logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Конспект

Сравните два определения конспекта. Какому и почему Вы отдадите предпочтение?

1. Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для конспектирующего информации (Педагогическое речеведение: словарь-справочник. С.65.)

2. Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, – вот что такоеконспект. Следовательно, конспект одновременно должен содержать: планы, тезисы и выписки; или планы и тезисы; или тезисы и выписки; или планы и выписки.

От латинского conspectus – обзор. Краткое изложение, существенная запись чего-то. «Образно говоря, конспект – это скелет текста, в котором позвоночником является план» (Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бодаренко С.М. Когда книга учит). Конспектирование – это активный способ не только понимания и запоминания информации, но и концентрации внимания на читаемом (слышимом). Конспектирование лекций более эффективно и требует меньше времени и затрат сил, чем извлечение этой же информации из других источников.

В отличие от тезисов,содержащих только основные положения, ивыписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации. Действительно, то, что вначале при чтении и конспектировании кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным, оно трудно запоминается (Гецов Г.Г.).

Из-за универсальности конспектов к ним можно с успехом обращаться даже через несколько лет после написания.

Критерием качестваконспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, после забывания фактов, подробностей, деталей, а также использовать этот конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье.

На страницах конспекта может быть отражено отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы потом, при использовании своей записи, легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса. Для этого используются пометы на полях. Удобнее всего составлять конспект на основе тезисов и (или) плана. Для этого страница делится на три / четыре части. В первой части записывается план, во второй – тезисы к каждому пункту плана, в третьей – конспект, т.е. осуществляется развертывание тезиса. При такой записи можно не к каждому пункту плана выписывать тезис, если по плану и так понятно, о чем речь; не каждый тезис нуждается в конкретизации в конспекте. Составляя такой конспект на основе плана и тезисов, автор четко представляет структуру текста–источника, с которым он работает. Такая методика полезна также при начальном обучении конспектированию. Важно только обратить внимание, что план и тезисы записываются с большими пробелами, чтобы каждый пункт был напротив той части конспекта, к которой он относится. Четвертая графа, если она есть, предназначена для пометок читателя, составителя конспекта. В ней могут ставиться вопросы, записываться возражения, отмечаться главное.

План

Тезисы

Конспект

Комментарий

При отсутствии первых двух частей (плана и тезисов) в графе «комментарий» могут указываться микротемы конспекта.

Для того чтобы грамотно пользоваться конспектом в дальнейшей работе, необходимо внимательно выписать выходные данные конспектируемого источника: автор, название работы (тема лекции), выходные данные (см. тему «Библиография»). А при составлении цитатного или свободного конспекта следует использовать кавычки для обозначения «чужого» текста и указывать страницы, на которых расположена та или иная цитата.

Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Составляя конспект, нельзя смешивать связность логическую и связность языковую. Нередко, стремясь к «связности», строгую, краткую, наглядную форму изложения, связывающую текст лишь логически, заменяют неяркими пространными словесными связками. Стремиться к форме связного пересказа можно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости.

Важно различать двавозможныхэтапаработы: над составлением конспекта и по конспекту, с самим конспектом. Как Вы думаете, что представляет собой дальнейшая работа над конспектом после его составления?

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: 1) плановые; 2) текстуальные (цитатные); 3) свободные; 4) тематические.

Плановый конспектлегко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определённая часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учётом целей конспектирования, этот конспект – один из наиболее ценных, он помогает лучше усвоить материал ещё в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти в процессе создания конспекта. Он учит последовательно и чётко излагать мысли, работать над книгой, обобщая её содержание в формулировках плана. При наличии навыка этот конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книги, сделанные при её чтении.

Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, в конспекте даются точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановымконспектом, т.е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причём во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинников-цитат. Иногда его называютцитатным, при этом обязательно следует указывать страницы первоисточника, чтобы потом можно было делать ссылки. Текстуальные выписки могут быть связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Даже если при составлении конспекта читатель не совсем разобрался в сути записанных положений, он может потом их осмыслить, так как все мысли автора приводятся без искажения. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить истинность/ложность положений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. В последнем случае всё равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. При этом помогают комментарии на полях.

Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.

Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует внимание и память, по нему трудно отвечать без предварительной специальной подготовки.

Иногда текстуальный конспект при последующей разработке его или даже в процессе создания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект (иногда его называютсмешанным, что дублирует терминологию другой классификации – по степени сжатия) сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения самостоятельно чётко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества. Можно сказать, что свободный конспект, пожалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует своё умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Важно только правильно понять, осмыслить положения автора и записать их чётко, логично, без искажений. Если Вы не уверены в точности, правильности своего понимания, лучше трудное для осмысления положение записать в виде цитаты.

Над свободным конспектом приходится много работать.

Тематический конспект даёт более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлечённых источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определённую тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержание каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая её, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, вспоминать событие, факт, мысль, теорию, книгу или статью, в которой Вы встречали то или иное нужное Вам в этот момент положение.

Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определённую тему, с использованием одного или – чаще – нескольких источников.

Тематический конспект и обзорный тематический конспект во многом похожи на реферат, чаще всего они составляются на основании предварительно подготовленных конспектов других видов или выписок и тезисов.

Некоторые выделяют и хронологический конспект,относя его к обзорному тематическому конспекту. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий. От обзорного он отличается тем, что при его подготовке может быть использован один источник, если в нем достаточно подробно и полно представлена временная канва событий. В случае необходимости отдельные факты или подробности дополняются из других источников. Хронологический конспект, в отличие от обзорного, более краткий. Обычно он используется при работе с текстом, насыщенным важными для конспектирующего датами (например, биография писателя или ученого). Нам представляется, что хронологический конспект может быть как текстуальным, так и свободным, вряд ли его отнесение к обзорным конспектам обоснованно.

Тематические конспекты обзорного характера особенно нужны при работе над теми источниками, полностью конспектировать которые для решения данной задачи представляется лишним.

Во всех случаях обращения к нескольким источникам обязательно следует указать их автора, название и выходные данные.

Конспектирование включает несколько этапов: 1) отбор из текста самой существенной информации; 2) сокращение отобранной информации: 3) перевод информации на свой язык (для всех видов конспектов, кроме текстуального); 4) запись этого сокращенного текста.

Что нового о процессе конспектирования Вы узнали? Подумайте, как эти знания помогут Вам в формировании умения конспектировать.