5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
Атлас Рязанской области является учебно-справочным картографическим пособием и предназначается для изучения географии, истории и культуры области в общеобразовательных и высших учебных заведениях, организации краеведческой, природоохранной и туристической работы, а также может быть использован работниками администрации, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Атлас разработан по проекту и под научным руководством кандидата географических наук Ружинской Л.А., коллективами естественно-географического, социально-экономического факультетов, факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, кафедры фармакологии с курсом ботаники Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова, Центра по учету и охране объектов историко-культурного наследия. В атласе использованы материалы Рязанского областного комитета государственной статистики, Управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, Главного управления природных ресурсов по Рязанской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Рязанское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие", Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации, Управления сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, Управления культуры, Управления здравоохранения, Комитета по фармацевтической деятельности и Управления туризма Рязанской области.
Реферат (от лат. rеfеrre – "докладывать, сообщать") – краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, книги и т.п.; доклад, основанный на обзоре литературных и других источников69. Реферат позволяет более глубоко изучить какой-то вопрос.
В последнее время рефераты получили широкое распространение в лицеях, гимназиях, средних и высших учебных заведениях. Обычно практикуется защита реферата. Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская или научно-исследовательская работа учащегося, студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. В нем представлен анализ источников, сопоставление различных точек зрения на рассматриваемую проблему, выводы. Этот жанр не предполагает проведения практических исследований. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Косновным этапам работы над рефератом можно отнести следующие:
1. Выбор темы. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Следует помнить, что на подготовку реферата отводится не так уж много времени, поэтому желательно иметь первоначальное представление о сути проблемы. Тема реферата должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме. При написании реферата рекомендуется пользоваться книгами и статьями, а не обращаться к готовым работам, скачанным из Интернета, так многие из них повторяются и уже знакомы преподавателю.В рефератах разрешается использование цитат, но обязательно со ссылкой на источник, с указанием фамилии автора, названия книги, издательства и номера страницы.
3. Составление библиографии (о правилах оформления библиографического описания см. дальше).
4. Обработка и систематизация информации. Этот этап работы над рефератом предполагает составление селективных и сводных конспектов изученных первоисточников.
5. После того как литература изучена и автор составил определенное мнение о содержании реферата, следует приступать к разработке плана реферата. Нужно определиться, из каких разделов будет состоять работа и о чем будет содержание каждого из них.Но в любом случае в реферате обязательно должно присутствовать введение и заключение. План реферата может быть простым или развернутым, это зависит от конкретной темы, глубины ее изложения, количества источников и т.д.
6. Написание реферата в соответствии с составленным планом.
7. Последний этап специалисты по риторике называют репетицией. На этом этапе рекомендуется прочитать текст вслух, обратить внимание на логическую связь между частями реферата, определить места, которые могут показаться непонятными слушателю или читателю, и внести необходимые правки.
Содержание реферата должно отражать:
знание современного состояния проблемы;
обоснование выбранной темы;
использование известных результатов и фактов;
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
актуальность поставленной проблемы;
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Примерная структура реферата.
1. Титульный лист (на нем, как правило, указывается ведомство вуза, название вуза, факультет, кафедра, название реферата, дисциплина, по которой выполнен реферат, сведения об авторе реферата, сведения о преподавателе, проверяющем реферат, указание города и года написания).
2. План-оглавление (как правило, это простой или развернутый план, в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).
4. Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждения, исследования автора или его изучение проблемы).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6. Список литературы (в соответствии со стандартами).
Стандартные речевые штампы, используемые при написании реферата
I. Работа (монография, книга, сборник статей, статья) называется (озаглавлена, носит название) …
II. Работа посвящена теме (вопросу, проблеме) …
Автор рассказывает о …
Работа представляет собой обобщение (изложение, обзор, анализ, описание) …
В работе рассматривается (что?), говорится о …, дается оценка (чему?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?)
III. Работа состоит из… (делится на…)
В работе можно выделить … части (частей, глав, параграфов и т.п.)
IV. 1. В работе (в … части) автор ставит (затрагивает, анализирует, освещает следующие вопросы, проблемы и т.п.), останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов, уделяет внимание (чему?).
2. В работе дается (излагается, обосновывается) теория …; описывается (подвергается критике) теория …; раскрывается сущность (чего?); речь идет (о чем?); говорится о возможности того, что …
3. Автор(ы) анализирует(ют) проблему …; выявляют сущность (особенности), дает(ют) общую характеристику (чего?), отмечает(ют), что …
4. Автор(ы) приводит(ят) пример того, как …; Автор(ы) приводит(ят) факты. цифры, данные, цитаты, иллюстрирующие (что?).
