logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:

1. Ученик в очередной раз опоздал на урок: «Здрасьте! Можно войти?»

2. Все выполняют самостоятельную работу. Ученик: «Не буду делать это дурацкое задание!»

3. Ученик в присутствии учителя использует ненормативную лексику, общаясь с одноклассниками.

4. Ученик настойчиво из урока в урок тянет руку: «Можно, я отвечу?»

5. Прочитайте диалоги. Какой стиль педагогического общения характерен для каждого из учителей? Как себя в подобных ситуациях повели бы учителя, придерживающиеся других стилей общения? Разыграйте диалоги, выявите наиболее эффективные способы решения проблемной ситуации.

Ситуация 1

Урок математики. Все решают примеры. Сережа решает пример у доски 5127:3

Ученик: Делю на три…51. Беру по…

Учитель: Подумай.

Ученик: Ну, а сколько?

Учитель: Сам, сам, по алгоритму. Помнишь?

Ученик: Помню.

Учитель: С чего надо начать?

Ученик: Пять на три.. делится! 5-3 =2. Теперь 21 делю на три, беру по 7. Потом 27 делю…

Учитель: Нет, не то.

Ученик: А как надо?

Учитель: А ты не торопись, подумай. Не прыгай по ступенькам, шагай медленно – и решишь правильно.

Ученик: Ой, надо определить, сколько цифр в частном!

Учитель: Вот и молодец! Начинай сначала, только не спеши.

Ситуация 2

Урок математики. Все ученики решают задачу. Начинают переговариваться.

Учитель: Решаем задачу. Рты закройте и думайте.

Ученица: У меня ручки нет.

Учитель: Столько времени сидела без ручки! Позорище!

Ученик: Подойдите, я не могу…

Учитель: Что ты не можешь? Женя, больше меня не подзывай. Внимательно считай.

Ученик: А я забыл выполнить проверку.

Учитель: Это твои проблемы. У нас задание – выполнить деление с проверкой. Все, закончили.

Ученик: Я не успел.

Учитель: Закрой рот. Ты чего возмущаешься?