logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

§ 4. Век медный, бронзовый, железный

С глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком еще до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился получать их из руд с помощью огня.

Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего, их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом – бронзовым, а затем веком железным:

каменный медный бронзовый железный

век век век век

IV-IIIтысячелетия конецIV–Iтысяче-

до н.э. начало Iтысяче- летие

летия до н.э. до н.э.

История цивилизаций Древнего Египта, Древней Греции, Вавилона и других государств неразрывно связана с историей металлов и их сплавов. Установлено, что египтяне за несколько тысячелетий до нашей эры уже умели изготавливать изделия из золота, серебра, олова, меди. В египетских гробницах, сооруженных за 15000 лет до н.э., найдена ртуть, а самые древние предметы из железа имеют возраст, исчисляемый 3500 лет.

Из серебра, золота и меди чеканили монеты – человечество издавна отвело этим металлам роль мерила стоимости товара, мировых денег.

Древние римляне начали чеканить серебряные монеты с 269 г. до н.э. – на полстолетия раньше, чем золотые. Родиной золотых монет стала Лидия, расположенная в западной части Малой Азии и торговавшая с Грецией и другими странами посредством таких монет.

Рассмотрим кратко смену эпох в ранней истории человечества.

В поэме древнегреческого поэта Лукреция Кара «О природе вещей» установлен следующий порядок вхождения металлов в быт человека: «…Все-таки в употребление вошла раньше медь, чем железо, так как была она мягче, причем изобильней гораздо…»

Самородная медь нередко встречается в природе, она легко обрабатывается, поэтому предметы из меди пришли на смену каменным орудиям. И даже там, где еще господствовал камень, медь играла немалую роль. Например, одно из чудес света – пирамида Хеопса, сложенная из 2 миллионов 300 тысяч каменных глыб массой по 2,5 тонны каждая, была сооружена с помощью инструмента, изготовленного из камня и меди.

При выплавке меди человек однажды использовал не чистую медную руду, а руду, содержавшую одновременно и медь, и олово. В результате была получена бронза – сплав двух металлов: меди и олова, который гораздо тверже своих компонентов. Наступил бронзовый век.

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря, который славился своими бронзовыми изделиями.

В Египте уже в IV тысячелетии до н.э. умели примитивным способом получать бронзу. Из нее изготавливали оружие и различные декоративные изделия. У египтян, ассирийцев, финикийцев, этрусков литье из бронзы достигло значительного развития. В VII в. до н.э., когда были разработаны способы отливки статуй из бронзы, наступает расцвет художественного применения бронзы.

Гигантская бронзовая статуя Колосса Родосского (32 метра) – еще одно чудо света – возвышалась над входом во внутреннюю гавань древнего порта Родоса, и даже самые крупные морские суда свободно проходили под ней.

Позже были созданы уникальные бронзовые творения: конная статуя Марка Аврелия, «Дискобол», «Спящий Сатир» и многие другие. А великолепные бронзовые скульптуры «Медный всадник» и четыре группы «Укротитель коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге – красноречивое свидетельство того, что бронза продолжает оставаться одним из основных материалов скульпторов.

Знаменитые царь-колокол и царь-пушка в Московском Кремле – еще два примера художественной ценности меди и ее важнейшего сплава – бронзы.

Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в металлургических печах до 1540ºС, т.е. до температуры плавления железа. Было освоено производство железных изделий. Однако первые изделия из железа имели низкую механическую прочность. И только когда древние металлурги открыли способ изготовления из железных руд сплавов – чугуна и стали – более прочных материалов, чем само железо, началось широкое распространение этого металла и его сплавов, стимулировавшее развитие человеческой цивилизации.

Наступил железный век, который, очевидно, длится и по сей день, так как примерно всех используемых человеком металлов и сплавов – это сплавы на основе железа.

Изменилась и стоимость железа. В IX—VII вв. до н.э., когда начался железный век, этот металл ценился дороже золота. Именно с железом, а не с золотом сравнивали сердца выдающихся людей. Так, герои «Илиады» Гомера облачались в «меднокованые доспехи»и имели «сердца твердые, как железо», а героев его «Одиссеи», победителей игр, награждали куском золота и куском железа.

С развитием металлургии стоимость железа неуклонно снижалась, но все более возрастала его роль в жизни человеческого общества. Железные сплавы – чугун и сталь – не только основа развития техники, но и важнейший материал искусства. Так, из чугуна отлит узор «кружев чугунных» Санкт-Петербурга, ограды его мостов и решетка Летнего сада. Великолепные произведения искусства из чугуна созданы мастерами Каслинского чугунолитейного завода. Вспомните хотя бы замечательную «Чугунную бабушку» П.Бажова.