5. Для доказательства своей мысли (точки зрения) автор(ы) описывает(ют) эксперимент, приводит(ят) ряд аргументов …
6. По мнению (по определению) автора(ов) …; Как отмечает(ют), считает(ют) автор(ы) …
7. В работе подробно (кратко) излагается (изложена) проблема …; подробно исследуются формы и методы (чего?); особое внимание уделяется (чему?); подчеркивается значение (какое? чего?); выявляются особенности (чего?); подчеркивается (что?).
8. Кроме того, отмечается (подчеркивается), что…; Отдельно рассматриваются вопросы …; Далее отмечается …
V. В заключение автор(ы) говорит(ят) о …; пишет(ут): «…»; развивает(ют) идею (чего?);делает(ют) вывод, заключение …; На основании полученных данных был сделан вывод…; В итоге можно прийти к выводу …; Завершая работу, автор(ы) пишет(ут), говорит(ят), что …; Обобщая сказанное …
VI. При выражении согласия с мнением автора(ов): Автор(ы) справедливо указывает(ют), убедительно доказывает(ют), правильно подходит к анализу; Можно согласиться с автором …; Нельзя не согласиться …; Следует признать достоинства такого подхода к решению.
VII. При выражении несогласия с мнением автора(ов): Трудно согласиться с автором(ами) …; Трудно согласиться с таким подходом к решению вопроса (проблемы) …; Можно выразить сомнение в том, что …; Спорной (дискуссионной) представляется мнение (точка зрения, подход) автора(ов) …
Требования к оформлению реферата определяются в каждом конкретном случае на соответствующей кафедре. Однако можно назвать общие требования, которые обязательно должны быть соблюдены.
1. Работа оформляется в компьютерном варианте на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа.
2. Обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу.
3. Приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются в компьютерном виде или черной пастой. Они не входят в общий объем работы.
4. Объем работы зависит от конкретной темы, но, как правило, не превышает 15–20 страниц текста, набранного на компьютере шрифтом размера 14.
Преподаватель может предложить студентам подготовить рецензию (устную и/или письменную) на рефераты своих сокурсников.
- Раздел I. Теория научной речи Модуль 1. Научная речь
- 1.1. Система функциональных стилей современного русского языка
- 1.2. Научный стиль. Языковые особенности научного стиля
- 1.2.1 Лексические признаки научного стиля речи
- 1.2.2. Словообразовательные признаки научного стиля
- 1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи
- 1.2.4. Синтаксические признаки научного стиля
- 1.2.5.Экспрессивные средства языка науки
- 1.3. Разновидности научного стиля
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 2. Научный текст
- 2.1. Понятие о тексте
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.2. Смысловая и формальная организация текста
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 2.3. Метатекст и его функции
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- 3.1. Риторика – наука о речевом мастерстве
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.2. Риторический канон
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.3. Публичное выступление
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- 3.4. Секреты эффективности
- Основные термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел II. Практика научной речи Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- 4.1. Библиографическое описание и оформление ссылок в научном тексте
- Обязательной составной частью научного текста являются библиографические списки и библиографические ссылки.
- Примеры библиографического описания некоторых документов в соответствии с гост 7.1-2003 Книги (однотомники)
- Многотомные издания
- Описание составной части документа (тома, статьи, главы, параграфа и т.П.)
- Электронные ресурсы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.2. Научная статья. Тезисы статьи (доклада). Резюме
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.3. План. Выписки. Конспект
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.4. Аннотация. Реферат
- 1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов / а.И.Дунев, м.Я.Дымарский, а.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. – м.: Высшая школа; с.-Пб: Изд-во ргпу им. А.И.Герцена, 2003. – 509 с.
- 2. Пиз Аллан.
- 3. Фролов и.Г.
- 4. Дневник юного исследователя природы: учеб. Пособие для уч-ся шк. И кл. Биолого-химического и географического профиля / о.А.Хлебосолова [и др.]. – м.: Гуманит. Изд. Центр владос, 2004. – 80 с.:ил.
- 5. Атлас Рязанской области. – м., 2006. – 72 с.
- Основные критерии оценки рефератов
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.5. Рецензия
- Типовой план для написания рецензии
- 5. Недостатки, недочеты.
- 6. Выводы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 4.6. Курсовая работа. Вкр
- Требования к содержанию курсовой работы и вкр
- Оформление текста курсовой работы и вкр
- Рукописное оформление работы
- Машинописное оформление работы
- Глава 1
- § 1. Понятие модальности в лингвистике
- Компьютерное оформление работы
- Оформление титульного листа и оглавления
- Стиль курсовой работы и вкр
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- 5.1. Устная научная речь
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.2. Монологические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- 5.3. Диалогические жанры устной научной речи
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- 6.1. Нормы современного русского литературного языка
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.2. Нормы, общие для устной и письменной речи
- 6.2.1. Лексические нормы
- 6.2.2. Морфологические нормы
- 6.2.2.1. Имя существительное
- 6.2.2.2. Имя прилагательное
- 6.2.2.3. Имя числительное
- 6.2.2.4. Местоимение
- 6.2.2.5. Глагол, причастие, деепричастие
- 2) Зализняк а.А. Грамматический словарь русского языка. – м., 1977 (4-е изд. – м., 2003).
