logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

2.3. Метатекст и его функции

В 1978 году была впервые опубликована на русском языке статья Анны Вежбицкой «Метатекст в тексте»43. Автор статьи обращает внимание на то, что «высказывание о предмете может быть переплетено нитями высказываний о самом высказывании»44, которые можно было бы «просто вырезать и их запись поместить отдельно, «на ленте с метатекстом»45. Рассмотрим примеры из письменной и устной речи.

Приведем отрывок из учебника В.В.Бычкова «Эстетика»:

Специфика эстетического сознания ХХ века, как было уже отчасти показано, с наибольшей рельефностью проявилась в сфере художественного мышления, т.е. вискусстве, и прежде всего в магистральном его инновационном, илирадикальном, потоке, которыйс некоторой долей условности для удобства анализа классифицируется здесьпо трем основным этапам:авангард,модернизмипостмодернизм(см. выше: гл. IV § 3). Несмотря наусловность этих терминови сложную перемешанность в культуре самих феноменов, обозначаемых ими, они, тем не менее, достаточно определенно отражают как сущностную типологию, так и относительную хронологию развертывания глобальной перестройки эстетического сознания в ХХ в.Для наиболее полного проникновения в сутьпроисшедшей в этом столетии грандиозной трансформации художественно-эстетического опытавсмотримся в основные направления и формымодификации художественного мышления и метаморфозы самих художественных феноменов по перечисленным выше этапам.При этом в первую очередь нас будут интересоватьглубинные интенции художественно-эстетического сознания и конкретные типы их выражения (явления) в соответствующих формальных потоках, в феноменах основных направлений искусства, явленных эстетическому сознанию, или основные направления и персоналии искусства ХХ в. вфеноменальном(очищенном от эмпирических случайных шумов) модусе.

Для наших целей(выявления основных путей и форм трансформации художественно-эстетического сознания ХХ в.)более всего подходит не узко искусствоведческий анализ искусства и не рассмотрение школьной эстетики столетия(которая в основном ориентирована на классику и не отражает сущности глобальных перемен в эстетической сфере),но эстетический анализ искусства, т.е.феноменология искусства, как изучение сущностных характеристик конкретногохудожественного феномена(в данном случае главных направлений в искусстве, крупнейших художников, новейших видов искусства) в его непосредственной явленности эстетическому сознанию.

Приведенный здесь фрагмент вступительной части главы V «Феноменология искусства: авангард» вводит в рассмотрение проблемы, которая может быть обозначена как «Трансформация художественно-эстетического сознания в ХХ веке». Автор учебника называет основные этапы развития искусства ХХ в.: авангард, модернизм и постмодернизм – и утверждает, что показателем этого развития является феномены основных направлений искусства. Все перечисленное – это и есть, в терминологии А.Вежбицкой, «высказывание о предмете». Однако нетрудно заметить, что помимо самого предмета исследования обсуждению подвергается и процесс изложения сведений. В тексте подчеркнуты высказывания, которые формулируют задачу автора (Для наиболее полного проникновения в суть…), называют объект описания (всмотримся в…) и интересующий автора предмет (в первую очередь нас будут интересовать…), обосновывают метод анализа (Для наших целей… более всего подходит…), указывают на условность терминов и классификаций или содержат отсылки к предыдущим фрагментам учебника (как было уже отчасти показано, см. выше…). Эти фрагменты и представляют собой метатекст, который А.Вежбицка определила как «высказывание о высказывании», «комментарий к собственному тексту»46.

Приведем пример из устной научной речи – объяснение учителем нового материала:

Мы будем говорить сегодня овозникновении в Европе тоталитарных режимов.

Почему эта тема так важна? В нашем представлении тоталитаризм связан прежде всего с периодом советской власти. По мнению западного обывателя, тоталитаризм – это нечто характерное для России вообще. Западные средства массовой информации и сегодня обвиняют россиян в том, что тоталитаризм и большевизм – у русских в крови. Существует некий штамп мирового общественного сознания: все, что происходит в странах Западной Европы, в США, – это проявления демократии, а все, что происходит в России и не нравится Западу, – это все проявление тоталитарного мышления.

