logo search
СНД задания / Стилистика научного дискурса Пособие для магистратуры

34. Информатика в вузе: «верхняя» и «нижняя» граница знаний

Для начала позволю себе ввести некоторые понятия. В частности, уточню, что именно я подразумеваю под "верхней" и "нижней" границей знаний.

Отмечу, что данные понятия не относятся к знаниям, которые получают студенты, а отражают те знания по информационным технологиям, которые студенты должны получить по программе. Они, согласитесь, имеют разный объем, хотя задача преподавателя в том, чтобы добиться их полного совпадения.

Все знания по информатике можно (весьма условно) разбить на три уровня: первоначальные, основные и конечные. Причем под первоначальными я подразумеваю те, которые студент получает в виде истории информационных технологий; те, которые не требует от него практических умений. Совокупностъ таких знаний определяют "нижнюю границу1". Аналогичным образом знания, которые даются студенту по завершении курса, определяют "верхнюю границу" его знаний по информатике.

На сегодняшний день, то есть по учебным планам на 1999–2001 годы, структуру курса по информационным технологиям можно представить таком виде: "Dos – Norton –Windows – Word Ехсеl – Access – Internet. Это весьма условная схема, которая, тем не менее, позволяет нам наметить "нижнюю границу знаний" – операционная система Dos, и "верхнюю границу" – первоначальные сведения и работа в Internet.

Таким образом, из всего непрерывного потока знаний по информатике можно выделить отрезок, представляющий собой вузовский курс по дисциплине "Информатика и информационные технологии". Этот отрезок имеет довольно четкие границы, определяемые учебными планами вуза.

Но, рискуя говорить о прописных истинах, отмечу, что информационные технологии ежегодно совершают несколько принципиальных революций и учебные планы иногда не в силах поспеть за их стремительным развитием.

Спросите любого человека, работающего на компьютере, как часто он пользуется системами Dos или Norton commander? Уверен, что он ими вообще не пользуется.

Нет, я вовсе не призываю выкинуть эти темы из курса информатики. Они составляют неотъемлемую часть" истории информационных технологий и важны для понимания принципов ее дальнейшего развития. Однако уделять их изучению целый семестр – слишком большое удовольствие. (Почему бы тогда не начать курс информатики с булевой алгебры, 'теории алгоритмов или стихов Байрона2?) Аналогичными проблемами грешит и окончание курса. Кажется, что в мире высоких технологий нет ничего более совершенного, чем система Windows 95 и компьютеры с процессорами Pentium II. О существовании альтернативных операционных систем (ОС/2, Unix, Linux, BeeOS), компьютеров (Apple и пр.) и программного обеспечения студенты не догадываются.

Конечно, целью преподавания информатики в вузе не стоит демонстрация всех типов существующих операционных систем, текстовых редакторов и периферийных устройств компьютера. Это невозможно. Но попытаться охватить эти понятия и быть в курсе событий текущего года – одна из главнейших задач вузовского курса информатики.

Если каждый год "двигать" нижнюю границу знаний студентов чуть выше (то есть более кратко излагать материал в силу его устаревания), то соответственно верхняя граница их знаний также будет двигаться вверх за счет увеличения количества новейшей информации о достижениях в области информационных технологий.

И тогда пределом знаний студентов о хранении информации будет не 3,5 дюймовые дискеты, а карточкиmemory stick3, а вопросы о беспроводной мыши4 или клавиатуре никого не поставят в тупик.

Я считаю, что учебная дисциплина "Информатика" в любом вузе слишком скована рамками учебного плана. Да, соблюдать его необходимо, но при нарастающем темпе развития информационных технологий, продолжая придерживаться его, мы будем выпускать студентов, не готовых к использованию новейших программных продуктов. Так, студент, успешно овладевший Windows 95 не обязательно легко перестроится для работы на Windows 2000 и/или в Интернете.

Выходов из подобной ситуации великое множество. Первый заключается в том, чтобы преподаватель варьировал глубину и количество материала по разным темам (насколько это позволяет учебный план). Второй предполагает широкую систему рефератов на темы, которые невозможно раскрыть на лекциях и практике (новейшие мониторы, процессоры, альтернативные ОС и пр.) Однако студенты, как правило, не стараются в рефератах отражать новые темы, а старательно переписывают учебники по информационным технологиям, информация в которых устаревает в момент их выхода.

Третий, самый сложный вариант, заключается в интегрированном подходе студента к обучению под руководством преподавателя к любой проблеме и задаче, которые встают перед ним в процессе обучения. Этот способ предполагает, что студент сможет осуществлять сборку и разборку любого компьютера; овладеет общими навыками работы в любой информационной системе, продукте, языке и пр. Только при этом способе упомянутая выше "верхняя граница знаний" не будет закрыта и человек, окончивший обучение в вузе, продолжит его самостоятельно.

Таким образом, появится возможность выпускать в жизнь не просто людей, имеющих представление о работе на компьютере, а пользователей, владеющих информационной культурой – одним из важнейших атрибутов образованного человека 21 века.

____________________________________________

1 Понятия «нижняя» и «верхняя граница» применяются в математическом анализе. Однако там они имеют иное значение.

2 Известно, что первой программисткой считается Ада Байрон – внучка поэта. Эта информация на самом деле не совсем верна, но многие преподаватели почему-то особенно отмечают ее в лекциях.

3 См. Богданов В. «Memory stick – память в пластинках» // Компьютер пресс. № 3. 2000. С. 116.

4 См. Хожемпо А. Без хвоста и мышь не зверь // Компьютер пресс. № 4. 2000. С. 162.