- 3) Ефремова т.Ф., Костомаров в.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – м., 1986 (последнее издание – м., 2007).
- 4) Розенталь д.Э., Теленкова м.А. Словарь трудностей русского языка. – м., 1976 (последнее издание – м., 2008).
- 6.2.3.1. Словосочетание
- 6.2.3.2. Предложение
- 1. Порядок слов в предложении.
- 3. Нормы сочетания однородных членов.
- 4. Нормы употребления причастных оборотов.
- 5. Нормы употребления деепричастных оборотов.
- 6. Употребление сложноподчиненных предложений
- 1. В области словосочетания.
- 2. В области простого предложения.
- 3. В области сложного предложения.
- 6.2.4. Стилистические нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.3. Нормы устной речи
- 6.3.1. Орфоэпические нормы
- 6.3.2. Акцентологические нормы
- 1. Зарва, м.В. Русское словесное ударение: Словарь ударений. – м.: Изд. Энас, 2001.
- 2. Введенская л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – м.: Изд. Икц "МарТ", МарТ, 2006.
- 3. Соловьев н.В. Словарь правильной русской речи. – м.: Изд. Аст, Астрель, Хранитель, 2006.
- 4. Резниченко и.Л. Словарь ударений русского языка. – м.: Аст-Пресс, 2007.
- 5. Резниченко и.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение – м.: Изд. Астрель, аст, Харвест, 2008.
- 6. Соловьева н.Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. – м.: Оникс, 2008.
- 6.3.3. Интонационные нормы
- 6.3.4. Коммуникативные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- 6.4. Нормы письменной речи
- 6.4.1. Орфографические нормы
- 6.4.2. Пунктуационные нормы
- Термины
- Контрольные вопросы
- Литература
- Раздел III. Практикум Модуль 1. Научная речь
- 1. Вода
- 2. Наши благодетели
- 4. Кислород
- Модуль 2. Научный текст
- Модуль 3. Научная речь и красноречие
- Пожар на полюсе холода
- Человек в зеркале философии
- § 4. Век медный, бронзовый, железный
- Вопросы для риторического анализа коммуникативной ситуации
- Модуль 4. Письменные жанры научной речи
- Модуль 5. Жанры устной научной речи
- Модуль 6. Научная речь и литературная норма
- Приложение 1 Тексты для наблюдения и анализа
- 1. Теория происхождения жизни на Земле Опарина–Холдейна
- 2. Эффект Кирлиан
- 3. Мякишев г.Я. Физика (учебник для 10 класса)
- § 47. Энергия
- 4. Анатомия щитовидной железы105
- 5. Секреты желез106
- Щитовидная железа
- 6. Щитовидная железа107
- 7. Максаковский в.П. Экономическая и социальная география мира (учебник для 10 класса) Мы узнаем о составе (структуре) населения
- 8. Объяснение учителя на уроке
- 9. Левин в.И. Всё об информации (м., 2003).
- 10. Словарь языка русских жестов108
- 11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109
- 12. Как защититься от магнитных бурь110
- 13. Андреас Везалий
- 14. Тимус (вилочковая железа)111
- 15. Великий Парацельс112
- 16. Великая Северная экспедиция. Витус Беринг113
- 17. Г.Скребицкий. Сорока
- 18. Краски Севера
- 19. Наследственность
- 20. Углеводы
- § 38. Понятие об углеводах. Их классификация
- 1. Общее представление об углеводах
- 21. Аналоговые и цифровые информационные технологии
- 22. Лекции по теории эволюции114
- 23. Клубника? Нет – земляника
- 24. Как зарождалась солнечная система
- 25 Смех по-научному. Основы гелатологии
- 26. Блеск и нищета астрологии
- 27. Астрология и лженаука
- 28. Зри в ухо!
- 29. Слово написанное и сказанное
- 30. О Нормах словоупотребления
- 31. Какого рода киви?
- 32. Слова-сорняки в современной русской речи
- 33. Новообразования
- 34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний
- 35. Увлекательная топонимика
- 36. Вновь о букве ё
- 37. Сон разума рождает чудовищ
- Приложение 2 Словарик терминов риторики
- Приложение 3 Примерный акцентологический минимум (По данным «Орфоэпического словаря русского языка» под ред. Р.И.Аванесова и «Большого толкового словаря» под ред. С.А.Кузнецова)
- Приложение 4 Наиболее употребительные словосочетания, в построении которых в речи возможны ошибки
- Приложение 5 Наиболее употребительные предлоги, в использовании которых в речи возможны ошибки