5. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, приведите несколько возможных вариантов.
Маша схватилась за голову и закричала…
Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул…
Старик замахал руками, повторяя…
Парень сказал, почесав в затылке…
Татьяна недоуменно посмотрела на него и сказала…
6. Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, опишите его.
Вареники лепят вот так.
Ну, это что-то такое огромное, необъятное.
Замкнутый круг какой-то.
Машинка шьет зигзагом.
Есть у вас степлер?
Его надо держать крепко, а то разболтается.
Полюбуйтесь-ка на него.
А ты сегодня меня просто удивил.
Я-то здесь причем?
7. Представьте выражение лица и интонацию, с которой можно произнести следующие реплики. Предложите не менее 2-3 вариантов невербального сопровождения для каждого высказывания. Опишите их.
– Здравствуйте.
– Что случилось?
– Молодец!
– Ты когда начнешь заниматься?
– Я не знаю, как мне быть в такой ситуации…
8. Познакомьтесь с диалогом. Обратите внимание, что конфликт спровоцирован невербальными средствами. Выберите из приведенного ниже списка невербальных средств общения то, которое использовано, с вашей точки зрения, собеседниками. Какие невербальные средства, какая интонация, по вашему мнению, могли быть «конфликтоносителями», спровоцировавшими соответствующую реакцию ученика?
– Принес книгу? – …
– Принес, – ….
– Ты что, как отвечаешь? – …
– А как я отвечаю? – ….
– Не смей так разговаривать?! – …
9. Продолжите фразы одним из предложенных ниже вариантов, использованных, с вашей точки зрения, в данной ситуации невербальных средств общения.
Не поднимая глаз, глядя в пол, подмигивая соседу, закатывая глаза, пряча глаза, прищурив глаза, вперив тяжелый взгляд, не отрывая взгляда, тяжело уставившись, вздернув голову, поджав губы, сквозь зубы, дергая плечом, поводя плечом, скривив рот.
10. Опишите свое невербальное поведение в следующих ситуациях.
1. Ваш друг сидит в вагоне отъезжающего поезда, вы находитесь на перроне. Вдруг вы вспомнили важную информацию. Передайте ее.
2. Вы – учитель, в классе просматриваете учебный кинофрагмент. Ваша задача – изображать образцового зрителя и одновременно поддерживать дисциплину в классе.
3. Вы говорите по телефону, входит секретарь и протягивает бумаги на подпись. Выразите возможные варианты невербального контакта.
11. Понаблюдайте за жестами и мимикой вашего знакомого. Составьте описание его невербального поведения.
Литература
Основная
Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2005.
Русский язык и культура речи: учебник для вузов / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2003.
Дополнительная
1. Акишина, А. А. Жесты и мимика в русской речи / А. А. Акишина, Х. Кано, Т. Е. Акишина. – М., 1991.
2. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Воронеж, 1992.
Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала
1. Задание {{ 72 }} ТЗ № 10
Язык является основным средством общения людей, выполняя … функцию
когнитивную
метаязыковую
кумулятивную
эмоциональную
коммуникативную
2. Задание {{ 78 }} ТЗ № 17
... представляет собой способ реализации всех функций языка.
3. Задание {{ 29 }} ТЗ № 48
Особенности устной коммуникации:
лаконизм
избыточность
развернутость
прерывистость
использование несловесных средств общения
4. Задание {{ 30 }} ТЗ № 43
... речь зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от неё.
5. Задание {{ 31 }} ТЗ № 2
... речь рассчитана на слуховое восприятие.
6. Задание {{ 34 }} ТЗ № 18
... речь не зависит от реакции адресата.
7. Задание {{ 35 }} ТЗ № 19
... может неоднократно возвращаться к написанному и многократно совершенствовать его.
8. Задание {{ 42 }} ТЗ № 42
... - правила, устанавливающие единообразие и обеспечивающие эффективную передачу информации.
9. Задание {{ 43 }} ТЗ № 43
Норма - это явление:
статическое
динамическое
всегда предсказуемое
не всегда предсказуемое
10. Задание {{ 44 }} ТЗ № 44
... - нарушение нормы литературного языка.
11. Задание {{ 45 }} ТЗ № 45
Нормы, характерные для письменной речи:
лексическая
интонационная
орфоэпическая
грамматическая
пунктуационная
орфографическая
словообразовательная
12. Задание {{ 46 }} ТЗ № 46
Нормы, характерные для устной речи:
лексическая
орфоэпическая
интонационная
пунктуационная
грамматическая
орфографическая
13. Задание {{ 41 }} ТЗ № 12
Язык, речь и ... являются составляющими культуры в целом.
14. Задание {{ 4 }} ТЗ № 76
... - выразительные движения мышц лица, обнаруживающие внутреннее эмоциональное состояние человека.
