5.2. Монологические жанры устной научной речи
Научный доклад – научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории77.Этовид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад. Письменный доклад по содержанию и форме близок к реферату, поэтому в данном разделе речь будет идти только об устном докладе.
К основным этапам работы над докладом можно отнести:
1. Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 8 – 10 источников).
2. Составление библиографии.
3. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
4. Разработка плана доклада.
5. Написание доклада. Важной частью этого этапа является черновик и работа над ним. Первая стадия написания доклада – это всегда подбор материала и определение основных пунктов, однако не следует подбирать слишком много материала. Факты, без которых можно обойтись, следует отбросить. После этого нужно составить план доклада. Вторая стадия – написание черновика в соответствии с планом. Если по какому-то вопросу существуют альтернативные точки зрения, то необходимо их изложить, оставив при этом место для изменений и добавлений. Проработав черновик, вы увидите, что нужно оставить, а что – выбросить. Если есть время, желательно отложить этот текст на день или два. Третья стадия – внесение изменений и дополнений в написанный черновик, проверка фактов, их уместности. Следует проверить, вытекают ли выводы из приведенных фактов; там, где это возможно, упростить язык. Затем необходимо прочитать готовый текст вслух и посмотреть, легко, плавно ли идет чтение. Предложения должны быть короткими, текст – без орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок. Все данные должны быть выверены, все написанное – соответствовать теме, цели и задачам доклада.
6. Публичное выступление с результатами исследования.
В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения выступающего. Докладчик, помимо подготовки текста доклада, должен уметь донести до слушателей результаты своего исследования и квалифицированно ответить на вопросы.
Общая структура доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. В случае необходимости привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Для доклада характерна систематизация информации в сжатой, логичной форме и в соответствии с поставленными целями.Доклад должен обладать и такими качествами, как ясность, краткость, точность.
Ясности можно достичь четкой структурой. Большое значение для ясности имеет подбор слов. Используйте понятные аудитории слова. Избегайте незнакомых слов, жаргона, а также сомнительных и двусмысленных фраз. Малоизвестные или неизвестные слушателям термины, аббревиатуры должны быть объяснены при первом их употреблении. Одно из правил ораторского искусства гласит: если есть сомнение в слове – не применяйте его, но если очень нужно – хотя бы объясните.
Каждая структурная часть доклада должна быть связана с определенным аспектом основной темы. Каждое предложение должно отражать именно эту тему и никакую другую. Предложения должны строиться в логической последовательности, способствуя ясному проведению мысли. В каждой части первое предложение – решающее: в нескольких словах надо дать точное представление о том, какой аспект основной темы разрабатывается в данной части.
Структура предложений подчиняется простейшим правилам. Два или три первых слова сейчас же дают понять, о чем предложение. Для усиления воздействия следует ставить главные слова в предложении (особенно это касается длинных предложений или предложений, в которых несколько сопутствующих мыслей) в самом начале или в самом конце.
Стиль большинства докладов характеризуется краткостью. Достигается она использованием простых слов, простых выражений и простых, коротких предложений.
Длинные, бессвязные распространенные предложения совершенно неприемлемы. Следует стремиться к тому, чтобы в предложении было не больше двадцати слов, но излишний педантизм здесь не нужен. Если в предложении больше тридцати слов, чаще всего оно отражает больше одной мысли. Значит, его с успехом можно разделить на два предложения.
Точность достигается подтверждением излагаемых фактов и полученных результатов ссылкой на авторитетный источник, статистическими данными. Не подтвержденные ничем выводы становятся голословными утверждениями, уязвимыми для возражений и противопоставлений.
Доклад должен отвечать требованиям научного стиля, о которых речь шла уже в модуле 1. Однако следует помнить, что устная речь (в том числе и научная) отличается от письменной, и для успешного выступления с докладом необходимо не только подготовить качественный текст, но и учитывать еще ряд факторов. Не всегда хорошо написанный текст доклада является залогом удачного выступления. Специалисты по ораторскому искусству советуют:
1. Продолжительность выступления обычно не должна превышать 10–15 минут. Поэтому при подготовке доклада из всего имеющегося материала отбирается самое главное.
2. В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
4. Не бойтесь аудитории.
5. Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
6. Сохраняйте уверенный вид – это действует на аудиторию.
7. Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
9. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
10. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграмм, фотографий и т.д. поможет вам выиграть время для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
11. Иногда в докладе бывает уместно использование примеров из жизни, литературы, пословиц, афоризмов и даже шуток и анекдотов. Но чрезмерное использование материала развлекательного характера может отвлечь аудиторию от предмета обсуждения.