Но давайте вспомним: история человечества – это не хаотический процесс, в истории все закономерно.Давайте подчеркнем эту мысль: на самом деле, как и все исторические процессы и события, возникновение тоталитарных режимов в Европе имело свои объективные предпосылки.Сегодня для общества осмысление этой проблемы необычайно важно:мало будет только осудить тоталитаризм, преодолеть его последствия, надо же и разобраться в его причинах.

Давайте вспомним, мы говорили в начале года о тенденциях в развитии западного мира в начале ХХ столетия. Это время для Европы было временем оптимизма. Вступление в новый век сопровождалось бурным развитием науки и техники, вырос уровень жизни состоятельных слоев населения. Рост свободного рынка обещал рост благосостояния. Стал формироваться тот самый «средний класс», в который в принципе был открыт доступ любому, кто проявлял усердие и талант.А вы уже понимаете, что экономические процессы тесно связаны с политическими. Новый экономический субъект хочет –чего он хочет? почему для наших «новых русских» так привлекательна партийная деятельность?– хочет иметь политический голос, защищать свои интересы перед властью и обществом.Как это должно проявиться?Понятно, чтоактивизировались либеральные политические партии. Появились новые демократические институты, которые вызывали надежду на то, что вскоре наступит эра благоденствия и социальной справедливости. И даже экономические кризисы, которые периодически возникали вXIX– началеXXвека, в конечном итоге стимулировали развитие производства и финансовой сферы.

А теперь скажите, какое же событие начала ХХ века кардинальным образом повлияло на ход европейской истории?Конечно же, это Первая мировая война.

Смотрите, что происходит. Ждали процветания и благоденствия, надеялись на демократию. Но начинается война, а с ней – неизбежные трудности и неурядицы. Развивается военный сектор экономики, но люди не живут лучше. Прибавьте сюда человеческие потери на полях сражений. Растет недовольство жителей Европы сложившейся ситуацией.

Что должно произойти в таких условиях?А мы уже знаем, чтов периоды социальной напряженности обязательно активизируется деятельность политических партий, которые предлагают различные пути выхода из кризиса.И давайте сообразим: какие партии имели в это время готовый рецепт построения справедливого общества? Конечно же, партии социалистического и коммунистического толка.И мы знаем, чтов одной из стран такая партия пришла к власти.В какой стране? Да, трудно не догадаться– в России. И все, что в Росси происходило, страшно напугало Запад, а мировое коммунистическое движение всё крепло и ширилось. <…>

В этом фрагменте также находим «ленту с метатекстом» – это подчеркнутые фразы. Если мы попробуем «вырезать» метатекстовые высказывания, то целостность изложения материала, логика рассказа практически не нарушится. В то же время ясно, что для устного рассказа эти фрагменты необычайно важны: в данном случае они помогают учителю удерживать внимание учащихся, прокладывать логические «мостики» между частями повествования и тем самым обеспечивать более адекватное понимание текста.

Научный текст, таким образом, представляет собой гетерогенную (то есть разнородную) структуру – «двутекст», по выражению А.Вежбицкой. В нем можно выделить два «потока» содержания: речь собственно о предмете обсуждения и своеобразный «разговор» автора с адресатом об особенностях текста.

Объясняя природу и функции метатекста, А.Вежбицка предлагает представить себе процесс восприятия текста адресатом47. Этот процесс сопровождается своеобразным внутренним комментарием слушателя, например: «Так… докладчик формулирует тему… Говорит о ее актуальности… Разъясняет основные термины… Приводит пример… Переходит к следующей теме… Спорит с распространенным заблуждением… Делает выводы…» При помощи такого комментария адресат анализирует логическую структуру текста, облегчает себе понимание сообщаемого48. Но такой же комментарий может давать и сам автор текста: «Сформулируем тему нашей статьи… Актуальность темы связана с… Объясним значение ключевых терминов… Приведем примеры, иллюстрирующие данное положение… Перейдем к следующему вопросу… Позволим себе поспорить с распространенным мнением… Таким образом, можем сделать следующие выводы…»

Мы видим, что процесс порождения текста предполагает своего рода «раздвоение личности» говорящего, который выступает одновременно и как автор речи, и как наблюдатель, исследователь и критик этой же речи.

При овладении навыком научной речи студенту важно научиться пользоваться метатекстовыми элементами и в письменном, и в устном тексте для реализации различных задач. Рассмотрим основные функции метатекста в научном произведении.

