logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

1. Прочитайте текст из учебного пособия в.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» и ответьте на следующие вопросы.

  1. Что входит в понятие коммуникативной культуры?

  2. Какое место культура речи занимает в общей культуре человека? Представьте все понятия, связанные со словом культура, в виде схемы.

Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов. Первым среди них является эмоциональная культура, или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность. Второй вариант коммуникативной культуры – это культура мышления, предстающая в виде специфических форм познания действительности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность. Третий компонент коммуникативной культуры – культура речи, являющаяся объектом изучения языкознания, предметом вузовского и частично школьного обучения.

Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его рече-языковые способности и личностные свойства. Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении термина, называемом объективным: культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков творчеством народа, его выдающихся представителей. Это значение термина культура речи оказывается близким значению термина культура языка.