logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

Модуль 4. Письменные жанры научной речи

Задание 1. Ознакомьтесь с правилами библиографического описания книг и статей. Выполните в соответствии с правилами описание следующих источников (расположите описания как в едином списке литературы):

Задание 2. При посещении библиотеки выясните возможности различных источников библиографической информации: каталогов и картотек, указателей, реферативных журналов, информационных сетей. Запомните правила пользования этими информационными ресурсами.

Задание 3. Подберите не менее десяти источников (книг, статей) по теме вашего исследования (зачетного реферата, курсовой работы и т.п.). Данные о каждом источнике занесите на отдельную карточку в соответствии с правилами библиографического описания.

Задание 4. Найдите источники информации по вашей теме, размещенные на электронных носителях; данные о них также занесите в картотеку, оформив соответствующим образом.

Задание 5. Прочитайте текст 23 «Клубника? Нет – земляника» (приложение 1), определите его жанр – научная, научно-популярная или публицистическая статья о научной проблеме – и аргументируйте свой вывод. Составьте план статьи. Устно передайте содержание статьи по составленному плану, по возможности сохранив ее языковые особенности.

Задание 6. Прочитайте текст 24 «Как зарождалась солнечная система» (приложение 1). Определите основную тему статьи, выделите подтемы. Составьте тезисы данной статьи.

Задание 7. Прочитайте статью Т.Зиминой, опубликованную в журнале «Наука и жизнь» (2008. – № 6). Определите ее стилевую и жанровую принадлежность, аргументировав свой выбор. Составьте резюме данной статьи.

ГОВОРИМ ПО-РУССКИ

Русский язык по степени распространённости – пятый язык в мире. Он является родным для 147 млн человек, ещё 113 млн владеют им как вторым языком. Общее число знающих и использующих русский язык оценивается в 260–280 млн человек. К таким выводам пришли сотрудники Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая на основе проведённых исследований.

В Белоруссии 97% населения говорят или могут говорить на русском языке, в странах Балтии и на Украине – около 80%, в Молдове, Казахстане, Киргизстане, Грузии и Армении – около 70%. В то же время этнологи подчёркивают, что масштаб распространения русского языка сужается в последние два десятилетия – он вытесняется из стран бывшего СССР. Хотя школьное обучение на русском языке сохраняется в большинстве постсоветских государств (в Белоруссии – 75% обучающихся, Казахстане – 41%, на Украине – 25%, в Киргизии – 23%, Молдове – 21%, Азербайджане – 7%, Грузии – 5%, Армении – 2%), в 1990-х годах там было закрыто несколько тысяч русских школ, а число учащихся в них сократилось на 2–3 млн человек.

Директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая член-корреспондент РАН В. А. Тишков в научном докладе, представленном на Общем собрании РАН, отметил интересный факт, что после 1989 года число русских в новом зарубежье, согласно переписи, сократилось на 7,5 млн человек (на 29,4%), хотя в Россию их переехало 2,5–3,5 млн и 0,5 млн эмигрировали в дальние страны. Где же остальные? Куда делись 3,5 млн русских на Украине (уехали в Россию 0,5 млн, а число русских сократилось на 3 млн) и в Казахстане (уехало около 1 млн, а общее сокращение составило 2 млн)? Ответ прост. Сокращение числа русских на Украине произошло в результате смены самоидентификации граждан с русской на украинскую. Как сказал В. А. Тишков, «в Казахстане перепись проходила в 1999 году в разгар казахского национализма и желания получить демографическое большинство казахов. Перепись проигнорировала часть русского населения, поэтому число русских и тем более русскоязычных жителей в этой стране больше, чем об этом говорят официальные данные».

В то же время, по данным исследователей, на русском языке в постсоветских государствах говорят не только русские. К «русскому миру» относятся карабахские армяне, значительная часть гагаузов в Молдове, русскоговорящие татары Литвы, значительная часть русскоговорящих белорусов и украинцев.