15. Задание {{ 5 }} ТЗ № 73
Визуальные невербальные средства:
позы
свист
жесты
мимика
хлопки
аплодисменты
расположение в пространстве
16. Задание {{ 57 }} ТЗ № 57
Жанры разговорного стиля:
дружеская беседа
выступление на митинге
ответ на учебном занятии
телефонный разговор со знакомым
17. Задание {{ 37 }} ТЗ № 104
Виды общения по количеству участников:
частное
массовое
публичное
официальное
межличностное
18. Задание {{ 38 }} ТЗ № 105
Виды общения по характеру взаимоотношений общающихся и по обстановке общения:
частное
массовое
публичное
официальное
межличностное
19. Задание {{ 40 }} ТЗ № 94
Функции, которые выполняет человек как субъект общения:
речевая
эмотивная
конативная
креативная
культурная
когнитивная
информационная
коммуникативная
20. Задание {{ 47 }} ТЗ № 47
... - это лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель).
21. Задание {{ 84 }} ТЗ № 90
... - реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи.
22. Задание {{ 109 }} ТЗ № 116
Составляющими ... являются языковые единицы и правила общения.
23. Задание {{ 22 }} ТЗ № 16
Коммуникативные качества речи:
чистота
точность
богатство
уместность
логичность
правильность
выразительность
познавательность
альтернативность
24. Задание {{ 23 }} ТЗ № 7
Соответствие речи нормам литературного языка:
точность
уместность
правильность
выразительность
25. Задание {{ 25 }} ТЗ № 23
... речи - одно из проявлений правильности, которое связано с соблюдением лексических норм.
26. Задание {{ 26 }} ТЗ № 22
Показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств:
точность
богатство
уместность
правильность
27. Задание {{ 27 }} ТЗ № 21
Коммуникативное качество, заключающееся в соответствии ситуации общения в целом:
лаконизм
уместность
богатство
выразительность
Модуль 2. Особенности текста как речевого произведения. Функциональные стили речи
Тема 1. Текст как единица языка и речи
Теоретические положения
ТЕКСТ. Виды информации в тексте
Что такое текст? Кажется, ответить на этот вопрос легко. Сказки, рассказы, другие литературные произведения – это тексты. А статьи? А письма? Справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты. Чем же текст отличается от других единиц языка?
Существует множество определений текста.
Текст (от лат.textum– ткань, сплетение, связь, соединение) – объединенная смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
В науке под «текстом» понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе, обряд, танец, ритуал. Однако основным для человека является текст как последовательность вербальных (словесных) знаков.
Текст может называться текстом, только если он понятен. Кроме того, текстом можно считать любое по объему высказывание (от одного слова до целой книги), если в нем соблюдаются: тематическое единство(тема– это то, о чем говорится в тексте; очень часто тема отражается в заглавии);смысловое единство (основная мысль – это то, к чему призывает, чему учит текст, ради чего он написан);структурное единство (смысл текста передается не только словами, предложениями, абзацами, но и тем, в каком порядке они следуют друг за другом и как они соединены между собой; части текста идут в определенной последовательности, в некоторых текстах ее нельзя изменить, не искажая смысла);грамматическое единствотекста проявляется в разных типах связи: а) параллельный тип связи – предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, или противопоставляются; б) цепная связь – повтор одного и того же слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, например:Я посмотрел на небо. Оно все было в темных тучах);стилистическое единствотекста заключается в уместности и целесообразности выбранных автором слов, синтаксических конструкций.
Читая текст, вы можете из него узнать намного больше, чем там написано. О чем вы узнаете из текста прежде всего?
В научной литературе (Л.Н. Бахтина, И.Н. Кузьмич, Н.М. Лариохина) выделяют три вида информации с точки зрения значимости для передачи содержаниятекста:основная информация – наиболее важная, главная;дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную;дублирующая информациясостоит в повторении уже переданной информации другими средствами языка.
В зависимости от передаваемого содержаниясуществуетфактографическая информация(о фактах, явлениях, процессах, событиях);логико-теоретическая информация(интерпретация фактов, сообщение о способах получения фактографической информации);оценочная информация(выражение авторского отношения к сообщению).
Кроме информации, которая находит непосредственное языковое выражение в тексте, И.Р. Гальперин выделяет подтекстовую информацию, передающуюся в виде скрытых смыслов, полученную не только из текста, но и как бы между строк.
Все эти виды информации могут сочетаться между собой и накладываться друг на друга.
- Евдокимова е.В., Баранник а.С., Зайдман и.Н., Бессонова а.В.