Прежде всего, при помощи метатекста автор сообщает о своем коммуникативном намерении (сообщить о чем-либо, убедить, доказать, опровергнуть и т.д.), излагает план действий (Мы собираемся рассмотреть вопрос…; В дипломной работе будет сделана попытка охарактеризовать… и т.п.). Тем самым автор формирует ожидания адресата, настраивает его на восприятие того или иного типа информации. Приведем в качестве примера отрывок из книги Б.М.Гаспарова «Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования»:

В основе замысла книги лежит попытка увидетьв этой текучей среде самоценный предмет наблюдения и изучения, а не сырую породу, из которой произвольно извлекаются те или иные предметы, относительно которых достигнута договоренность, что именно эти предметы представляют собой феномен «языка».Мною двигало стремление как можно пристальнее и конкретнее рассмотретьто, что, собственно, мы делаем – и что делается с нами, – в каждый момент нашего существования, наяву или во сне, наедине с собой или в обществе, в момент напряжения сил или в момент отдыха, в благоприятной или неблагоприятной ситуации, когда мы так или иначе вступаем в соприкосновение с нашим языком?Что это, собственно, значит– что мы что-то себе или другим «сказали», или «поняли» (или не поняли), что мы что-то «намеревались» сказать, и что этот момент нашей духовной жизни нам в какой-то степени удалось – а в какой-то и не удалось – «выразить»?Какие действиямы при этом производим, и над чем?какие мысли, переживания, образные картины, воспоминания, ассоциациипроносятся при этом в нашем сознании как неотъемлемая часть этих действий?Какэта вездесущая, но вместе с тем неуловимо-летучая среда языковой мыслисоотноситсяс тем, что в конце концов оформляется в объективированный, доступный внешнему наблюдению акт употребления языка? инасколько «объективированным» можно считатьтакой акт, принимая во внимание всю ту атмосферу словесных и образных реминисценций и ассоциаций, в которую он погружен в сознании как самого говорящего, так и каждого, с кем так или иначе соприкасаются его языковые действия?

Подобный метатекст – это своего рода «анонс» дальнейшего текста. Необходимость предварительного ознакомления читателя с планами автора определяется самой функциональной природой научного текста, который выполняет в основном и прежде всего информативную функцию. Адресат научного произведения стремится получить информацию по определенной проблеме, найти эту информацию в безбрежном море специальной литературы. Поэтому важно облегчить читателю поиск информации, обозначив в самом начале текста основные признаки содержания, которое может быть из данного текста извлечено: тема, круг рассматриваемых вопросов, задачи и материал исследования, предполагаемый адресат, возможности использования результатов и т.п.

При помощи метатекста автор может обосновывать выбор темы, материала, метода исследования и т.п.:

Всегда интересно сравнитьпроизведения разных авторов, посвященные одним и тем же людям и событиям (В.Швейцер. Быт и бытие Марины Цветаевой).

В ряде случаев автор считает себя обязанным предупредить адресата об особенностях содержания, руководствуясь этическими и/или эстетическими соображениями. Так, Л.П.Крысин во вступительной части к статье «Эвфемизмы в современной русской речи» предупреждает читателя о своеобразии ряда примеров, которые встретятся в статье:

Обращаясь к теме «эвфемизмы», исследователь вынужден привлекать к анализу не только сами эвфемистические выражения, но и тот социально-культурный и языковой фон, на котором возникает нужда в эвфемизмах. Для полноты картины приходится упоминать такие реалии и такую лексику, которые обычно находятся вне поля внимания языковедов. Как у носителя литературного языка и просто человека, следующего определенным культурным нормам, это и у самого исследователя может вызывать внутреннее неприятие и протест, однако в качестве беспристрастного наблюдателя, фиксирующего все, что происходит в языке, он обязан изучать и такого рода «неприятные» факты.

Приведенный комментарий служит своеобразным извинением автора за использование «грубых» примеров и объясняет причины, которые заставляют ученого обращаться к таким фактам.

Как правило, метатекст словесно обозначает речевые шаги автора, «ведет» за собой читателя, слушателя. В приводившемся в начале параграфа фрагменте из объяснения учителя метатекст словно членит рассказ на отдельные небольшие части и одновременно обозначает переход от одной мысли к другой. Данная функция метатекста (обозначать речевые шаги автора) соотносится с одним из важнейших положений риторики – с законом продвижения и ориентации адресата49.

