logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля

Как уже отмечалось выше, сферой применения научного стиля является сфера науки. Основной задачей научного стиля является передача объективной, научной информации о природе, человеке и обществе, как правило, в подготовленной и заинтересованной аудитории.

Зародился научный стиль еще в античности – в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме. В этот же период стала формироваться и научная терминология. Многие современные термины разных наук восходят к древнегреческому языку и латыни, например, биология от греческих корней bios ‘жизнь’ и logos ‘слово, понятие, учение’, генезис от греческого genesis ‘происхождение’, селекция от латинского selectio ‘выбор, отбор’, канцероген от латинского cancer ‘злокачественная опухоль’ и греческого genes ‘рождающий, рожденный’, лингвистика от латинского lingua ‘язык’, стиль от греческого stylos ‘стерженек, палочка для письма’, телепатия от греческих корней tele ‘вдаль, далеко’ и pathos ‘чувство’, физиология от греческих корней physis ‘природа’ и logos, целлюлоза от латинского cellula ‘клетка’ и др. Латинскими по происхождению являются научные названия растений и животных, используемые в биологии, зоологии (Crataegus – боярышник, Sorbus aucuparia – рябина обыкновенная, Psittacornithes – отряд попугаев, Carnivora – хищные, Felis tigris – королевский тигр, Bombus – шмели), названия медицинских препаратов (Acidum acetylsalicylicum – ацетилсалициловая кислота, Species vitaminosae – сборы витаминные) и т.п.

В России научный стиль начал складываться в начале XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Большой вклад в становление научного стиля сделал М.В.Ломоносов и его ученики, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, которые проявляются независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.). К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи. В то же время каждая наука, каждый научный жанр имеет и некоторые свои специфические свойства.Так, например, тексты по естественным наукам (физике, химии, математике, биологии и т.п.) будут заметно отличаться по характеру изложения от текстов по гуманитарным наукам (филологии, истории, психологии и т.п.). Тем не менее, для любого научного текста характерны такие общие черты, как логическая последовательность изложения, точность, объективность.

Логичность изложения проявляется в упорядоченной связи между частями высказывания, которые строго связаны по смыслу и располагаются в строгой последовательности. Научный текст состоит из нескольких смысловых частей (блоков), которые отражают движение мысли от частного к общему или от общего к частному. Выводы должны вытекать из содержания и быть непротиворечивыми.

Под точностью научной речи понимается смысловая точность, однозначность при сохранении насыщенности содержания. Это достигается употреблением слов в их прямом номинативном значении, использованием терминологической и специальной лексики.

Научный текст носит объективный характер, что достигается описанием количественных и качественных характеристик предметов, явлений, использованием экспериментальных данных, достоверных научных фактов.

Научная речь реализуется преимущественно в письменной форме. Она является исконной, первичной, так как позволяет зафиксировать научную информацию и сохранить ее для передачи другим поколениям; письменный текст легче править, в нем удобнее выявлять неточности и логические ошибки; письменная форма позволяет обращаться к информации неоднократно и в любое время, что позволяет лучше воспринять ее. В современном мире увеличивается роль и устной научной речи, однако она является вторичной, так как научный текст сначала пишут, редактируют, а затем только воспроизводят в устной форме. Первичность письменной формы влияет на лексический, морфологический, синтаксический строй устной научной речи.

Рассмотрим основные языковые особенности научного стиля, свойственные как для письменной, так и для устной форм научной речи.