logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Литература

Основная

1. Культура русской речи. Учебник для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М., 1999.

2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2002.

Дополнительная

1. Бороздина, Г. В.Психология делового общения. – М., 2000.

2. Новичихина, М. Е.Ведение спора. – Воронеж, 1994.

3. Поварнин, С. И.Спор о теории и практике спора. – СПб., 1996.

4. Стешов, А. В. Как победить в споре: О культуре полемики. – Л., 1991.

Тема 2. Публичная речь

Теоретические положения

Публичное выступление

Публичная (ораторская) речь– особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке бытового, делового, научного, юридического, общественно-политического или религиозного общения.

В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия:социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).Некоторые ученые выделяют также военное, деловое, торговое красноречие. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

К социально-политическому красноречиюотносят выступления, посвященные вопросам политики, экономики, права, этики, культуры, произносящиеся в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях, конференциях; к академическому– учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение; к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым; ксоциально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи; к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе; квоенному – инструктивная речь, воодушевляющая речь, речь-приказ; к деловому – доклад, отчет во время совещания, переговоров; к торговому – реклама, речь на презентации товара.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и общие методические установки.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Выбирая тему, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Удачная формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Цели выступлений могут быть следующими:

развлечь, потешить слушателей;

создать необходимое настроение (приподнятое, торжественное и др.);

сообщить новые сведения о предмете речи, пробудить любознательность;

убедить в своей правоте;

призвать к активным действиям.

После определения тематики выступления и его цели следует этап поиска и отбора материала. В методической литературе определеныосновные источники, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним относятся:

официальные документы;

научная, научно-популярная литература;

справочная литература: энциклопедии, энциклопедические словари, словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари (толковые, иностранных слов, этимологические, синонимов и др.), статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

художественная литература;

статьи из газет и журналов;

передачи радио и телевидения;

результаты социологических опросов;

собственные знания и опыт;

личные контакты, беседы, интервью;

размышления и наблюдения.

Приемами поиска материала будут следующие действия:

Припоминание ранее читаемой литературы по теме выступления.

Просмотр личной библиотеки или каталога, каталогов в библиотеке, перечня опубликованных за истекший год статей в последних номерах журналов, библиографических изданий (летописей книг, журналов и т. п.), справочников.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать то, что можно будет использовать в речи, т. е. прочитать соответствующие разделы, сделать нужные записи, систематизировать материал и т. д. Во время чтения важно осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были получены ранее. Это помогает анализировать и систематизировать материал, делать необходимые выводы.

Настоящая подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи в соотнесении с характером предполагаемой аудитории.

Организация материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Больше того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи.Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию темы, привлечь их внимание. Для этого могут использоваться следующиеприемы: апелляция к событию, времени, месту; обращение к жизненным интересам слушателей; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из жизни, о прочитанном; цитирование знакомого; цитирование знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; постановка проблемного вопроса и ответ на него; риторический вопрос.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. В заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении также подчеркивается значение сказанного, перед слушателями ставятся конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Так, чтобы удержать внимание слушателей при завершении выступления, оратор может воспользоваться специальнымиприемами:подытоживающее повторение; иллюстрация; цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; кульминация; обобщающий вывод; комплимент аудитории; обращение к слушателям; юмористическая концовка; благодарность за внимание

Наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Для главной части также существуют особыеприемыпривлечения, поддержания и концентрации внимания слушающих: вопросы к аудитории; организация дискуссии; обращение к отдельным слушателям; авансирование; акцентировка отдельных слов, фраз, мыслей; неожиданное краткое отвлечение от темы; физическое привлечение внимания; усиление эмоциональности речи; использование юмора. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Другое правило в расположении мыслей состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной.

Структура главной части зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям.Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Располагая доводы в своей речи, оратор должен опираться на принцип усиления, из которого следует, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к речевому высказыванию: нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем, шаблонное, трафаретное построение речи.

