logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

1. Сопоставьте приведенные высказывания. Обратите внимание на мысль, объединяющую их. Чем отличаются взгляды авторов на проблему использования невербальных средств общения?

А) Как много дум невнятных выражает

Один уныло-долгий взор;

И сей беззвучный разговор

Одно лишь сердце понимает!

Язык очей – язык красноречивый,

Внимай ему в час вдохновенный тот,

Когда поэт, мечтой своей счастливый,

Не говорит и не поет.

Н. С. Теплова

Б) А чего только мы не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем, просим, отказываем, восхищаемся, раскаиваемся, пугаемся, приказываем, подбадриваем, поощряем, обвиняем, прощаем, презираем, рукоплещем, благословляем, унижаем, превозносим, чествуем, радуемся, сочувствуем, огорчаемся, удивляемся, восклицаем. Столько же самых различных вещей, как и с помощью языка! Кивком головы мы соглашаемся, отказываем, приветствуем, чествуем, почитаем, спрашиваем, выпроваживаем, потешаемся, ласкаем, покоряем, грозим, уверяем, осведомляем. А чего только не выражаем мы с помощью бровей или с помощью плеч! Нет движения, которое не говорило бы, и притом на языке, понятном всем без всякого обучения ему, на общепризнанном языку.

М. Монтень

В) Интерес к жесту в истории европейского языкознания известен еще с античных времен, когда проблема происхождения языка выдвинула теорию первоначального возникновения жестового языка, на базе которого развился звуковой язык… Изучение жестового языка в наше время активизировалось благодаря исследованиям семиотики, социолингвистики и теории коммуникации.

А. А. Акишина

Г) Невербальные движения выражают то же самое значение, что и речь:

невербальные движения предвосхищают значения, переданные речью;

невербальные движения выражают значения, противоречащие содержанию речи;

невербальные движения могут заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерения говорящего продолжать свою реплику, на поиск подходящего слова;

невербальные движения могут заменять отдельные слова или фразы;

невербальные движения могут регулировать поток речи, акцентировать ту или иную часть невербального общения.

В. А. Лабунская