logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

10. Задание {{ 2 }} тз № 135

Соответствие речевой формулы варианту заключения:

"Так не будем уподобляться герою из комедии А.С. Грибоедова, который был убежден, что "... уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь".

Призыв

"Было очень приятно выступать перед вами. Не часто встретишь столь подготовленную и заинтересованную аудиторию".

Интригующая концовка

Обращение к аудитории

Подытоживающее повторение

11. Задание {{ 54 }} ТЗ № 54

Структура логического доказательства:

Тезис

Аргументы

Демонстрация

12. Задание {{ 62 }} ТЗ № 62

Основные черты аргументации:

£целенаправленность

£социальный характер

£восприятие разумом

£ссылка на неосведомленность

£выраженность посредством речи

13. Задание {{ 58 }} ТЗ № 58

... ударение выделяет слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания.

14.Задание

Виды спора:

£дискуссия

£полемика

£диспут

£дебаты

£аргументация

Приложение

Глоссарий

Понятие

Определение

Виды общения

различаются следующие виды:

  1. по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактное–дистантное;

  2. по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: непосредственное–опосредованное;

  3. с точки зрения формы существования языка: устное–письменное;

  4. с точки зрения письменной и постоянной позиции я-говорящего и ты-слушающего: диалогическое–монологическое;

  5. с точки зрения количества участников: межличностное–групповое–массовое;

  6. с точки зрения и взаимоотношений общающихся: частное–официальное.

Вопрос

обращение, требующее ответа, побуждение к речевой деятельности, к передаче сообщения. Вопросы по своей структуре и, как следствие, по характеру ответов на них, могут различаться. Известны общие вопросы, требующие от собеседника утверждения или отрицания гипотезы, сформулированной в них (Ты придешь завтра? – Да, приду./ Нет, не приду.); конкретизирующие вопросы, требующие уточнения чего-то, обычно обозначаемого специальным вопросительным словом (Когда ты придешь?); альтернативные вопросы, в которых предлагаются на выбор собеседнику две гипотезы (Ты придешь сегодня или завтра?). В реальности многие вопросы и ответы на них имеют комбинированный характер.

Говорение

продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На этапе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, интересы, психологическая готовность к коммуникации и пр.) и т.д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. На этапе осуществления процесса Г. большую роль играет способность выразить в устном сообщении речевое намерение говорящего (в том числе при помощи интонации, мимико-жестового кода). 4. Контроль осуществления коммуникативной деятельности происходит как в течение всего процесса говорения (самоконтроль), так и после него (ответные действия участников речевого общения и пр.).

Продуктом говорения является речевое высказывание (текст), речевое сообщение.

Деловое (служебное) письмо

жанр служебной переписки, характеризующийся предельной рациональностью в построении высказывания, высокой стандартизованностью (т.к. однотипны многие производственные ситуации). В Д.П. можно выделить такие, например, содержательные аспекты: характер сообщения; выражение просьбы, требования, пожелания; мотивировка действия; выражение отказа или согласия. Деловые письма составляются, а не пишутся. Существование моделей и их речевых вариантов, т.е. стандартов, значительно облегчает составление деловых писем.

Диалог

разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом восприятии собеседника). Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется стимулом, т.к. побуждает собеседника к ответной реплике или действию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

Дискуссия

публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Диспут

публичный спор на научную или общественно важную тему, в процессе которого сталкиваются разнообразные (не только противоположные) точки зрения.

Жанр

форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т.е. воспроизводимых моделей и структур в речевых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного общения.

Жесты

это воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие слушателей, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму.

Понятие Ж. включает, таким образом, как значимые движения рук и головы, так и телодвижения, выполняющие коммуникативную функцию.

Инструкция

руководящие указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. Устную форму И. чаще называют инструктированием или инструктажем.

Интонация

звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование; различает части высказывания соответственно их важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы (фразы, их фрагменты); различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров; является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя; выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: скорость движения (быстро – медленно, ускорение – замедление), размеры предметов (большой – маленький, толстый – тонкий, высокий – низкий) и т.п.

Качества речи (коммуникативные качества речи)

это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность. К.р. выделяются на основе соотношения речи и неречевых структур, таких как язык, мышление, сознание, действительность.

Коммуникативная деятельность учителя

это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует взаимоотношения между обучаемыми.

Коммуникативная компетенция

приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую к., предметную к., лингвистическую к. и прагматическую к.

Коммуникация

сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

Конспект

особый вид текста, В основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя К. от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Конфликт

столкновение сторон, мнений, сил. Предметом К. могут быть различные аспекты производственной и внепроизводственной деятельности людей. К. могут возникать среди коммуникантов как по «горизонтали» (на одном уровне), так и по «вертикали» (на разных уровнях). Преодолению К. способствует практика совместной его диагностики самими участниками К., снятия избыточной эмоциональности межличностных взаимоотношений, совместное проектирование позитивного, управляемого К., его компромиссного или альтернативного разрешения.

Культур речи

это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач;

раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации и оптимизации общения.