В научном и учебно-научном тексте метатекстовое «сопровождение» может показывать ход доказательства и создавать иллюзию, что читатель (слушатель) рассуждает вместе с автором:

Вооружившись знанием теории строения органических веществ и свойств некоторых классов соединений, вы можетена основании нескольких экспериментальных фактовпредположитьстроение молекулы углевода, например глюкозы.

Глюкоза имеет молекулярную формулу С6Н12О6, хорошо растворима в воде, водный раствор ее имеет нейтральную реакцию на индикатор и вступает в реакцию «серебряного зеркала».

1. Хорошая растворимость глюкозы в воде и большое число атомов кислорода в молекуле позволяют предположитьналичие нескольких полярных кислородсодержащих функциональных групп.

2. Водный раствор глюкозы имеет нейтральную реакцию на индикатор, следовательно, наличие карбоксильной группы в молекуле глюкозы маловероятно.

3. Реакция «серебряного зеркала» указывает на то, чтов молекуле глюкозы содержится по крайней мере одна альдегидная группа.

4. В молекуле глюкозы шесть атомов кислорода. Могут ли все они быть в составе альдегидных групп?Нет, поскольку альдегидная группа может располагаться только на концах углеродной цепи.Тогда, быть может, это поликетон?Тоже исключено: в молекуле содержится двенадцать водородных атомов.Если мы вычтемиз состава глюкозы С6Н12О6 альдегидную группу,тона оставшиеся пять углеродных атомов будет приходиться пять атомов кислорода и одиннадцать атомов водорода. Кратных связей в этом фрагменте быть не может: он полностью насыщен.Остается предположитьналичие в молекуле глюкозы пяти гидроксильных групп, причем по одной у каждого из пяти атомов углерода (соединения с двумя группами –ОН у одного углеродного атома крайне неустойчивы).В нашем распоряжениикачественная реакция на многоатомные спирты: образование ярко-синих комплексных соединений с гидроксидом меди (II),что и подтверждает эксперимент.

Таким образом, мы пришли к выводу, что простейшие углеводы — это гетерофункциональные соединения, в составе которых содержатся карбонильная группа и несколько гидроксильных.

(О.С.Габриелян. Химия. 10 класс)

Метатекстовые высказывания предваряют введение примера или аргумента:

<…> в результате эволюции у многих организмов происходит упрощение строения. Например, киты, вторично приспособившиеся к обитанию в воде, утратили многие черты, свойственные наземным млекопитающим (Е.И.Хлебосолов. Лекции по теории эволюции).

Метатекст служит для выделения микротемы, обозначает переход к новой микротеме:

Остановимся на названии: название дается рассказу, конечно, не зря, оно несет в себе раскрытие самой важной темы, оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все построение рассказа (Л.С.Выготский. Психология искусства).

Что касается происхождения и историинаименования рекиЦна,тона этот счет высказывались самые разные мнения (А.С.Щербак. ГородТамбов и рекаЦна).

А сейчас мы вернемся к звукоподражаниям. Вместе с образованными от них словами… всевозможные «трах-тара-рах» насчитываются тысячами в словаре каждого развитого языка (И.Н.Горелов, В.Ф.Енгалычев. Безмолвный мысли знак).

Метатекст может разъяснять смысл и содержание речемыслительной операции, совершаемой автором (Выскажем несколько замечаний…; сравним…; проследим… и т.д.):

Сопоставимподчинительные словосочетания и сочинительные словосочетания, отмечая их дифференциальные и интегральные признаки.

Подчинительные словосочетания строятся на основе подчинительной связи, а сочинительные – на основе сочинительной связи. <…>

Некоторые ученые полагают, что для подчинительных словосочетаний характерно неравноправие их компонентов (одно слово – главное, а другое – зависимое), а для сочинительных словосочетаний характерно «смысловое и грамматическое равноправие» <…> Возникает вопрос: во всех ли случаях это справедливо?

Очевидно, следует различатьформальное (грамматическое) и семантическое неравноправие / равноправие.

<…> Сравнимсемантику следующих сочинительных словосочетаний в составе предложений:Мать и сын пошли гулять. – Сын и мать пошли гулять.