«Русские пытаются закрепить свои языковые права и свой социальный статус в странах СНГ и Балтии, – отмечает В. А. Тишков, – но сделать это трудно. … Фактически везде русский язык – это наказанный язык».

Этнографы считают, что при выработке стратегии сохранения и поддержки русского языка в странах бывшего СССР следует руководствоваться международными нормами, согласно которым тот или иной язык должен обладать официальным статусом в тех странах, где хотя бы для трети населения он основной язык знания и общения.

Задание 8. Подберите научную, научно-популярную и публицистическую статью о научной проблеме по вашей специальности. Определите их жанрово-стилевое своеобразие. Составьте тезисы и резюме одной из статей.

Задание 9. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Сколько смысловых частей можно выделить в этом тексте? Составьте план текста (простой, развернутый и тезисный). Используя один из видов плана, устно передайте его содержание, по возможности сохранив основные языковые особенности исходного текста. Завершите текст своими наблюдениями и выводами, предварительно сформулировав их письменно.

ЕДИНЫЙ, МОГУЧИЙ ВСЕМИРНЫЙ ЯЗЫК?

Половина из существующих ныне, более чем 6800 разговорных языков исчезнет до 2050 года. Такое заявление было сделано на ежегодной конференции Американского общества продвижения науки.

Дэвид Харрисон, проводивший исследования в Сибири, привел пример печальной судьбы языка народности чулимов. В середине ХХ века на чулимском разговаривало около 500 человек, а сегодня говорит всего сорок, и всем этим людям уже за 50 лет...

Зафиксировать все языки и диалекты, на которых говорят в мире, – непростая задача. Чрезвычайно сложны и разнообразны грамматические нормы, причем, иногда в пределах одного языка.

Так, в литературном итальянском языке отрицательная частица non находится перед глаголом; в туринском же диалекте этого языка отрицание звучит, как nen, и ставится после глагола! По разным грамматическим параметрам лишь в Северной Италии можно выделить, по меньшей мере, 300 различных диалектов.

У каждого «узаконенного» языка непременно появляется его теневой собрат, слэнг. Еще Дж. Бернард Шоу в своем «Пигмалионе» подметил, что жители разных районов Лондона не всегда понимают друг друга...

Но в настоящее время большая часть существующих языков, вместе с их диалектными формами, постепенно угасает, поскольку утрачивает связь с трудовыми традициями и народной культурой. Неужели человечество идет к универсальному языку? Но – к какому же?..

В истории на эту роль претендовали различные языки. Вплоть до XVII века образованные люди в Центральной Европе общались друг с другом на латыни. К середине XVIII века удобным для путешественников стал немецкий, по сути – международный в гигантской империи Габсбургов, включавшей и австрийцев, и венгров, и чехов...

XIX век принес торжество французскому: на нем свободно говорили образованные люди России, Италии, Англии; Пушкин с детства лучше знал французский, чем русский, за что и был прозван в лицее Французом...

Во второй половине ХХ века во всех социалистических странах восточной Европы и во многих других углубленно изучали русский. Сегодня «у всех на устах» английский язык, им широко пользуются в Европе, Южной Америке и Африке...

Но то, что «мировым языком» станет английский, лингвисты, в основном, отрицают. Большинство исследователей считает, что говорить на нем будут, в основном, в научном мире и в мире бизнеса. Вероятно, он сделается языком-посредником в странах Европейского Союза.

Знание английского распространяется также в связи с необходимостью работать на компьютерах, в Интернете. Однако будут ли на нем писать стихи и признаваться в любви – покажет время... (Электронная версия журнала «Вокруг света»).

Задание 10. Прочитайте текст 25 (приложение 1). Выделите смысловые части, определите основную мысль каждой части и ключевые слова, отражающие ее. Составьте план и сделайте конспект статьи в соответствии с планом, используя ключевые слова, словосочетания и предложения. Устно перескажите содержание статьи.

Задание 11. Выберите при помощи вашей картотеки статью, в которой содержится большая и разнообразная информация по интересующему вас вопросу. Составьте сложный план данного источника, который позволит вам ориентироваться в содержании статьи. Перескажите содержание статьи в соответствии с планом.

Задание 12. Найдите статью по теме вашего исследования, содержание которой в обзоре вы могли бы пересказать, не прибегая к дословным цитатам. Составьте тезисный план данной статьи. Перескажите содержание статьи в соответствии с планом.

Задание 13. Составьте конспект одной из статей по теме вашего исследования.

Задание 14. Сделайте выписки, необходимые для составления обзора по теме вашего исследования, из источников, которые вам удалось найти. На основе выписок напишите сводный конспект.

Задание 15. Ознакомьтесь с публикациями, которые представляют собой обзор и сопоставительный анализ различных точек зрения по какой-либо проблеме, связанной с вашей специальностью. Обратите внимание на речевое оформление обзора, его структуру, характерные слова и выражения, позволяющие выделить, охарактеризовать и сопоставить различные точки зрения. Выпишите в тетрадь те формулировки, которые затем можно использовать при составлении собственного обзора.

Задание 16. Составьте обзор литературы по теме вашего исследования. Придайте ему четкую структуру, выделив основные проблемы и описав способы их решения. Сделайте обобщение. Составьте план вашего обзора. При написании обзора воспользуйтесь конспектами, тезисами и выписками по теме исследования, которые были сделаны вами ранее.

Повторите правила цитирования. Уточните, какие формы цитирования используются в текстах научного стиля. Повторите правила оформления цитат, ссылок и сносок. Учтите эти сведения при оформлении своего обзора.

Задание 17. Ознакомьтесь с образцами аннотаций, представленными выше. Выделите сходство и различие в их композиции.

Задание 18. Подберите свои примеры аннотаций. Используя их, а также аннотации, приведенные выше, составьте перечень речевых штампов (стандартных оборотов речи), характерных для данного жанра.

Задание 19. Прочитайте статью Елены Бык «Низкая продуктивность» и напишите ее аннотацию и реферат.

НИЗКАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ…

Если Вам постоянно не хватает времени, чтобы завершить свою работу, если у Вас уже вошло в привычку работать в выходные дни, значит, Вы наверняка просто непродуктивно работаете.

Предлагаем ознакомиться с основными причинами, по которым наша продуктивность очень часто страдает.

Вы не знаете, за что схватиться.

У Вас постоянно столько дел на повестке дня, что Вы не знаете, за что схватиться. В результате, хватаетесь за первое дело, которое Вам приходит на ум. Кроме того, чаще всего это оказывается менее важная и срочная работа, которая могла бы и подождать. Для того чтобы важные дела выполнялись в срок и рабочий день не заканчивался поздно вечером, рекомендуется каждое утро тратить 10-15 минут на то, чтобы спланировать свой день, расписав все задачи, которые должны быть выполнены именно в этот день.

Вы выбираете не самое подходящее время.

Вполне возможно, что Вы выбираете не самое подходящее время для выполнения важных задач. Так, к примеру, не стоит решать сложные задачи в понедельник. Считается, что работоспособность по понедельникам весьма низкая. Самым продуктивным днем недели является вторник, следовательно, в этот день Вам будет под силу справиться с большим количеством задач. Старайтесь большую часть работы планировать именно в те дни недели и в то время, когда Ваша работоспособность будет самой высокой.

Вы позволяете Вашим коллегам постоянно Вас отвлекать.

Вы позволяете Вашим коллегам постоянно отвлекать Вас как по рабочим вопросам, так и по разным пустякам. Если у Вас слишком плотный график работы в тот или иной день недели, постарайтесь вежливо объяснить коллегам, что Вы с радостью с ними поболтаете либо обсудите какой-то рабочий момент во время обеда, в конце рабочего дня либо после работы. Не стесняйтесь говорить об этом, в противном случае, Вы будете регулярно задерживаться на работе.

Вы не даете себе ни минуты отдыха.

