logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Риторика Древнего Рима

Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:

доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов;

доставить слушателям эстетическое удовольствие;

воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.

«...наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, – подчеркивал Цицерон. – Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие–честь, оказываемая слушателю, производитьже сильное впечатление необходимо». Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими. Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Сохранились и изданы речи Цицерона, а также его письма.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Спб, 1834). Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

Развитие риторических традиций в России