В ораторской речи происходит своеобразная контаминация книжных и разговорного стилей. Социально-бытовые речи включают лексику, несущую в себе положительную оценку, имеющую высокую стилистическую окраску, в них ощущается влияние литературно-художественного стиля. Социально-политические речи подвержены значительному воздействию официально-делового или публицистического стиля, поскольку нередко оратор готовится к выступлению по материалам документов или газет, академические речи находятся под воздействием научного и разговорного стилей. Происходит сложный синтез стилистических элементов, использование которых зависит от вида, темы и целей речи.

Выбор функционально-смыслового типа речи: описания, повествования или рассуждения – зависит от объекта публичного выступления и цели высказывания.

Язык выступления должен быть, конечно, грамотным с литературной точки зрения, эмоциональным; нарушение литературной нормы и ее сухость снижают действенность речи.

Оратор и его аудитория

Высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающим и слушателями. Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

Для установления контакта необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся о нем общественное мнение. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория. К признакам однородности аудитории относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Приемы, используемые в малочисленной и многочисленной аудитории, манера поведения оратора, форма преподнесения материала, обращение будут различными. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Влияние слушателей друг на друга осуществляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители, поэтому внимание слушателей привлекает внешний вид оратора. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора, им также не безразлично, куда смотрит оратор. Зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Психологи предупреждают: при чтении текста с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17%.

Для того чтобы добиться воздейственности и результативности выступления, необходимо установить контакт со слушателями и поддерживать его на протяжении всей речи, говорить ярким, образным и убедительным языком.

Выразительность выступления обеспечивают за счет эмоциональных, экспрессивных, оценочных и образных средств языка: эмоционально-оценочные слова и выражения, фразеологизмы, вопросительные и восклицательные предложения, а также тропы и фигуры, которые делают речь яркой и образной. К ним относятся метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, литота, анафора, повтор, инверсия, синтаксический параллелизм, эллипсис и др.

Первым источником субъективности речи и ее контактности являются личные местоимения первого и второго лица: «Я», «Вы», «Мы» со значением ″лекторское «мы»″ - собственно оратор и значением ″мы совместное″ - оратор и слушатели, оратор и относящиеся к нему лица.

В речи часто прибегают к использованию некоторых местоименных конкретизаторов, которые усиливают степень контактности: мы с вами, мы вместе, мы все, мы все слушатели, мы все вместе с вами, вместе с вами мы...

Другим средством контакта являются глагольные формы. Глагольная форма объединяет оратора со слушателями и выражает их совместное мнение: вернемся, посмотрим, скажем, проясним, оговоримся, конкретизируем, поясним, будем откровенны, попробуем понять, отметим и т. п.

Средством установления контакта можно считать и некоторые вводные конструкции, содержащие обращения к слушателям: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как видите, как вы знаете, как мы знаем, как вы убедились и др. С помощью вводных конструкций оратор подготавливает сообщение новой информации, сопоставляя ее с уже имеющейся.

Можно использовать и конструкции с изъяснительными придаточными, имеющими императивную окраску: ясно, что...; известно, что...; понятно, что...Они имеют добавочные оценочные оттенки.

Контактность речи создают также побудительные предложения, например: согласитесь, прочитайте, подумайте, возьмите, считайте, отметьте, запомните, проанализируйте, возразите, решайте. Они обращены к слушателям, призывают их к определенным действиям.

Установлению контакта с аудиторией и привлечению внимания к информации служит вопросно-ответное единство. Оно создает ситуацию непосредственного общения со слушателями и придает сообщению непринужденный, разговорный характер. Оратор задает вопрос и сам отвечает на него. Вопросы слушателей он может прогнозировать.

Конкретной, предметной, доходчивой и убедительной делает речь умело подобранный фактический и цифровой материал. Факты выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явления. К ним предъявляются также требования актуальности и убедительности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей речи, направленности на учет интересов и потребностей слушателей.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.

Сила аргумента – понятие относительное, так как она зависит от ситуации, эмоционально-психического состояния слушателей и многих других факторов – пола, возраста, профессиональной подготовки аудитории и т. д. Однако можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве аудиторий. К таким аргументам относят обычно следующие: научные аксиомы, положения законов и официальных документов, законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально, заключения экспертов, ссылки на признанные авторитеты, цитаты из авторитетных авторов, источников, показания очевидцев, статистические данные.