Транскрипция
Транскрипция – это передача произношения английского слова русскими буквами, т.е. передача его фонетического облика:
white spirit – уайт-спирит
fan – фен
Транскрипции подлежат всевозможные собственные имена (названия улиц, географических объектов, небесных тел, учреждений, организаций, морских и речных судов, фирм, гостиниц, ресторанов, газет, журналов, сценических постановок и т.д.).
Конечно, такая передача до некоторой степени условна, т.к. передает толь-ко приблизительное звучание английского слова, что объясняется разницей фонеических систем английского и русского языков. Это порождает раз-личные трудности.
Во-первых, причиной транскрипционных трудностей является то, что исто-рическое развитие английской орфографии привело к ее значительному рас-хождению с произношением, к обилию не произносимых или произносимых в различных словах по-разному букв и буквосочетаний.
Второй трудностью, существенной для транскрипции английских собст-венных имен и названий, является отсутствие в русском языке ряда звуков, имеющихся в английском. Таковы, например, звуки [θ] и [ð], представленные буквосочетанием th; далее, в русском языке нет противопоставления долгих и кратких гласных, нет звука [æ] и т.д.
Эту трудность приходится преодолевать, прибегая к различным компро-миссам. В частности, долгота английских гласных либо игнорируется, т.е. [а:], [u:] и т.д. (например, Bath [ba:θ] – Бат, Bruce [bru:s] – Брус), либо, если в английской графике (написании) она обозначается посредством буквы r, передается транскрипцией соответствующего буквосочетания (например, Dorking ['dɔ:kiŋ] Доркинг, Parker ['pa:kə] Паркер).
В случае выпадения из произношения группы букв, применяется правило “непроизносимой группы”. Если в группе букв (две или более) имеется со-гласная, то вся группа не произносится и в транскрипции не отражается, на-пример, английские Brougham – Брум, Leicester – Лестер, Strauchan – Строн, Worcester – Вустер.
Ошибкой будет распространять правило “непроизносимой группы” на такие скопления непроизносимых букв, среди которых нет согласных, а представлены одни только гласные буквы. Такие скопления передаются с английского языка в русской транскрипции через “е”. Так, в английском суф-фиксе tion, когда он произносится в сокращенном виде [∫ən], гласные буквы io сами являются “немыми” и только служат показателями буквы t как [∫]. Поскольку обе эти буквы гласные, правило “непроизносимой группы” здесь не применяя-ется, и сочетание букв io передается русской буквой е (позиция в середине слова), и данный суффикс передается как “шен”. Например, слово National, входящее в состав многих названий учреждений и т.д., транс-крибируется на русский язык как “Нашенал” (но не “Нашнел”, “Нешнл” или “Нэшнел”).
В третьих, имена могут иметь различное произношение в разных странах английского языка. Известно, например, что английская буква “a” в той же позиции, где в южно-английском она соответствует произношению [a:] (last, past), в ряде диалектов (в частности, на севере Англии, в Австралии или на юге США) произносится как [æ].
Приемы транслитерации и транскрипции сравнительно редко применяются раздельно; чаще практикуется сочетание обоих приемов. Например, в “Herald Tribune” (“Геральд Трибун”) первое слово передано транслитерацией, второе – транскрипцией; в “Christian Science Monitor” (“Крисчен Сайенс Монитор”) первые два слова переданы транскрипцией, третье – транслитерацией. Способы транслитерации и транскрипции применяются при передаче англий-ских имен собственных, географических названий, названий кораблей, само-летов, журналов, фирм, а также некоторых неологизмов и пр. Например, Galsworthy Голсуорси, Dorsetshire – Дорсетшир, “Queen Elisabeth” – “Куин Элизабет” (название корабля), Downing Street – Даунинг стрит, impeachment – “импичмент” (привлечение к суду, особенно за государственное преступление) и т.п.
- Теоретические основы переводческой деятельности
- Единицы несоответствия английского и русского языков на различных уровнях
- Расхождения в области грамматики и лексики в английском и русском языках
- I. Грамматика
- 1. Фонетика
- 2. Морфология
- Расхождение систем понятий в языках
- Виды перевода
- Полный письменный перевод
- Правила письменного перевода
- Основные особенности выполнения письменного перевода
- Роль контекста в перевода
- Жанры научно-технической литературы и их особенности
- Описание технологии и характера производственных процессов
- Описание приемов труда
- Патентная литература
- Реферативные издания
- Рекламные материалы
- Описание чертежей
- Особенности перевода научно-технической литературы
- Характеристика научно-технического языка
- 1. Отсутствие эмоциональной окрашенности.
- 3. Особая смысловая нагрузка некоторых слов обыденной разговорной речи.
- 4. Отличная от общелитературного языка частотность употребления слов основного словарного фонда.
- 5. Отличная от общелитературного языка частотность употребления и относительная важность некоторых грамматических форм и конструк-ций:
- 6. Применение сокращений и условных обозначений.
- Термины и терминология
- Структурно-смысловой анализ терминов-сложных слов
- Правила перевода двухкомпонентных терминов–сложных слов
- Образные выражения-термины
- Неологизмы
- Способы образования неологизмов
- Суффиксы
- Префиксы
- Продуктивные префиксы
- Конверсия
- Сокращения
- Слоговые сокращения
- Перевод неологизмов
- Использование в русском языке словосочетаний различных типов
- Описательный перевод
- Перевод словосочетаний с утратой образного признака
- Образование новых слов путем сокращения названий
- Образование фирменных названий
- Трансформации в переводе
- Грамматические трансформации
- Добавления и опущения
- Лексические трансформации
- Терминологизация стилистически окрашенных лексических средств в англо-русских переводах
- Специализация стилистически окрашенных лексических средств
- Логическая интерпретация значений стилистически окрашенных лексических средств
- Особенности передачи образных средств научно-технических текстов
- Метафора и её перевод
- Передача безэквивалентной лексики (реалий)
- Транслитерация
- Транскрипция
- Требования, предъявляемые к практической транскрипции
- Правила передачи букв английского алфавита на русский язык
- Английское о произносится как [ɔ] в закрытом ударном слоге, в ударном слоге перед ln, перед ff, перед ss, а также перед ft, st, th.
- Калькирование
- Описательный перевод
- Рабочие источники информации и порядок пользования ими
- Общие двуязычные словари
- Общие одноязычные словари
- Специальные политехнические двуязычные словари
- Двуязычные отраслевые словари
- Вспомогательные двуязычные словари
- Специальные одноязычные словари
- Специальные энциклопедии
- Справочники
- Специальная литература
- Прочие источники информации
- Работа со словарём
- Несколько советов по работе со словарем
- Как находить производные слова
- Как находить фразеологические обороты
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Установление значений слова
- Роль родного языка при переводе словосочетаний
- Упражнение
- 2. Вставить в пропуски один из следующих глаголов по смыслу:
- 3. Исправьте приводимые ниже словосочетания или замените их совсем другими (слова, которые надо заменить, выделены):
- Интернационализмы и «ложные друзья» переводчика
- Способы перевода интернациональных слов
- Закономерности перевода интернациональных слов с английского языка на русский
- Деинтернационализация английской общенаучной интернациональной лексики
- Стилистическая нейтрализация стилистически окрашенных общенаучных интернациональных слов
- Упражнения
- Ключи к упражнению
- Американский вариант английского языка Исторические основы американского варианта английского языка
- Особенности американского произношения
- Система согласных фонем
- Система гласных фонем
- Словесное ударение
- Особенности американской орфографии
- Транскрипция слов
- Лексические особенности американского варианта английского языка Основные виды расхождений значений
- Предлоги и предложные наречия
- Американский сленг
- Сленгизм Литературный эквивалент
- Сленгизм Литературный эквивалент
- Расхождения в области грамматики
- Морфология
- Синтаксис (сочетание слов в предложении)
- Заключение
- Устойчивые сочетания
- Грамматическое членение предложения
- Виды и типы предложений
- Анализ простого повествовательного предложения
- Об(стоятельство) п с д Об(стоятельство)
- Оп(ределения) Главные члены предложения
- “Явное” сказуемое
- Если на месте подлежащего в данной конструкции стоит неодушевленное существительное, то у глагола to be – основное значение: “есть”, ”заклю-чаться в том, чтобы”, “состоять в том, что”:
- Функция управления состоит/заключается в том, чтобы последова- тельно принимать…
- “Неявное” сказуемое
- “Явное” подлежащее
- “Неявное” подлежащее
- Несколько примеров выделения формальных признаков сказуемого и подлежащего
- Второстепенные члены предложения
- Дополнение
- Обстоятельство
- 1. Инфинитив в функции обстоятельства
- Хотя эта конструкция и является полезной, она не находит широкого применения.
- Определение
- Структура сложного предложения
- Формальные признаки сложного предложения
- Признаки бессоюзных придаточных предложений
- Вес тела можно рассматривать как систему параллельных сил, действую щих на каждую частицу, из которых (частиц) и состоит это тело.
- Отличие союза от относительного местоимения
- Обсуждавшиеся до сих пор процессы характеризуются тем, что энергия
- Употребление относительного местоимения that (который)
- Простые предложения – варианты сложных предложений
- В) глаголы чувственного восприятия (to observe, to hear):
- Актуальное членение предложения
- Инверсия с вводным there
- Двойная инверсия
- Двойное отрицание
- Оборот it is … that
- Перевод предложений в пассивной конструкции без предложного дополнения с by
- Вспомогательный глагол to do
- Слова с выделительно-ограничительным значением при обратном порядке слов
- Запомните значения следующих союзов и наречий, требующих обратного порядка слов not only… but (also) не только…, но и…
- Выделение ремы с помощью контекста
- Заключение
- Правильные глаголы
- Неправильные глаголы1
- Упражнения Упражнение 1
- Упражнение 48
- Перевод словосочетаний с утратой образного признака 50
- Правила передачи букв английского алфавита на русский язык 66
- Программа курса
- I. Теоретический курс.
- II. Грамматический материал
- III. Практический курс
- Грамматический материал