logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

11. Жесты-сигналы в педагогическом общении109

О

Рис.20

дна из серьезных проблем, которая вытекает из специфики профессиональной деятельности учителя, – это преобладание в невербальном языке жестов-сигналов доминирования, агрессивности, превосходства. Неосознанное стремление поддержать и укрепить свой авторитет, соответствовать социальному статусу у молодого учителя постепенно закрепляется и становится привычным. Хуже всего, что «типичный учительский невербальный язык» автоматически переносится в другие сферы общения и становится источником определенных личных проблем педагога.

К наиболее раздражающим относится указывающий жест, направленный на ребенка, если он выполняется указательным пальцем или указкой (рис. 20). В проведенном нами исследовании с учащимися от младшего подросткового до старшего школьного возраста указательный жест, направленный на ребенка, однозначно относил учителя к имиджу «плохого педагога».

Д

Рис.21

ети трудно переносят, если учитель при объяснении материала опирается на плечо ребенка или на предметы, ему принадлежащие. Как правило, после отхода учителя от парты ребенок перекладывает вещи на другое место.

Взгляд поверх очков воспринимается детьми как критический, агрессивный (рис.21).

П

Рис.22

оза, которую часто принимают учителя – руки в карман, напоказ оставлены большие пальцы (ладонь в кармане), – жесты доминантности, превосходства, влияния и некоторой агрессивности. Руки, перекрещенные перед собой с оставленными напоказ большими пальцами – одновременно: оборонительно-негативное отношение и превосходство над собеседником (рис. 22).

Д

Рис.23

ругая распространенная учительская поза – руки в бока: у мужчин обычно руки располагаются на поясе брюк с более открытой ладонью вниз, а женщины часто принимают «женскую боевую позу» (по образному выражению художника Н.Н. Шмелёва): руки, сжатые в кулак упираются в талию (рис.23). Оба варианта позы давят на детей, проявляя превосходство, доминирование и агрессивность. Как более легкая агрессивность воспринимается поза с одной рукой.

Руки, перекрещенные позади туловища, – также частая учительская поза, содержащая и повышенный самоконтроль, и меру доминирования, и агрессивность (рис. 24).

А

Рис.24

грессивность читается практически в любой позиции рук с сомкнутыми в кулак ладонями.