Знаменитый булат, из которого оружейники Дамаска, а затем и нашего Златоуста делали лучшие в мире клинки, – это сталь. Из стали тульские оружейники создавали непревзойденное по качествам оружие.

Из стали сделаны барельефы, светильники и опоры метро, а также скульптуры, например «Рабочий и колхозница» скульптора В.И.Мухиной.

Семь металлов в древности соотносили с семью известными тогда планетами (см. табл.). Даже открытые в XIX в. палладий и церий были названы в честь небесных тел – астероидов Паллада и Церера.

Сейчас у металлов имеются очень серьезные «конкуренты» в виде продуктов современной химии – пластмасс, синтетических волокон, керамики и стекла. Но еще многие и многие годы человечество будет использовать металлы, которые продолжают играть ведущую роль в жизни человека.

Задание 11. Прочитайте помещенный ниже текст В.Солоухина. Найдите в нем сравнения и метафоры. Определите, какова роль этих тропов в данном тексте.

3емля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет. Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. Вопрос только размеров и времени. Человечество, по-моему, это своеобразная болезнь планеты. Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли. К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению. Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Задание 12. В древнегреческих риторических школах использовались такие упражнения: начинающему ритору предлагалось сформулировать тезис и антитезис (Например, «Родителей следует почитать» и «Родителей не следует почитать») и в полемике отстоять вначале одну, затем другую точку зрения.

Попробуйте вначале встать на точку зрения доктора Ватсона, а затем на точку зрения Холмса. Подберите по три аргумента в пользу той и другой точки зрения. Проанализируйте свои аргументы, определите, относятся они к рациональным или эмоциональным. Как вы оцените убедительность ваших аргументов? Удалось бы вам убедить при помощи этих аргументов самого Ватсона (Холмса)?

– Мистер Ватсон!

– Да!

– Это роман?

– Да.

– Вы что, читаете романы?

– А вы хотите сказать, что не читаете? Это же Диккенс!

– Не читал, не читаю и не собираюсь читать. Я вообще не читаю беллетристику.

– Ну, а история, философия?

– История, философия... В руки не брал!

– Ну, а как же Аристотель, Жанна д’Арк, Коперник?

– Коперник – знакомая фамилия. Что он сделал?

– Боже мой, так ведь же это он открыл, что Земля вращается вокруг Солнца. Или этот факт Вам тоже неизвестен?

– Но мои глаза говорят мне, что скорее Солнце вращается вокруг Земли. Впрочем, может быть он и прав, ваш, как его, Коперник.

– Простите меня, Холмс... Вы человек острого ума, это сразу видно. Вы превосходно знаете химию... Как же вы не знаете вещей, которые известны каждому школьнику?

– Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл.

– Вы что, хвастаетесь своим невежеством?

– А вы, Ватсон, вы можете отличить грязь на Риджен-стрит от грязи на Пикадилли? Или пепел гаванской сигары от пепла манильской? Или можете мне сказать, что написано в третьем параграфе «Уложения о наказаниях Британской империи»? Можете?

– Но ведь я говорю об элементарных вещах, которые знает каждый!

– Но я-то не каждый! Ватсон, поймите: человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить всё что угодно. Дурак так и делает – тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь или она запрятана так далеко, что её не достанешь. Я делаю по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно.

– Учение Коперника, по-вашему, хлам?!

– Хорошо. Допустим, Земля вращается вокруг Солнца...

– То есть... То есть как «допустим»?..

– Земля вращается вокруг Солнца, но мне в моём деле это не пригодится.

Задание 13. Понаблюдайте за невербальным поведением лектора в вузовской аудитории. Какими жестами пользуется преподаватель в процессе чтения лекции. Каковы функции этих жестов?

Все ли преподаватели одинаково используют жестикуляцию? Как вы думаете, от чего это зависит?

Задание 14. Понаблюдайте за невербальным поведением студентов, выступающих на семинарских занятиях, научных конференциях и т.д. Оцените их умение пользоваться интонацией, жестами, мимикой. Какие рекомендации по использованию в выступлении невербальных средств могли бы вы дать своим однокурсникам?

Задание 15. Просмотрите несколько рекламных роликов. Попробуйте взглянуть на них с профессиональной точки зрения. Дайте характеристику двум-трем рекламным сюжетам с точки зрения специалиста по риторике, ответив на следующие вопросы:

Задание 16. Попробуйте создать сценарий собственного рекламного ролика (рекламируйте любой товар или услугу), в котором были бы учтены законы риторики.

Задание 17. Посмотрите по телевидению одно из ток-шоу. Запишите на видеомагнитофон одно из выступлений участников шоу. Выполните риторический анализ данной речи.

Пользуйтесь примерной схемой анализа: