logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Практикум

1.Попытайтесь сами определить данные ниже понятия, затем обратитесь к «Глоссарию», сравнив свое определение с данными в словаре формулировками (с точки зрения точности, полноты, правильности): культура речи, общение, коммуникация, коммуникативная компетенция, речевое поведение, речь, языковая личность.

2.Выберите те сочетания, которые, по вашему мнению, отвечают нормам литературного языка. Назовите эти нормы, найдите предложения, в которых допущены ошибки, исправьте их.

Ключи на брелоке; в семье двое девочек; прозрачный тюль; нести в обоих руках; белый пуловер; дверь открывается вовнутрь; оплатите за проезд; отзыв на курсовую работу; согласно приказу; скучаю по вам; находится на бюллетене.

3. Расставьте ударение в названиях художественных фильмов, прочитайте.

«Августовская рапсодия»; «Афера Томаса Крауна»; «Бармен из Золотого якоря»; «Боязнь сцены»; «В мертвой петле»; «Заговор обреченных»; «Знахарь»; «Игра без козырей»; «Когда казаки плачут»; «Кружева»; «Ехали два шофера»; «Жаворонок»; «Заклятые друзья».

4. Используя орфоэпические словари, расставьте ударение.

Агент, алкоголь, высоко, добыча, досуг, жалюзи, завидно, звонит, каталог, квартал, кран/краны, красивее, километр, лифт/лифты, маркетинг, мастерски, мусоропровод, некролог, намерение, обеспечение, оптовый, приданное, проведено, по средам, свекла, торт/торты, умерший, цемент, шарфы, щавель, эксперт, экскурс.

5.Прочитайте слова, выпишите из них те, в которых современная норма допускает только произношение шн.

Булавочный, будничный, алчный, булочная, горчичник, вечность, горничная, гречневый, двоечник, конечно, копеечный, коричневый, лавочник, лоточник, молочник, нарочно, подсвечник, скрипичный, скворечник, сливочный, точный, яичница.

6.Запишите в исправленном виде словосочетания существительных с прилагательными, употребленные с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнет в один присест,

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу;

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб все пустить в труху?

Но есть обжора – Время –

Вот кто живет в шкафу.

Б. Ю. Норман