Во втором предложении речь идет о явно повзрослевшем сыне. <…>

(В.В.Бабайцева. Подчинительные и сочинительные словосочетания)

Автор статьи называет речемыслительные действия, которые производит в ходе построения текста: сопоставляет, формулирует вопрос, делает попытку различить аспекты рассмотрения проблемы, сравнивает примеры.

Одна из важнейших функций метатекста – акцентирование: автор обращает внимание адресата на излагаемую информацию (Следует обратить внимание…; Вдумайтесь в эту формулировку… и т.п.), выделяет в тексте наиболее важные моменты (Особо отметим…; Необходимо подчеркнуть, что… и т.п.):

Подчеркнем, чтов художественном тексте «все стремится стать мотивированным» (Г.О. Винокур), отсюда — значимость любого элемента текста и соответственно необходимость внимания к любому его компоненту в процессе филологического анализа (Н.А.Николина. Филологический анализ текста).

Нам важно здесь подчеркнуть, чтоневербальная коммуникация может быть вынужденной – вследствие глухонемоты, например, или в случае дефицита общего для коммуникантов национального звукового или письменного языка (Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак).

Средством акцентирования может быть указание на общеизвестность (известно, что…; как известно… и т.п.) или, напротив, необычность, малоизвестность факта (мало кто знает…, мало кому известно…, вопреки распространенному мнению… и т.п.):

Известно, чтопронизывающие все тело человека капилляры тонки необычайно. Они в 15 раз тоньше человеческого волоса.Но далеко не все знают, чтосуммарная их длина фантастически велика и достигает 100 000 километров. А потому в сети этих мельчайших сосудов спокойно умещается – снабжая клетки организма питательными веществами, – более 80% объема всей нашей крови («Аргументы и факты»).

В этом случае необычность сообщаемого факта акцентирована не только метатекстовой конструкцией Но далеко не все знают, что…, но и словесными формулировками, которые выражают образную, субъективно-эмоциональную оценку автора и приглашают читателя присоединиться к этой оценке: тонки необычайно; в 15 раз тоньше человеческого волоса; фантастически велика; спокойно умещается.

Уже отмечалось, что метатекст служит средством логической организации текста. Так, например, метатекст позволяет ранжировать по важности перечисляемые элементы: аргументы в доказательстве, признаки в описании (прежде всего, во-первых, во-вторых, … наконец):

Довлатов – замечательный стилист. Он создал талантливые стилизации, в том числе остроумно пародийные. Он весело и непринужденно играет не только словами и смыслами, но и разными стилями. Так, в повести «Заповедник» герой-рассказчик, работающий экскурсоводом в Пушкинских горах, демонстрирует (и сам создает) разные стили текста экскурсии о Пушкине.

Во-первых, стиль, пародирующий вульгарно-социологические, идеологические методические «разработки» <…>

Во-вторых, герой-рассказчик произносит «издевательскую» речь о Пушкине, пытаясь поставить на место начавшую «экзаменовать» его женщину-методиста из экскурсионного бюро, хотя для него самого подобный манерный и наукообразный стиль нехарактерен <…>

В-третьих, рассказ о Пушкине звучит в свободной манере изложения героя-рассказчика, в которой угадывается простой и естественный язык реального автора <…> (И.Н.Позерт. «Я хотел бы считать себя рассказчиком…»).

Метатекст подводит итог изложению, обозначает логические выводы:

Организмы, обитающие в пещерах или под землей, утрачивают органы зрения и слуха. Особенно заметное упрощение организации животных происходит при переходе к паразитическому образу жизни. У таких животных редуцируются многие органы, и они фактически превращаются в мешок с пищеварительной системой и репродуктивными клетками. Все эти факты говорят о том, чтосложность организации не является надежным критерием биологического прогресса (Е.И. Хлебосолов. Лекции по теории эволюции).

При помощи метатекста автор оговаривает условия использования терминов, которые допускают различное понимание или вводятся в работе впервые:

Термином СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС обозначается в данной работесоотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие отсюда взаимные ожидания поведения. При этом личностные характеристики человека отступают на второй план (В.И.Карасик. Язык социального статуса).

