logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Технология составления моноконспекта

I. При конспектированииустной речиважно не писать все подряд, а, воспринимая информацию, отбирать значимую, сжато переформулировать ее. Именно поэтому (если лектор не диктует) сначала необходимо выслушать фрагмент, а потом его записать, используя привычные для конспектирующего сокращения слов и способы фиксации (схема; опорный конспект; стрелочки, отражающие взаимосвязи; цветовое выделение заголовков, отражающих части темы, подтемы; рубрикация при помощи римской и арабской нумерации частей).

Известное можно записывать в форме плана или тезисов, чтобы сохранить логику изложения материала.

При этом необходимо фиксировать также примеры, так как во время аудирования лекции кажется, что все они останутся в памяти, но со временем примеры забываются, а без них многие записанные положения становятся неясными.

II. Если Вы конспектируетеписьменный текст, то целесообразен следующий порядок действий:

1. Прочитайте текст, определяя в процессе чтения ту информацию, которая представляется значимой, новой для конспектирующего, предварительно планируется для последующих записей (в собственной книге можно карандашом отмечать необходимые части текста).

2. Определите цель составления конспекта, его назначение (для усвоения новой информации / ее длительного хранения); адресат (для себя / для другого).

3. Исходя из целей (см. п. 2), определите вид конспекта (плановый, текстуальный, свободный) и приемы конспектирования: будете ли вы составлять предварительно план и тезисы, делать свои комментарии; будете ли вы использовать цифровую и буквенную рубрикацию (I.1.I.2. 1.1; 1.2: а); б); в).I.3.II.1.II.2. и т.д.), которая облегчает процесс конспектирования и последующее восприятие конспекта, если исходный текст представляет собой систему подчиненных друг другу тем, подтем.

4. Оформите заголовочную часть конспекта: автор работы, ее название, выходные данные.

5. Определите, какую информацию вы исключите при конспектировании исходного текста.

6. Определите, какую информацию вы сожмете, обобщив несколько предложений, абзацев, глав.

7. Если вы готовитеплановыйконспект, то:

• составьте первоначальный план в соответствии со структурой первоисточника, отражая его микротемы в каждом пункте плана (проще всего использовать вопросную форму плана);

• если для вас не важна структура первоисточника, то после составления хронологического плана определите, какие микротемы не значимы для вашего конспекта, исключите эти пункты;

• для схематическогопланового конспекта получившиеся пункты плана расположите в логической последовательности того значимого материала, который вы будете конспектировать;

• напротив пунктов плана запишите в свободной или цитатной форме их конкретизацию из исходного текста (если план вопросный, то формулировки конспекта будут ответами на эти вопросы).

Если вы работаете надтекстуальным конспектом, то:

• определите те цитаты, которые необходимо выписать;

• выписывая текстовые фрагменты, сразу помечайте в конспекте страницы, откуда взяли цитаты.

Если вы работаете надсмешанным конспектом, то:

• выписывая цитату из текста, оформляйте ее в кавычках, указывая страницы;

• переформулируя цитату или фрагмент текста, проверяйте адекватность своего изложения, чтобы не исказить мысль первоисточника;

• между цитатами включайте связки, которые позволят увидеть логику исходного текста, сделают ваш конспект связным текстом.

8. Если при составлении свободного, смешанного или текстуального конспекта вы не использовали рубрикацию, то на полях можно записать микротемы, которые раскрываются в каждой части вашего конспекта, тогда вы быстро найдете необходимую информацию, не перечитывая его полностью.

Для последующей работы с конспектом и лучшего осознания законспектированной информации на полях целесообразно фиксировать свои замечания, относящиеся к содержанию первоисточника.

Сопоставьте данную технологию подготовки конспекта с составленной вами инструкцией написания тезисов.