logo
Тюленев

Глава 11

Структурно-типологические аспекты переводного текста

Les journalists qui font profession de science, en lutte avec ceux qui font profession d'esprit, verserent des flots d'encre3

J. feme'

В предыдущих главах говорилось о репрезентативности перевода на макроуровне, микроуровне и с культурологической точки зрения.

Однако этим не исчерпываются все аспекты репрезентативности перевода. Еще одним весьма важным его аспектом является учет ти­пологии и структуры переводимого текста. Без этого невозможно го­ворить о репрезентативности переводным текстом текста оригинала,

Речь о структурно-типологических аспектах переводного текста идет вслед за культурологическим по той причине, что нормативные требования, предъявляемые к тем или иным видам текстов, связаны не только с языковой природой последних. Не вызывает сомнения их культурная обусловленность, культурная конвенциональность. Други­ми словами, то, как, какими лингвистическими средствами следует оформлять тот или иной текст, каковы должны быть его экстралингви­стические параметры, зависит от того, в рамках какой культуры он создается, каковы традиции, диктующие автору или авторам правила его построения и в плане выражения, и в плане содержания.

Впрочем, основные жанровые характеристики определяемых видов текста все-таки похожи друг на друга и на известном уровне обобщения универсальны. Именно поэтому мы можем говорить о функциональных стилях вообще, которые, по сути, и несут в себе свойства, характеризующие те или иные виды текстов. В этом смысле, а абстрагируясь от деталей, мы говорим о научном стиле изложения, официально-деловом, публицистическом, разговорно-бытовом и художественном функциональных стилях, а не о русском или немецком научном стиле и т.п.

Таким образом, рассматривать структурно-типологические аспекты переводного текста в переводоведении, построение различного

рода текстов мы должны с учетом, во-первых, универсальных, наднациональных принципов и, во-вторых, некоторых более или менее существенных деталей, национальных особенностей построения и (оформления текстов в разных культурах, в разных странах.

Разнообразие текстов как произведений речи чрезвычайно велико. Иногда его образно называют «галактикой Гутенберга». При этом имеются в виду тексты, напечатанные в виде книг, статей и т.п. А ведь и до них, и даже в наше время параллельно им, существовало (и существует) множество рукописных текстов, написанных не на бумаге, а на других материалах (глиняных, восковых дощечках, камне, папирусных свитках и т.д.). И каждый текст передает мысли, идеи, просьбы, ощущения, волеизъявления и т.п. своего автора (авторов).

Попыткой хоть как-то разобраться во всем этом, кажется, необозримом разнообразии и является классификация текстов. Для ее составления формулируются критерии, согласно которым проводится разграничение текстов на типы. Наиболее распространенной и удобной для перевода представляется функционально-стилистическая классификация текстов.

Согласно этой классификации, каждый текст относится к одному из ограниченного числа так называемых функциональных стилей. Многие стилистические исследования в отечественной филологии основываются на системе функциональных стилей (иногда называемых также функциональными разновидностями языка), разработанной акад, В.В. Виноградовым. Чаще всего различают следующие функцио¬нальные стили: официально-деловой, публицистический, научный, Информационный, художественный, разговорно-бытовой. При этом во главу угла ставится идея о том, что все произведения речи создаются, чтобы выполнять определенные функции, главными из которых являются передача информации и произведение художественного эффекта на читателя или слушателя [См.: Виноградов; Современный рус-и язык; Арнольд; Солганик; Голуб].

Следуя этой классификации, мы будем характеризовать переводимые тексты с точки зрения принадлежности к одному из вышеназванных функциональных стилей, обращая внимание на то, какими свойствами обладают тексты, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, чтобы затем распространить полученные выводы на тексты, вновь создаваемые переводчиком. Это важно, по­скольку иначе текст перевода лишится своих репрезентирующих оригинал качеств. Если, например, оригинал — научная статья, пере­вод может оказаться чем-то другим, а значит, уже не сможет служить полноправной заменой оригинала.