В ряде случаев требуется специально оговорить особенности анализа материала:

Рассмотримпростые системы движущихся тел, взаимодействующих между собой посредством сил тяготения и способных в той или иной степени деформироваться. (Пружина или резиновый шнур деформируются значительно, а камень, дерево, металл – столь мало, что их деформациями обычно можно пренебречь.)Будем считать, что никаких химических превращений тел не происходит и что в системе нет заряженных тел и электрических токов.

Тогда легко обнаружить, что поднятые над землей грузы, а также устройства, имеющие сжатые пружины, способны действовать на движущееся тело и совершать работу лишь в течение определенного промежутка времени. Рано или поздно пружина распрямится, а груз опустится на землю и силы перестанут совершать работу (Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 10 кл.).

Метатекст может указывать на особенности оформления текста:

Одной чертой в тексте, как это принято в школьной практике, подчеркнуты подлежащие, двойной чертой – сказуемые, волнистой линией – определения, пунктиром – обстоятельства и черточками – дополнение. Обратите внимание, что слова, не являющиеся членами предложения, подчеркиваний не имеют (Ваш репетитор. Русский язык).

Метатекстовые элементы служат в тексте своеобразным средством связи. При этом они могут связывать не только контактно расположенные части текста (см. элементы, которые обеспечивают логическую последовательность и связность), но и фрагменты, которые в тексте достаточно удалены друг от друга. Для больших текстов характерны два вида «далеких» связей:

а) ретроципация – возвращение к уже написанному:

Мы уже писали чуть раньше, чтоживотное в принципе не может усвоить нашей системы понятий, так как не имеет ни потребностей в нашей деятельности, ни мыслительных и языковых ресурсов, которыми располагаем мы (И.Н.Горелов, В.Ф.Енгалычев. Безмолвный мысли знак);

б) антиципация – предвосхищение дальнейшего содержания, отсылка к дальнейшему изложению. Антиципация в высокой степени характерна для введения и предисловия, в которых кратко рассказывается о содержании работы в целом:

<…> Именно эти аспекты художественного текста последовательно рассматриваются в пособии. Кроме того, в нем выделен особый раздел «Способы выражения авторской позиции», где рассматриваются отдельные элементы произведения, значимые для его интерпретации и связанные с проявлением авторской позиции <…>

<…> Пособие завершается комплексным анализом одного текста — рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». В конце книги представлен список рекомендуемой литературы (Н.А.Николина. Филологический анализ текста).

Некоторые важные функции метатекста связаны с тем, что автор не только строит текст, но и выступает в роли своеобразного «контролера» собственной речевой деятельности. Задача говорящего, пишущего состоит не только в том, чтобы высказать свои мысли, но и в том, чтобы позаботиться о правильном их восприятии адресатом. Автор должен предвидеть и предупредить возможную коммуникативную неудачу. Например, в ряде случаев составитель текста должен обеспечить «выравнивание» фоновых знаний50 отправителя и получателя сообщения:

К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681–1736) «De arte poetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г. – также написанный на латинском языке «De arte rhetorica» («О риторическом искусстве»).

В приведенном отрывке из статьи Т.Г. Хазагерова и Л.С. Шириной «История и современное состояние риторики в России» приводятся латинские названия трудов Ф.Прокоповича. Однако авторы предвидят, что не все читатели способны перевести эти заголовки, и для обеспечения правильного восприятия текста дают в скобках перевод.

Осуществляя контроль за собственной речью и стремясь быть понятым, автор зачастую вынужден искать такой способ выражения мысли, который был бы понятен адресату. Поэтому в текстах встречаются случаи своеобразного саморедактирования, а метатекст указывает на то, что последующая фраза сообщает о том же, о чем предыдущая, но более точно или более простыми словами. В этой функции используются выражения короче говоря, другими словами, говоря проще и т.д.:

Гены могут подавлять или модифицировать проявления других генов, но не способны изменять информацию, записанную в них. Иначе говоря, гены не изменяются при слиянии с другими генами и передаются следующему поколению в той же форме, в какой они получены от предыдущего (Общая биология. 10–11 кл.).

Часто метатекст актуализирует (напоминает, «освежает» в памяти) уже известную адресату информацию, которая необходима именно «здесь» и «сейчас» для понимания высказываемых автором идей: (Следует еще раз напомнить…; Давайте вспомним… и т.п.):

Нам хочется напомнить читателям, чтопантомима не только функционирует в каком-то отработанном каноническом виде, но и импровизируется, сочиняется «на ходу» в тех случаях, когда нет иного средства общения (Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак).