Мимика

выразительные движения мышц лица, обнаруживающие психическое состояние человека, главным образом его чувства.

Мимические движения совершаются обычно непроизвольно. Однако они могут вызываться и произвольно, что дает человеку возможность пользоваться ими в тех или иных целях сознательно. Мимика широко используется в актерском искусстве, иногда ею пользуются также ораторы, лекторы, педагоги (в этих случаях требуется очень большой такт и чувство меры – чрезмерная мимика вызывает неодобрительную реакцию слушателей, учащихся).

Монолог

Это устное или письменное высказывание одного человека. Монолог– это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность.

Общение

Сложный многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния индивидов, выполняющий информационно-коммуникативные, когнитивные и эмоционально-экспрессивные функции.

Педагогическое общение

Система многофункциональная. Педагог в своей деятельности выступает как источник информации, как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений, при этом он развивает детей, обучает их и воспитывает. Оптимальное П.О. – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности, творческого характера учебной деятельности и развития учащихся, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера») и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

Письменная речь (письмо)

Продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

Полемика

Острый спор при обсуждении, выяснении каких-либо проблем, вопросов, при котором каждая из сторон стремиться отстоять свою точку зрения.

Реклама (рекламный текст)

Текст, в основе которого лежит представление фирмы, товара, услуги с тем, чтобы привлечь внимание потребителя, заинтересовать его, убедить в преимуществах рекламируемого объекта.

Реферат

Вторичный текст, по смыслу приближенный к первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Он не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки референтом освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку самого читателя.

Речевая деятельность

Вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля.

Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

Речевая ситуация.

Ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия.

Совокупность компонентов ситуативного контекста, значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Система признаков для описания речевой ситуации следующая:

  1. участники (адресант, адресат, аудитория),

  2. предмет речи,

  3. обстоятельства (место, время, др. значимые условия),

  4. канал общения (способ осуществления коммуникации) – используется ли устная или письменная речь, условные знаки и прочее,

  5. код (язык, диалект, стиль),

  6. речевой жанр (например, научный доклад),

  7. событие (например, научная конференция, одной из ситуаций которой является ситуация научного доклада),

  8. оценка эффективности речи (заинтересовал ли доклад слушателей),

  9. цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (осуществилось ли общение, сообщение или воздействие).

Речевое поведение

Это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта.

Речевой этикет

Система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности).

Речевые жанры

Относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями.

По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению монологической и диалогической речи различаются, например, следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка и т. п.

Речь

Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.

Слушание (аудирование)

Рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

Виды слушания в зависимости от типа установки на смысловое восприятие текста: глобальное (для этого, например, ставится задача – определить тему, сказать, о чем шла речь); детальное (например, требуется воспроизвести услышанное подробно, в деталях); критическое (например, нужно дать оценку, критически проанализировать услышанное).

Стили педагогического общения

Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Выделяются следующие типичные С.П.О., суть которых отражается в их наименованиях: общение-устрашение; общение-заигрывание; общение с четко выраженной дистанцией; общение дружеского расположения; общение совместной увлеченности познавательной деятельностью.

Стили управления

Обобщенные социально-психологические портреты различных типов руководителей. Различают авторитарный стиль («разящие стрелы»), при котором руководитель единолично определяет направление деятельности группы, пресекает всякую инициативу подчиненных; основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Руководитель демократического стиля управления («возвращающийся бумеранг») опирается на мнение коллектива, старается донести цель деятельности до сознания коллег по работе, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в поощрении, развитии самоуправления; основные способы общения – просьба, совет, информация. Либеральный стиль («плывущий плот»)– анархический, попустительский: руководитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

Текст

Результат речемыслительного процесса, реализованного автором в виде конкретного письменного (или устного) произведения в соответствии с мотивами, целями, избранной темой, замыслом и идеей и характеризующегося определенной структурой, композиционным, логическим и стилистическим единством.

Типы текста

Речевые формы, передающие коммуникативную задачу говорящего сообщить о последовательности событий, действий (повествование), выявить характерные признаки предмета или явления (описание), доказать или объяснить, обосновать свою точку зрения (рассуждение).

Устная речь

Продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи.

Выделяются следующие особенности устной речи:

избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т.д.);

лаконизм (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться);

самоперебивы (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т.д.);

использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д.

Чтение

Вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации с этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой деятельности.

Этика поведения

Совокупность этических норм поведения, принятых в обществе на данном этапе развития, предназначенных для регулирования отношений между людьми.

Языковая личность

Это человек, рассматриваемый с точки зрения его способности совершать речевые действия – порождение и понимание высказываний. Внимательно вслушиваясь в речь незнакомого собеседника, наблюдая его в разных коммуникативных ситуациях, мы можем составить портрет языковой личности. Речь человека – его визитная карточка. Она несет в себе информацию о самых различных чертах личности говорящего: о его происхождении, возрасте, профессии, образовании, интеллекте и т.д. Языковая личность проявляет себя в речевом поведении.

Приложение