logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

1. Вода

Вода

Благоволила

Литься!

Она

Блистала

Столь чиста,

Что − ни напиться,

Ни умыться,

И это было неспроста.

Ей

Не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей

Водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей

Не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало −

Чистой,

Дистиллированной

Воде! (Л.Мартынов)

2. Дистиллированная вода − вода, очищенная перегонкой от растворенных в ней примесей. Степень очистки воды зависит от целей и назначения. Дистиллированная вода применяемая в медицине, не должна содержать азотной, азотистой и серной кислот, хлора, кальция, СО2, органических веществ, других примесей.

Для растворов, предназначаемых для подкожных вливаний, глазных капель и т.п., ее дополнительно стерилизуют или кипятят. Для питья дистиллированная вода непригодна, так как не содержит микроэлементов; длительное применение ее вызывает выщелачивание солей из тканей желудка, разбухание и последующее отмирание клеток эпителия.

(Малая Советская Энциклопедия. Т.3. − М., 1959)

Задание 12. Сопоставьте научно-учебные тексты, посвященные описанию клеточного строения организма, из учебных пособий, предназначенных для учащихся разных возрастов (см. § 3). Определите, в чем сходство и различие формы и содержания представленного материала.

Задание 13. Подберите примеры научно-учебных текстов, посвященных одной проблеме и предназначенных для учащихся разных возрастных групп. Определите сходство и различие между ними.

Задание 14. Докажите принадлежность данного текста к научно-популярному подстилю.

ВОДА

Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. А в некоторых растениях ее еще больше.

Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах, когда они замерзают зимой. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. В глубине грунта существуют подземные реки и озера.

Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

При недостатке воды жизнедеятельность организмов сильно нарушается. Лишь покоящиеся формы жизни – споры, семена – хорошо переносят длительное обезвоживание.

Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Она послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Вот какое необыкновенное вещество вода – краса природы, как сказал однажды замечательный русский писатель С.Т.Аксаков.

Воду надо беречь!

Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

(Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. –

М.: Педагогика, 1992. – С.232–233).

Задание 15. Определите, к какому подстилю научного стиля относятся данные тексты? Свой ответ аргументируйте.

1. Любое природное явление, происходящее на Земле, непосредственно или косвенным образом имеет своим первоисточником Солнце. Два основных влияния, исходящих от Солнца, энергетическое и гравитационное, являются решающим в жизни Земли, хотя вся Земля в целом получает всего одну двухмиллиардную полного солнечного излучения. После открытия периодичности солнечной активности, было обнаружено, что колебания геомагнитного поля обусловлены явлениями, происходящими на Солнце.

В дальнейшем было найдено, что полярные сияния, состояние ионосферы, условия радиосвязи, магнитное поле Земли, а также электромагнитные процессы в магнито- и ионосфере являются проявлением солнечной активности. Комплекс нестационарных образований в атмосфере Солнца, таких, как пятна, факелы, протуберанцы, хромосферные вспышки, являются проявлением солнечной активности. Как показывает столетний опыт, хорошим индексом солнечной активности могут служить так называемые относительные числа Вольфа. В годы минимумов солнечной деятельности W=110, а в годы максимумов активность Солнца достигаетW=100200.

(Пятницкий В.С., Гончаров В.С. Активность солнца и земная цивилизация // Цивилизация на пороге тысячелетия: сб. науч. статей. Вып. 2. Т. 3. – Балашов, 2001. – С. 19).