Для исследовательской деятельности важно как овладение ранее накопленным опытом, так и получение новых научных результатов (теорий, идей, концепций, классификаций и т.п.). Для обозначения этих двух составляющих научного текста – традиционной и инновационной – также используется метатекст. Так, специальные фразы указывают на авторство идей, высказываний, которые цитируются в тексте:

Некоторые авторы стремятся выделитьглавный фактор, характеризующий эволюционный процесс. Например,А.С. Северцов(1987),вслед за И.И. Шмальгаузеном, К.М. Завадским и некоторыми другими биологами, рассматриваетв качестве важнейшего результата эволюции приспособленность животных и растений иопределяетбиологическую эволюцию как происходящий при смене поколений организмов процесс приспособления биологических систем к условиям окружающей среды (Е.И. Хлебосолов. Лекции по теории эволюции).

В ряде случаев автор не называет конкретных фамилий своих предшественников, но подчеркивает, что обсуждаемый факт является достоянием науки:

Специалисты знают, чтоу американских индейцев (индейских языков несколько десятков, хотя общая численность индейцев весьма скромна) есть межплеменной язык, насчитывающий… 3000 знаков (И.Н.Горелов, В.Ф.Енгалычев. Безмолвный мысли знак).

Традиционно считается, что в последней третиXIXвека поэзия уступала прозе, хотя именно в это время еще жили и творили такие поэты, как А.А.Фет, А.Н.Майков, А.К.Толстой, Я.П.Полонский (А.Ф.Седов. История русской литературыXIXвека).

Согласно самой распространенной точке зрения, культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям (Ю.Я.Малюга. Культурология).

Автор научной работы может при помощи метатекста выразить свое отношение к чужой идее:

а) высказать ту или иную оценку:

Лессинг совершенно справедливоподверг это новой критике и указал, что удивление в жизни и в искусстве совершенно не совпадают… (Л.С.Выготский. Психология искусства);

б) присоединиться к ранее высказанному мнению (Вслед за … мы понимаем … как ….; Обоснованной представляется точка зрения…; Как справедливо отмечает… и т.п.):

Вместе с Липпсом мы полагаем, что эстетику можно определить как дисциплину прикладной психологии… (Л.С.Выготский. Психология искусства);

в) дистанцироваться от чужой точки зрения (Нельзя согласиться с… в том, что…; Данный вывод представляется недостаточно обоснованным…; Позволим себе возразить… и т.п.):

Главное заблуждение Анастасии Цветаевой – в настойчивом утверждении своей «близнецовости» с сестрой. Это помешало ей проникнуть в сокровенный смысл и правду автобиографической прозы Марины Цветаевой (В.Швейцер. Быт и бытие Марины Цветаевой).

Важную роль играют метатекстовые высказывания, подчеркивающие те мысли, которые принадлежат самому автору и представляют собой собственный вклад автора в исследование проблемы, его личную точку зрения:

Для обучения приемам филологического анализа текста и определения его последовательности особенно важен выбор точек «функционального схождения значимости». Такими «точками», на наш взгляд, могут служить: жанр произведения как некий «канон» его строения <…>; его внешняя композиция, или архитектоника <…>; субъектная организация текста и структура повествования; пространственно-временная организация текста; его интертекстуальные связи <…> (Н.А.Николина. Филологический анализ текста).

Метатекстовый компонент в тексте имеет собственный репертуар средств выражения, так называемые формальные показатели. Овладевая навыком научной речи, молодой исследователь обычно старается запомнить слова и обороты, которые используются в качестве метатекстовых. Рассмотрим основные средства метатекста.

По отношению к основному тексту научной работы формы метатекста можно разделить на внутритекстовые и маргинальные51.