Вы работаете как заведенный весь день и не даете себе ни минуты отдыха. Не удивительно, что Ваша работоспособность к концу дня будет практически равна нулю. Обязательно делайте паузы в работе хотя бы на 5-10 минут через каждые 2 часа, чтобы немного перевести дух и расслабиться. Паузы в работе помогают сохранить работоспособность и в то же время сберечь наше здоровье.

У Вас вечный завал на рабочем столе.

К сожалению, горы бумаг лишь мешают нам работать. Вместо того чтобы сразу приступить к делу, мы вынуждены тратить время просто на то, чтобы откопать под горой бумаг необходимые документы. Организуйте Ваше рабочее место, чтобы Вы могли быстро находить необходимые Вам бумаги. Кроме того, считается, что чистый рабочий стол также положительно сказывается на нашей работоспособности.

Вы не планируете телефонные переговоры и переписку по электронной почте.

Часто нашей продуктивной работе мешают частые телефонные звонки и переписка по электронной почте. На все это уходит в день слишком много времени. Чтобы этого больше не было, старайтесь в течение дня отвечать лишь на самые важные сообщения по электронной почте, а на менее важные исключительно в конце рабочего дня. Также следует поступать и с телефонными звонками, если конечно такая возможность у Вас есть. Отводите время для телефонных переговоров, предварительно оговорив с удобное для собеседника время.

(Современный семейный журнал // http://efamily.ru/articles/109/1045)

Задание 20. Вспомните, в чем состоят особенности жанра аннотации. Какие функции выполняет аннотация? Какая функция  рекламная или информационная  более актуальная для личной тематической картотеки? Составьте информационные аннотации к изданиям, которые внесены в вашу личную тематическую картотеку, поместите их на оборотной стороне библиографической карточки.

Задание 21. Сделайте реферат статьи или двух–трех статей по вашей специальности.

Задание 22. Напишите рецензию на реферат сокурсника, используя примерную схему оценки реферата.

Задание 23. Прочитайте две публикации из журнала «Наука и жизнь» («2008. – № 1), помещенные в рубрике «Размышления у книжной полки» и посвященные обсуждению книги В.Сурдина «Астрология и наука» (см. тексты 26 и 27 в приложении 1). Определите жанр этих публикаций. Сопоставьте обе точки зрения. В чем сходство и различие в позициях авторов? С помощью каких языковых средств авторы высказывают свою позицию? Напишите реферат, используя материал этих статей. Выскажите свою позицию по обсуждаемой проблеме. Попытайтесь ответить на вопросы, поставленные в статье В.Л.Гинзбурга.

Определите композицию представленных рецензий. Сопоставьте ее с типовым планом рецензии. Выделите речевые стандарты, характерные для жанра рецензии в предложенных текстах.

Задание 24. Прочитайте статью «Зри в ухо» из газеты «Аргументы и факты» (текст 28 в приложении 1) Выпишите термины, определите их происхождение и значение. Какие проблемы поднимает автор статьи? Согласны ли вы с автором? Напишите рецензию на эту статью, высказав и аргументировав свою точку зрения. Соблюдайте требования стиля.

Задание 25. Напишите рецензию на статью или монографию по вашей специальности, используя примерный план и речевые стандарты.

Задание 26. Ознакомьтесь с курсовыми и выпускными квалификационными работами, имеющимися на соответствующей вашей специальности кафедре, проанализируйте их соответствие требованиям к структуре, содержанию и оформлению. Обратите внимание на следующие вопросы:

а) формулировка цели;

б) соотношение цели и задач исследования;

в) определение объекта и предмета исследования;

г) соответствие структуры работы цели и задачам;

д) наличие выводов в структурных частях работы;

е) соотношение задач и окончательных выводов;

ж) оформление ссылок и библиографического списка;

з) техническое оформление;

и) наличие орфографических, пунктуационных, речевых ошибок, опечаток.

Задание 27. Сформулируйте цель и задачи вашего исследования, определите объект и предмет исследования, опишите методику исследования, теоретическую и практическую значимость.