- Специальность “Русский язык и литература”
- Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
- 1. Структура и содержание умк по дисциплине “Русский язык и культура речи”
- 1.1. Структура умк
- 1.2. Этапы разработки
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 2.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 2.3. Рекомендации по работе с литературой
- 2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
- 3. Программа курса “Русский язык и культура речи” (нефилологические специальности, иностранный язык); “Риторика” (специальность русский язык и литература) высших учебных заведений
- 3.1. Пояснительная записка
- 3.2. Цели и задачи дисциплины
- 3.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.4. Содержание курса
- 4. Литература
- Функциональные стили современного русского языка
- 4.1.3. Модуль 3. Культура устной речи
- 4.3. Общекультурный фонд. Словари
- 4.3.1. Толковые словари
- 4.3.2. Словари синонимов
- 4.3.3. Словари антонимов
- 4.3.4. Словари омонимов и паронимов
- 4.3.5. Этимологические словари
- 4.3.6. Словари новых слов и значений
- 4.3.7. Словари устаревших слов
- 4.3.8. Словари иностранных слов
- 4.3.9. Фразеологические словари
- 4.3.10. Словари собственных имен и названий жителей
- 4.3.17. Комплексные словари
- 5. Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
- 5.1. Поисковые системы
- 5.2. Форумы и конференции
- 5.3. Электронные издания педагогических журналов и газет
- 6. Фонд диагностических и оценочных материалов
- 6.1. Темы рефератов, сообщений, докладов
- 6.2. Перечень вопросов для итогового контроля
- 6.3. Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала*
- Культура общения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия в.И. Максимова «Русский язык и культура речи» и ответьте на следующие вопросы.
- Коммуникативная ситуация, ее составляющие
- Социальные роли и речевой стиль коммуникантов
- Практикум
- 1. Прочитайте текст из учебного пособия в.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» и ответьте на следующие вопросы.
- 2. Прочитайте тексты. Какова их основная мысль? Стиль? Что объединяет данные тексты? Выразите свое отношение к позициям авторов.
- 3. Охарактеризуйте все известные вам виды общения, приведите примеры.
- 4. Прочитайте текстовые фрагменты и на их основании сделайте вывод об уровне общей культуры говорящих.
- 5. Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.
- 6. Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
- Культура речи
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Сравните понимание культуры речи и риторики как особых речеведческих дисциплин (см. Теоретические положения, Хрестоматию, Пояснительную записку к Программе).
- 2. Как понимается риторика разными авторами? в чем они видят задачи риторики? Что изучает общая и частная риторика? Риторика как особая речеведческая дисциплина
- Общая и частная риторики
- 3. Что такое риторический идеал и как он изменялся в разные эпохи? Риторический идеал
- 2. Какие этапы в истории развития риторики можно выделить? в чем их особенность? Из истории ораторского искусства
- 1. Античная pumopuкa
- Риторика Древней Греции
- Риторика Древнего Рима
- Первые русские риторики
- Риторика м.В. Ломоносова
- 3. Прочитайте материал из учебного пособия л.А. Введенской, л.Г. Павловой «Деловая риторика». Ответьте на вопросы.
- Богатство и разнообразие словаря говорящего
- Непременное условие культуры речи – ее чистота
- Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- Точность – необходимое качество речи
- 4. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Речевой этикет
- Национальные особенности речевого этикета
- Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
- Особенности обращения как формулы речевого этикета
- 5. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы.
- Языковые нормы русского языка
- Практикум
- 7. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их. Определите, какая языковая норма нарушена.
- 9. Поставьте слова в разные формы, учитывая, что ударение в них неподвижно во всех формах.
- 10. Поставьте слова в указанную форму. Учитывайте подвижность или неподвижность ударения.
- 11. Поставьте в форму множественного числа существительные, если известно, что они имеют окончания:
- 21. Прочитайте юмореску о. Любченко. На чем основан ее комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? с каким стилем они связаны?
- 22. Сгруппируйте приведенные слова по стилистической окраске (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
- 23. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Кратко сформулируйте и запишите основные тезисы данного текста.
- 24. Прочитайте фрагмент текста и продолжите предложение «Деликатным можно назвать человека, который …»
- 25. Заполните таблицу формулами речевого этикета.
- 26. Приведите возможные примеры нарушения речевого этикета в следующих ситуациях. Приготовьтесь проиграть данные ситуации общения в аудитории, соблюдая этикетные нормы.
- 27. Прочитайте рассказ «Как ваше здоровье, дедушка?» Ответьте на следующие вопросы.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем
- Практикум
- 1. Сопоставьте приведенные высказывания. Обратите внимание на мысль, объединяющую их. Чем отличаются взгляды авторов на проблему использования невербальных средств общения?
- 2. Определите, какие эмоции и состояния выражает следующая мимика:
- 3. Опишите, как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он:
- 5. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, приведите несколько возможных вариантов.
