3.4. Секреты эффективности
Начиная с периода Античности, когда возникла риторика, она пыталась открыть секреты эффективной речи. Эффективной называют речь, результат которой совпадает с коммуникативной целью ритора.
Законы риторики – это законы эффективного общения, некие универсальные закономерности, определяющие эффективность / неэффективность речевого воздействия. Учет этих законов позволит ритору сделать его речь эффективной.
Принципы речевого поведения (принципы риторики) – это основополагающие правила, которых придерживается ритор для достижения коммуникативной цели. Принципы вырабатываются с учетом знания объективных законов риторики.
Выделяют четыре основных закона и целый ряд принципов, которые соответствуют этим законам.
Закон гармонизирующего диалога.
Следует различать лингвистическое и риторическое понимание термина диалог. В лингвистике под диалогом понимается разговор двух или нескольких лиц. В риторике под диалогом понимается взаимодействие коммуникантов. Даже если адресат не произносит реплик, он является участником общения – он:
думает,
мысленно соглашается или возражает,
оценивает речь, ее убедительность,
оценивает ораторское мастерство говорящего,
обнаруживает уловки,
определяет отношение оратора к аудитории,
прогнозирует поведение и речь оратора,
становится союзником или оппонентом говорящего.
Таким образом, адресат речи является активным участником диалога. И эту активность следует учитывать, т.к. она может стать союзником или противником ритора. Если представить себе речевое воздействие в виде вектора, а активность адресата в виде другого вектора, то здесь можно применить правила сложения векторов. Гармонизирующее речевое общение возможно только в условиях диалогического общения коммуникантов.
Именно в понимании общения как диалога заключается основное противопоставление гуманистической риторики (S1 ↔ S2) и риторики манипулирования (S → O). Этим определяется основная стратегия общения: сделать адресата союзником ритора или, напротив, подавить его собственное «Я» и сделать его пассивным объектом манипуляции.
В то же время не надо думать, что это отличие лежит лишь в сфере «технологии общения» − в основе этой оппозиции этический принцип ритора, его тяготение к гуманистической этике (человек есть мера всего, человек есть цель, а все остальное – средства) или технократической (человек ценен не сам по себе, а по тому, что он имеет; цель «иметь» оправдывает любые средства. Человек – это я, а другие люди – лишь средства для меня).
Следует различать термины омонимы риторика диалога – риторика монолога. В ряде работ (в том числе в данном пособии) это противопоставление решается так:
риторика диалога – это риторика гуманистическая, ориентированная на диалог с адресатом, на отношения сотрудничества;
риторика монолога – это риторика манипуляции.
В других работах представлено иное понимание терминов:
риторика диалога – это правила построения диалогических жанров речи (дискуссия, спор, интервью и т.д.);
риторика монолога – это правила построения монологических жанров речи (доклад, агитационная речь, поздравление и т.д.).
Закон гармонизирующего диалога рекомендует ритору соблюдать ряд принципов, которые помогут выстроить диалог.
Принцип внимания к адресату. Готовясь к общению, необходимо составить себе своеобразный «социально-психологический портрет» аудитории:
Социальный состав аудитории; однородность этого состава. Социальная роль собеседников по отношению к ритору.
Размер аудитории.
Возраст слушателей и психологические особенности данного возраста.
Круг интересов и предпочтений. Запретные темы.
Цель собравшихся, их предварительные установки (доброжелательность, агрессия, интерес и т.д.).
Принцип сотрудничества – это принцип речевого поведения, диктующий коммуникантам роли доброжелательных собеседников, стремящихся к единой цели и помогающих друг другу достичь этой цели.
Принцип близости. Для речи следует подобрать такие факты, примеры, аргументы, которые близки и интересны аудитории. Сравним два варианта начала лекции для школьников о необходимости борьбы с алкоголизмом. Первый вариант использует в качестве аргумента статистику, которая сама по себе способна произвести на людей сильное впечатление:
В социально неперспективных городах алкоголь пробует каждый второй ребенок в возрасте восьми лет, каждый пятый становится алкоголиком еще в школьном возрасте. Среди алкоголиков излечивается только каждый десятый, остальные рано или поздно погибают. Чем раньше человек становится алкоголиком, тем раньше он погибает. Из тех, кто начинает пить в школьном возрасте лишь половина доживает до тридцати пяти.
Как уже сказано, статистика сама по себе весьма выразительна. Однако школьникам кажется, что эта проблема не имеет к ним непосредственного отношения. Вот как выглядит разговор на ту же тему, но с опорой на принцип близости:
Вот вас в классе сидит 26 человек. Все вы нацелены в будущее и мечтаете об интересной работе, о личном счастье, о путешествиях… Но нас подстерегает страшный враг. Если с этим злом не бороться, то двое из класса умрут, не успев испытать чувство первой любви. 12 человек умрут, не дожив до пенсии. Четверо станут бомжами. У двоих родятся мертвые дети… Вам не верится в это? Но ведь тот, кто берет в рот первый глоток алкоголя, никогда не думает о том, чем это кончится…
Принцип конкретности. Не следует ограничиваться лишь общими положениями и отвлеченными истинами. Нужно соблюдать некоторые простые правила: а) обязательно приводить примеры; б) стремиться сделать речь образной, выразительной, чтобы отвлеченную информацию слушатель представил себе более наглядно.