В современной международной и отечественной практике часто используется такая форма выступления, как стендовый доклад. Эта форма многими рассматривается как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Методы и результаты исследования в данном случае представляются в графическом и иллюстративном виде.
Основными требованиями к стендовому докладу являются следующие:
1. Наглядность. При беглом просмотре у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2. Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить ее за небольшое время.
Структура стендового доклада:
– Цели и задачи работы.
– Описание сделанного в процессе исследования.
– Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
– Основные результаты и выводы.
– Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Научное сообщение, в отличие от доклада, – научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа – оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе78.
На семинарских занятиях предполагается не только выступление с докладами и сообщениями, но и рецензирование прослушанных докладов. Общую структуру устной рецензии (устного отзыва) на выступление можно представить следующим образом:
1. Оценка темы (интересна ли она для данной аудитории; актуальна ли для науки и школьного преподавания, других сфер практической деятельности; достаточно ли четко обозначена тема и достаточно ли хорошо обоснована автором важность исследуемой проблематики).
2. Достаточно ли отчетливо осознала аудитория тему и задачи данного выступления?
3. Позволило ли прослушанное сообщение в полной мере воспринять основное содержание и выводы?
4. Достаточно ли наглядна связь содержания с выводами? (То есть выглядят ли выводы убедительными?)
5. Оценка иллюстративного материала (наличие достаточного количества примеров; корректность и убедительность иллюстративного материала; яркость и наглядность). Использование дополнительных средств наглядности, их уместность, качество, рациональность применения.
6. Насколько владеет выступающий культурой устной научной речи (умение заинтересовать аудиторию; наличие контакта; умение поддерживать внимание аудитории; техника речи; выразительность речи; использование приемов ориентировки адресата).
7. Выводы и предложения.
Защита курсовой работы и ВКР. Курсовая работа и ВКР предполагают публичную защиту. Длительность выступления, как правило, колеблется в пределах 5–15 мин. Выступление должно быть цельным, продуманным, а значит, содержать лишь главные мысли, без второстепенных деталей, поэтому его готовят специально в виде текста, который зачитывается. Текст следует писать с учетом устного обращения к аудитории.Говоря о себе, в выступлении принято употреблять местоимение «мы»: «Мы провели исследование, мы получили данные» и т. п.Употребление местоимения "я" допускается в исключительных случаях при изложении собственной точки зрения, но при этом следует избегать категорических утверждений.
Рекомендуется прорепетировать своё выступление, обращая внимание на время, которое затрачивается, записать своё выступление на магнитофон или снять на видео, чтобы услышать и увидеть себя со стороны.
Необходимо быть готовым к ответу на вопросы рецензента/оппонента, слушателей. Вопросы следует слушать внимательно, обдумывать их, отвечать кратко, четко, уверенно, убедительно.
Классическая схема выступления подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задач), гипотезы, положений, выносимых на защиту. В случае необходимости, следует определить объект и предмет исследования. Если в ходе исследования проводился опрос, анкетирование, эксперимент и т.п., то возможно описание контингента испытуемых (если не докладывался объект), их количества, числа проведенных измерений, рассчитанных показателей – это создает представление об объеме проведенных исследований. Коротко излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами, таблицами, схемами, графиками и т.д.).
Можно предложить следующую логическую схему написания защитного выступления:
1. Обращение: Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии! Вашему вниманию предоставляется доклад по курсовой (дипломной) работе на тему …
2. Актуальность работы: …(2-3 предложения из введения).
3. Цель работы: … (из введения).
4. Задачи, поставленные в работе …
5. База исследования (теоретико-методологическая, нормативно-правовая, публикации и т.д.).
6. Структура работы: Работа состоит из введения, двух (трех) глав и заключения. В первой главе рассматриваются… Во второй главе анализируются… В третьей главе предлагается…
7. Основные выводы, в которых должны содержаться основные проблемы и предложения, сформулированные лично автором.
8. Окончание выступления: Спасибо за внимание. Я готов(а) ответить на Ваши вопросы.
Советы выступающим:
– Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту) – это сформирует о Вас благоприятное впечатление аудитории, создаст представление, что работа выполнена Вами самостоятельно. Если Вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в Ваших руках будет выглядеть несолидно.
– В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких).
– Во время выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.
В заключение приведем высказывание древнегреческого философа Платона, в котором он образно говорит об особенностях структуры и цельности композиции публичной речи: «<…> всякая речь должна быть составлена словно живое существо: у ней должно быть тело с головой и с ногами, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому»79.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки