучно, и рассказывал весь учебный год анекдоты об исторических деятелях, вряд ли заслуживает одобрения как ритор, поскольку основная цель общения – образование школьников – не была достигнута.