Сравним два фрагмента, направленных на одну и ту же коммуникативную цель: учитель побуждает школьников приобрести справочник по орфографии. Вариант первый:
Орфографический справочник должен быть у каждого человека. Если вы хотите успешно подготовиться к экзаменам, то одного учебника мало, обязательно купите справочник.
И вариант второй:
Л.В.Щерба, когда писал статью о русской орфографии, начал ее словами: «Русская орография. – невероятно сложная вещь. Я, например, работая над этой статьей, 26 раз заглянул в орфографический словарь». Представляете себе? И это академик, прекрасный знаток всех тонкостей русского языка, автор многочисленных научных трудов. А я, например, заглядываю в орфографические справочники еще чаще.
Следование перечисленным принципам поможет ритору сделать слушателя своим союзником.
Таким образом, закон гармонизирующего диалога – это закон гуманистической риторики. И дальнейшие законы тесным образом связаны с этой этической основой.
Закон продвижения и ориентации адресата. Один из важнейших законов, связанных с принципом диалогического общения: эффективность речевого воздействия тем выше, чем четче представляет себе адресат речи цель, к которой он движется вместе с ритором и «координаты» на пути к этой цели в каждый момент времени. Образ речи как пути восходит к традициям древнегреческой риторики: ритор ведет за собой слушателя к намеченной цели.
В педагогической и академической риторике данный закон выполняется наиболее последовательно. Ср. специальное словесное маркирование маркирование этапов урока, лекции; выделение структурных элементов научного текста. Подробно это свойство научного текста обсуждалось в разделе 2.3 «Метатекст и его функции».
Закон эмоциональности. Это закон риторики, который требует, чтобы ритор эмоционально переживал то, о чем говорит, чтобы не оставить слушателя равнодушным.
Закон удовольствия. Этот закон утверждает, что речевое общение тем эффективнее, чем больше заботится говорящий о том, чтобы процесс общения доставлял адресату речи удовольствие.
Данный закон нельзя принимать слишком примитивно, т.к. не всякое общение имеет целью порадовать друг друга. Понятно, как можно получить удовольствие от красивого тоста или оригинальной поздравительной речи, но как соблюсти этот закон в ходе судебного заседания, при произнесении речи на траурном митинге?
Тем не менее и здесь возможна гармония, которая будет одобрена слушателями. Так, например, в телепередаче «Федеральный судья» мы зачастую наблюдаем, что прокурор и защитник пикируются не с ненавистью, а с некоторым удовольствием, даже признавая в ряде случаев правоту друг друга и получая удовлетворение от хорошо проделанной работы. Судья, общаясь даже с закоренелым преступником, умеет разговаривать уважительно, уместно использует тонкий юмор, предотвращает возможность перебранки между сторонами процесса.
На траурном митинге трогательная, неформальная речь об усопшем может быть воспринята присутствующими с одобрением. Удовольствие в речевом общении не всегда связано с радостью, развлечением (Мы, например, получаем удовольствие от театральной постановки и в тех случаях, когда смотрим трагедию).
Назовем средства реализации закона удовольствия в педагогическом и академическом красноречии:
а) использование занимательности, игровые ситуации;
б) «ситуация успеха», когда ритор указывает, что адресат оправдал ожидания ритора (например, на уроке: ученик справился с заданием, дал верный ответ и заслужил похвалу учителя; в учреждении: возмущенному жалобщику говорят: «Спасибо, что вы к нам обратились. Вы помогли нам лучше разобраться в ситуации»);
в) формирование у аудитории положительной самооценки (Приятно иметь дело с подготовленной аудиторией…; А вы неплохо знаете русскую литературу… и т.п.);
г) признание объективных положительных качеств оппонента в споре (Хотя я не соглашаюсь с вами в оценке материала, но должен признать, что вы проделали колоссальную работу…; Вы являетесь признанным специалистом в данной области… и т.п.);
д) такая организация общения, которая позволяет собеседнику максимально выразить себя, реализовать свой потенциал;
е) чередование трудных мест с легкими (например, в лекции);
ж) использование юмора.
Закон удовольствия, несомненно, важен, но он подчинен главному закону – гармонизирующего диалога. Т.е. удовольствие, которое получают коммуниканты, не должно отвлекать от основной цели общения. Например, молодой учитель истории, который считал, что читать учебник и учить даты детям скучно, и рассказывал весь учебный год анекдоты об исторических деятелях, вряд ли заслуживает одобрения как ритор, поскольку основная цель общения – образование школьников – не была достигнута.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки