Социальные роли и речевой стиль коммуникантов
К социально-ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы.
Как известно, понятие «социальная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.д.) положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от коммуникантов требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. Это необходимо для ориентировки в ситуации и выбора соответствующей манеры речевого поведения. Не случайно, когда представляют друг другу незнакомых людей, то называют одну из основных социальных ролей (например, «профессор Максаков»), остальные опознаются по внешнему виду человека или предполагаются сопутствующими называемой при представлении роли. Социальные роли могут быть:
симметричными или асимметричными – равными или неравными по социальному положению и возрасту (или по одному из критериев);
постоянными (пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст) – переменными (социальная роль в момент общения: пациент – врач, пассажир – кондуктор и т. п.).
Кроме того, участники общения различаются по:
доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоционально-чувственный).
степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интроверт);
объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).
По ходу общения могут быть выделены ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. Среди них можно назвать:
лидер, стремящийся повести за собой, убедить в своей правоте;
хозяин, следящий за общим ходом беседы, уравновешивающий интересы различных людей, неформально заботящийся об окружающих;
«капризный ребенок», способный нарушить любые запреты, выплеснуться с независимыми суждениями;
«гибкий человек», готовый приспособиться к различным ситуациям, и др.
Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемой ими коммуникативной стратегии и тактике. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи: одностильно говорящий – это тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание, в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость. Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции – тот, кто стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, но при этом умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями: от умеющих (желающих) до не умеющих (не желающих) слушать/слышать.
Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Обращение к речи официальной или поэтической, научной или бытовой, деловой или публицистической задается ролевой ситуацией.
Организация и развитие коммуникативного речевого акта также имеет свои особенности и закономерности.
Для того чтобы человек мог передать другому сообщение, он должен предварительно позаботиться о наличии или формировании общего социального опыта. Общность коммуникантов может быть самого разного свойства: общность языка, на котором они могут говорить; общность социального жаргона или профессионального языка, при помощи которого лучше достигается взаимопонимание; общность пола, семейного положения и т.д. Чем больше общий опыт, чем больше общих социальных связей, тем более точно будет понято адресатом посланное сообщение.
Затем требуется ввести предмет сообщения (тему) и удерживать ее в сознании слушающего путем периодического напоминания, уточнения.
При достаточно продолжительном разговоре говорящий более или менее обоснованно переходит от одной темы к другой. Наращивание объема информации (т.е. продуктивность сообщения) должна дозироваться в зависимости от подготовленности собеседника или аудитории. При этом говорящий организует и собственно коммуникативный аспект разговора: применяет приемы привлечения и удержания внимания слушателей, оформляет свое представление о характере и социальном статусе партнера или аудитории, выражает самооценку по отношению к собеседнику, принимая дружеский, официальный или снисходительный тон общения.
Структура разговора во многом формируется за счет попеременного включения в него участников. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия и связанности партнеров:
обсуждение общей темы или каждый говорит о своем;
частота использования другими партнерами предложений и суждений, высказанных кем-либо из участников.
Эти показатели могут характеризовать как авторитетность человека, чьи суждения привлекают наибольшее внимание, так и готовность (или неготовность) партнеров принять и признать чужое мнение.
Активность участия человека в разговоре, которая проявляется в частоте включения в него и продолжительности участия в нем, может свидетельствовать:
о степени заинтересованности человека как в теме разговора, так и в самом общении, в его участниках;
о самооценке человека (например, скромная молчаливость или самоуверенная неспешная разговорчивость);
об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний.
Отношение говорящего к реакции партнеров также является достаточно примечательной характеристикой и может иметь интеллектуальное и эмоциональное проявление. Интеллектуальная оценка обнаруживается как согласие с мнением партнера, его учет, оспаривание или противостояние. Эмоциональное отношение к вызванной реакции проявляется либо как удовлетворение, радость, либо как неудовлетворенность, раздражение, нетерпение, либо наблюдается эмоциональная глухота. Встречаются люди с выраженной склонностью к определенного вида реагированию на реакцию слушателей. Для положительного типа характерны уважительность к партнеру, готовность понять его и удовлетворить выраженную просьбу, терпеливость; для его антипода – преувеличенная «нет-реакция», нетерпеливость, раздражительность, нетерпимость к возражениям. Отношение к вызванной реакции партнеров составляет существенную характеристику человека и важный слой хода общения, влияющий на его конечный результат и общий тон.
Определенное значение среди коммуникативных приемов имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.
Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.
- Евдокимова е.В., Баранник а.С., Зайдман и.Н., Бессонова а.В.
- Специальность “Русский язык и литература”
- Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
- 1. Структура и содержание умк по дисциплине “Русский язык и культура речи”
- 1.1. Структура умк
- 1.2. Этапы разработки
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 2.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 2.3. Рекомендации по работе с литературой
- 2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
- 3. Программа курса “Русский язык и культура речи” (нефилологические специальности, иностранный язык); “Риторика” (специальность русский язык и литература) высших учебных заведений
- 3.1. Пояснительная записка
- 3.2. Цели и задачи дисциплины
- 3.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.4. Содержание курса
- 4. Литература
- Функциональные стили современного русского языка
- 4.1.3. Модуль 3. Культура устной речи
- 4.3. Общекультурный фонд. Словари
- 4.3.1. Толковые словари
- 4.3.2. Словари синонимов
- 4.3.3. Словари антонимов
- 4.3.4. Словари омонимов и паронимов
- 4.3.5. Этимологические словари
- 4.3.6. Словари новых слов и значений
- 4.3.7. Словари устаревших слов
- 4.3.8. Словари иностранных слов
- 4.3.9. Фразеологические словари
- 4.3.10. Словари собственных имен и названий жителей
- 4.3.17. Комплексные словари
- 5. Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
- 5.1. Поисковые системы
- 5.2. Форумы и конференции
- 5.3. Электронные издания педагогических журналов и газет
- 6. Фонд диагностических и оценочных материалов
- 6.1. Темы рефератов, сообщений, докладов
- 6.2. Перечень вопросов для итогового контроля
- 6.3. Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала*
- Культура общения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия в.И. Максимова «Русский язык и культура речи» и ответьте на следующие вопросы.
- Коммуникативная ситуация, ее составляющие
- Социальные роли и речевой стиль коммуникантов
- Практикум
- 1. Прочитайте текст из учебного пособия в.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» и ответьте на следующие вопросы.
- 2. Прочитайте тексты. Какова их основная мысль? Стиль? Что объединяет данные тексты? Выразите свое отношение к позициям авторов.
- 3. Охарактеризуйте все известные вам виды общения, приведите примеры.
- 4. Прочитайте текстовые фрагменты и на их основании сделайте вывод об уровне общей культуры говорящих.
- 5. Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.
- 6. Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
- Культура речи
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Сравните понимание культуры речи и риторики как особых речеведческих дисциплин (см. Теоретические положения, Хрестоматию, Пояснительную записку к Программе).
- 2. Как понимается риторика разными авторами? в чем они видят задачи риторики? Что изучает общая и частная риторика? Риторика как особая речеведческая дисциплина
- Общая и частная риторики
- 3. Что такое риторический идеал и как он изменялся в разные эпохи? Риторический идеал
- 2. Какие этапы в истории развития риторики можно выделить? в чем их особенность? Из истории ораторского искусства
- 1. Античная pumopuкa
- Риторика Древней Греции
- Риторика Древнего Рима
- Первые русские риторики
- Риторика м.В. Ломоносова
- 3. Прочитайте материал из учебного пособия л.А. Введенской, л.Г. Павловой «Деловая риторика». Ответьте на вопросы.
- Богатство и разнообразие словаря говорящего
- Непременное условие культуры речи – ее чистота
- Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- Точность – необходимое качество речи
- 4. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Речевой этикет
- Национальные особенности речевого этикета
- Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
- Особенности обращения как формулы речевого этикета
- 5. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы.
- Языковые нормы русского языка
- Практикум
- 7. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их. Определите, какая языковая норма нарушена.
- 9. Поставьте слова в разные формы, учитывая, что ударение в них неподвижно во всех формах.
- 10. Поставьте слова в указанную форму. Учитывайте подвижность или неподвижность ударения.
- 11. Поставьте в форму множественного числа существительные, если известно, что они имеют окончания:
- 21. Прочитайте юмореску о. Любченко. На чем основан ее комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? с каким стилем они связаны?
- 22. Сгруппируйте приведенные слова по стилистической окраске (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
- 23. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Кратко сформулируйте и запишите основные тезисы данного текста.
- 24. Прочитайте фрагмент текста и продолжите предложение «Деликатным можно назвать человека, который …»
- 25. Заполните таблицу формулами речевого этикета.
- 26. Приведите возможные примеры нарушения речевого этикета в следующих ситуациях. Приготовьтесь проиграть данные ситуации общения в аудитории, соблюдая этикетные нормы.
- 27. Прочитайте рассказ «Как ваше здоровье, дедушка?» Ответьте на следующие вопросы.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем
- Практикум
- 1. Сопоставьте приведенные высказывания. Обратите внимание на мысль, объединяющую их. Чем отличаются взгляды авторов на проблему использования невербальных средств общения?
- 2. Определите, какие эмоции и состояния выражает следующая мимика:
- 3. Опишите, как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он:
- 5. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, приведите несколько возможных вариантов.
- Понятие о речевоМ жанрЕ
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой и сравните разные определения текста. Выявите в них общее и отличное. Основные признаки текста
- Практикум
- 1. Определите тип текста в данных примерах. Докажите свое мнение.
- 2. Прочитайте предложенные тексты. Выполните следующие задания.
- 3. Составьте и запишите тексты-описания своей комнаты, или квартиры, или дома, учитывая особенности разных ситуаций общения. Определите цель своего высказывания:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Функциональные стили современного русского языка Теоретические положения Функциональные стили
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Разговорный стиль
- Типы собеседников. Типы и модели беседы
- Типы собеседников
- Художественный стиль
- Вопросник
- Хрестоматия
- 2. Прочитайте фрагменты учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман. Ответьте на вопросы, выполните задания. План
- Требования к содержанию и оформлению плана:
- Технология составления плана
- Технология подготовки тезисов будущего высказывания
- Конспект
- Технология составления моноконспекта
- Реферат
- Модель реферата-резюме
- Модель информативного монографического реферата
- Модель информативного обзорного реферата
- Технология составления обзорного реферата
- 3. Прочитайте фрагменты учебника л.А. Введенской, л.Г. Павловой, е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи». Ответьте на вопросы.
- Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Унификация языка деловых бумаг
- Речевой этикет в документе
- Реклама в деловой речи
- Практикум
- 7. Какой стиль речи и жанр вы выберете, как будете учитывать известные вам компоненты речевой ситуации, чтобы:
- 8. Прочитайте тезисы. Укажите особенности логики изложения материала. Что нового вы узнали о риторике и культуре речи?
- 9. Определите виды предлагаемых ниже конспектов и особенности их составления. «Разверните» эти конспекты, создав на их основе устные связные высказывания.
- 10. Прочитайте реферат статьи. Определите особенности структуры реферата, его вид. Какую роль играют в тексте реферата выделенные слова и словосочетания?
- 11. Составьте реферат статьи. Чем он будет отличаться от конспекта?
- 12. Напишите отзыв о понравившейся книге, фильме, которые вы рекомендуете прочитать или посмотреть.
- 13. Рассмотрите образцы документов. Ответьте на вопросы.
- 3. Образование.
- 4. Опыт работы.
- 8. Дополнительные навыки.
- Виды деловых писем Письмо-напоминание
- Ходатайство
- Информационное письмо
- Гарантийное письмо
- Письмо-приглашение
- Благодарственное письмо
- Сопроводительное письмо
- Коммерческий запрос
- Коммерческое предложение (оферта)
- Рекламация
- 14. Прочитайте тексты заявлений, оцените правильность их оформления.
- 15. Напишите заявление, используя необходимую форму и клише (см. Задание 13):
- 16. Прочитайте доверенность, написанную к.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект?
- 17. На основе предложенного в Задании 13 шаблона создайте доверенность на получение стипендии в кассе вашего учебного заведения.
- 18. Прочитайте тексты. Кому они адресованы? Что их объединяет? Чем они различаются? Определите их жанр, ответ обоснуйте.
- 20. Составьте устную неофициальную характеристику героя вашего любимого фильма или книги.
- 21. Определите жанр данного текста, выявите ошибки и стилистические нарушения, отредактируйте текст, запишите исправленный вариант.
- 22. Создайте текст делового письма одного из видов (см. Задание 12).
- 23. Какие слова в данных предложениях употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.
- 24. Прочитайте юмористический рассказ л.Треера «Докладная записка». На чем основан комический эффект рассказа? Какие жанры в нем сочетаются? Языковые средства каких стилей можно выявить?
- 25. Прочитайте тексты. Определите по словарю значения непонятных вам слов. С какой целью написаны тексты? Выделите в них основные признаки публицистического стиля.
- 27. Найдите в газетах, журналах публицистические материалы, определите их цель, выявите языковые средства. Литература Основная
- Дополнительная
- Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент параграфа из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Структура дискуссионной речи. Тезис и аргументы
- 3. Прочитайте параграф «Уловки в споре» из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Уловки в споре
- Практикум
- 1. Прочитайте теоретический материал в Задании 1 Хрестоматии. Подберите аргументы разных видов в защиту тезиса и антитезиса.
- 2. Определите вид ошибки в аргументации.
- 3. Прочитайте фрагмент рассказа в. М. Шукшина «Срезал». Ответьте на следующие вопросы.
- 4. Проанализируйте теоретический материал в Задании 3 Хрестоматии. Прочитайте сказку л. Н. Толстого «Праведный судья». Ответьте на вопросы.
- 5. Прочитайте отрывок из рассказа а. П. Чехова «в пансионе». Ответьте на следующие вопросы:
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные подготовке к выступлению, и ответьте на вопросы.
- Организационный момент в аудитории
- Выработка уверенности в себе
- Психологическая и физическая подготовка к выступлению
- Приемы борьбы с волнением во время выступления
- 3. Прочитайте фрагмент из учебника и.А. Стернина «Практическая риторика» и ответьте на вопросы.
- Проблема первого впечатления
- Личность оратора
- Внешность
- Манера выступления
- Расположение и движение оратора в аудитории
- Жесты оратора
- Голос и интонация оратора
- 3. Прочитайте фрагменты из учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика» о реакции оратора на поведение слушателей. Ответьте на следующие вопросы.
- «Чтение» оратором аудитории
- Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления
- Ответы на вопросы аудитории
- 4. Прочитайте фрагменты учебника и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные аргументации в публичном выступлении, дополните изученный теоретический материал по теме, ответив на вопросы:
- Понятие аргументации
- Цели аргументации
- Способы аргументации
- I. Нисходящая и восходящая.
- II. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
- III. Индуктивная и дедуктивная аргументация.
- IV. Опровергающая и поддерживающая аргументация.
- Помехи восприятию аргументации
- Общие правила и приемы эффективной аргументации
- Практикум
- 1. Прочитайте фрагменты речей, определите их род. Выявите все текстовые признаки. Как авторы учитывают фактор аудитории? Какие используют способы привлечения и удержания внимания аудитории?
- 2. Прочитайте вступления речей выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы? Какие еще способы начала выступления вы знаете?
- 3. Проанализируйте примеры заключений речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие еще варианты завершения речи вам известны?
- 4. Предложите вступление и заключение к данным 1-2 темам публичных выступлений так, чтобы они были взаимосвязаны. Запишите их.
- 5. Прочитайте фрагмент фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Выявите средства, создающие комический эффект.
- 7. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».
- 9. Оцените убеждающую или призывающую к действию речь по следующим критериям.
- 10. Познакомьтесь с текстами воодушевляющих выступлений. Найдите и запишите использованные в них выразительные средства языка.
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия г.В. Бороздиной «Психология делового общения» и ответьте на следующие вопросы.
- Деловая беседа как основная форма делового общения
- Психологические аспекты переговорного процесса
- Создание благоприятного психологического климата во время переговоров
- Формирование переговорного процесса
- 13 Рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, сша)
- 2. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Этика деловых отношений» под редакцией а.Я. Кибанова и ответьте на следующие вопросы.
- Этикет делового человека
- Практикум
- 1. Выполните задание, представив себя в ситуации:
- 2. Прочитайте тексты. Сравните их. Определите тему, основную мысль. Что их объединяет? к каким стилям они относятся? Докажите.
- 11. Составьте устные высказывания в соответствии с предложенными речевыми ситуациями. Определите нормы речевого поведения в данных ситуациях, руководствуясь изученным материалом.
- 13. Разделитесь на команды по 3-4 человека. Разработайте стратегию и продумайте ход деловой беседы на самостоятельно выбранную тему. Примерное содержание (вопросы) для деловых бесед.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте материал из учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман и ответьте на следующие вопросы:
- Доклад: подготовка и выступление
- Технология подготовки доклада
- 2. Прочитайте фрагмент учебного пособия н.М.Тимченко «Искусство делового общения» и ответьте на вопросы.
- Нужна ли образность в научных выступлениях?
- Практикум
- 2. В процессе слушания докладов ваших одногруппников подготовьте по 2-3 вопроса выступающим.
- 3. Проанализируйте выступление сокурсника по следующей схеме.
- Литература
- Тема 5. Педагогическое общение Теоретические положения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия н.А. Ипполитовой «Педагогическая риторика». Ответьте на вопросы.
- Стили и приоритеты педагогического общения
- Особенности педагогического говорения
- Практикум
- 2. Охарактеризуйте реплики учителя с точки зрения их эффективности. Какова коммуникативная задача каждого из участников диалога?
- 4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:
- 6. Найдите ошибки в речи учителя и исправьте их.
- 10. Задание {{ 2 }} тз № 135
- Орфоэпический словарь
- Упражнение № 3
- Упражнение № 4
- Упражнение № 5
- Упражнения на развитие голоса Упражнение № 1
- Упражнение № 2
- Упражнение № 3