К внутритекстовым формам метатекста относятся:

а) отдельные предложения и даже группы связанных между собой предложений, которые часто находятся в сильных позициях текста (начало или концовка текста, первое предложение сложного синтаксического целого) и прямо указывают на действия автора: Данная статья посвящена проблеме…; Перейдем к вопросу…; Рассмотрим теперь…; Подведем итоги сказанному… и т.п.;

б) специальные синтаксические конструкции – высказывания с выделенной темой: Если говорить о…; Что касается…; Относительно… можно сказать, что… и т.п.;

в) конструкции, которые знакомы нам из школьной грамматики как вводные словосочетания и предложения и указывают на источник сведений (на наш взгляд; по мнению…; как отмечают ученые; иными словами; в соответствии с принятой терминологией и т.п.);

г) вводные слова, которые выражают логическую последовательность мыслей (во-первых, во-вторых, далее, потом и т.д.);

д) вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, отделяемые от основного текста парными знаками препинания – скобками или тире:

В рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» ассоциативно сближаются образное сочетание с метафорическим эпитетом кирпично-кровавые стены монастыря и метафорасветящийся череп над Кремлем (о месяце), которые вводят в текст неявную информацию об историческом прошлом России и предсказывают грядущую трагедию, связывая с ней судьбы героев (Н.А.Николина. Филологический анализ текста);

е) предложения с так называемыми перформативными глаголами52: Считаем необходимым подчеркнуть…; Еще раз повторю…; Особо отметим…; Назовем эту классификацию формальной…и т.п.;

ж) графические выделения – курсив, разрядка, прописной или полужирный шрифт, подчеркивания, знак ударения и т.д.

К маргинальным формам метатекста относятся примечания и библиографические справки. Примечания и описания источников являются служебными текстами, они могут располагаться в конце статьи, книги, главы, параграфа или внизу страницы в виде сносок. Автор указывает на такой метатекст при помощи специальных обозначений – ссылок. Для постраничных сносок используются знаки сноски – цифры или звездочки в формате верхнего индекса (например: слово1; слово* и т.п.). Такие же знаки могут использоваться для примечаний в конце текста. Если ссылка осуществляется на документ, название которого приведено в специальном списке в конце текста, то указание на элемент списка может содержаться в квадратных скобках: [Вежбицка 1978: 403], [25, с.14] и т.д.53 Компьютерные технологии работы с текстом позволяют легко оформлять различные виды примечаний.

Можно говорить о своеобразии метатекста в различных подстилях и жанрах научной речи. Эти различия обусловлены коммуникативной задачей автора и жанрово-стилистическими особенностями текста. Так, в издании научно-популярного характера читаем:

Однако мы отвлеклись. А задача состоит в том, чтобы все-таки выяснить, можно ли считать, что художественное произведение – при всей субъективности автора и при всей зависимости его и литературы в целом от «давления стиля времени» – достаточно объективно в конечном чете отражает реальность процессов коммуникации? Может ли художественный текст соперничать с протоколом научных наблюдений над этими процессами? Что такое вообще «достоверность художественного описания», «правда художника»? Метафора литературоведов? Самовнушение писателей и читателей? Обычное заблуждение, красиво называемое «иллюзией»? (Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак).

Приведенный абзац открывается метатекстовым высказыванием, которое «возвращает» к обсуждаемой теме, от которой авторы отклонились, комментируя приведенные ранее примеры. Метатекст сообщает: «Однако мы отвлеклись», – и напоминает о том, какие вопросы находятся в центре внимания авторов. Подобные метатекстовые элементы не характерны для академических и учебно-научных текстов, так как в них отступления от темы, как правило, не допускаются. В таких «строгих» текстах всё содержание подчинено единой теме, общей задаче, которая обозначена при помощи заголовка и/или в начальной части текста. В тех случаях, когда требуется отклониться от темы (например, объяснить значение используемого термина, обратить внимание на возможность различного понимания термина, дать историческую справку и т.п.), используются либо небольшие вставные конструкции, либо примечания, которые выносятся за основной текст и могут быть достаточно объемными. Письменный текст в силу особенностей пространственной организации допускает наличие таких маргинальных элементов – они не нарушают последовательности раскрытия темы.

В то же время в устной научной речи (например, в докладе, выступлении, в лекции и т.п.), поскольку она носит линейный характер, любые примечания нарушают последовательность изложения. Поэтому метатекстовые комментарии типа Вернемся к нашей теме…; Напомню, что основной темой обсуждения является… и т.п. в устной научной речи достаточно распространены.

Так называемые вторичные тексты54, в которых содержится краткое изложение содержания исходных текстов, стремятся к исключению метатекстовых элементов. Те же вторичные тексты, которые предполагают анализ исходного материала, напротив, тяготеют к использованию метатекста.