- Понятие о речевоМ жанрЕ
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой и сравните разные определения текста. Выявите в них общее и отличное. Основные признаки текста
- Практикум
- 1. Определите тип текста в данных примерах. Докажите свое мнение.
- 2. Прочитайте предложенные тексты. Выполните следующие задания.
- 3. Составьте и запишите тексты-описания своей комнаты, или квартиры, или дома, учитывая особенности разных ситуаций общения. Определите цель своего высказывания:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Функциональные стили современного русского языка Теоретические положения Функциональные стили
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Разговорный стиль
- Типы собеседников. Типы и модели беседы
- Типы собеседников
- Художественный стиль
- Вопросник
- Хрестоматия
- 2. Прочитайте фрагменты учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман. Ответьте на вопросы, выполните задания. План
- Требования к содержанию и оформлению плана:
- Технология составления плана
- Технология подготовки тезисов будущего высказывания
- Конспект
- Технология составления моноконспекта
- Реферат
- Модель реферата-резюме
- Модель информативного монографического реферата
- Модель информативного обзорного реферата
- Технология составления обзорного реферата
- 3. Прочитайте фрагменты учебника л.А. Введенской, л.Г. Павловой, е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи». Ответьте на вопросы.
- Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Унификация языка деловых бумаг
- Речевой этикет в документе
- Реклама в деловой речи
- Практикум
- 7. Какой стиль речи и жанр вы выберете, как будете учитывать известные вам компоненты речевой ситуации, чтобы:
- 8. Прочитайте тезисы. Укажите особенности логики изложения материала. Что нового вы узнали о риторике и культуре речи?
- 9. Определите виды предлагаемых ниже конспектов и особенности их составления. «Разверните» эти конспекты, создав на их основе устные связные высказывания.
- 10. Прочитайте реферат статьи. Определите особенности структуры реферата, его вид. Какую роль играют в тексте реферата выделенные слова и словосочетания?
- 11. Составьте реферат статьи. Чем он будет отличаться от конспекта?
- 12. Напишите отзыв о понравившейся книге, фильме, которые вы рекомендуете прочитать или посмотреть.
- 13. Рассмотрите образцы документов. Ответьте на вопросы.
- 3. Образование.
- 4. Опыт работы.
- 8. Дополнительные навыки.
- Виды деловых писем Письмо-напоминание
- Ходатайство
- Информационное письмо
- Гарантийное письмо
- Письмо-приглашение
- Благодарственное письмо
- Сопроводительное письмо
- Коммерческий запрос
- Коммерческое предложение (оферта)
- Рекламация
- 14. Прочитайте тексты заявлений, оцените правильность их оформления.
- 15. Напишите заявление, используя необходимую форму и клише (см. Задание 13):
- 16. Прочитайте доверенность, написанную к.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект?
- 17. На основе предложенного в Задании 13 шаблона создайте доверенность на получение стипендии в кассе вашего учебного заведения.
- 18. Прочитайте тексты. Кому они адресованы? Что их объединяет? Чем они различаются? Определите их жанр, ответ обоснуйте.
- 20. Составьте устную неофициальную характеристику героя вашего любимого фильма или книги.
- 21. Определите жанр данного текста, выявите ошибки и стилистические нарушения, отредактируйте текст, запишите исправленный вариант.
- 22. Создайте текст делового письма одного из видов (см. Задание 12).
- 23. Какие слова в данных предложениях употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.
- 24. Прочитайте юмористический рассказ л.Треера «Докладная записка». На чем основан комический эффект рассказа? Какие жанры в нем сочетаются? Языковые средства каких стилей можно выявить?
- 25. Прочитайте тексты. Определите по словарю значения непонятных вам слов. С какой целью написаны тексты? Выделите в них основные признаки публицистического стиля.
- 27. Найдите в газетах, журналах публицистические материалы, определите их цель, выявите языковые средства. Литература Основная
- Дополнительная
- Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент параграфа из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Структура дискуссионной речи. Тезис и аргументы
- 3. Прочитайте параграф «Уловки в споре» из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Уловки в споре
- Практикум
- 1. Прочитайте теоретический материал в Задании 1 Хрестоматии. Подберите аргументы разных видов в защиту тезиса и антитезиса.
- 2. Определите вид ошибки в аргументации.
- 3. Прочитайте фрагмент рассказа в. М. Шукшина «Срезал». Ответьте на следующие вопросы.
- 4. Проанализируйте теоретический материал в Задании 3 Хрестоматии. Прочитайте сказку л. Н. Толстого «Праведный судья». Ответьте на вопросы.
- 5. Прочитайте отрывок из рассказа а. П. Чехова «в пансионе». Ответьте на следующие вопросы:
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные подготовке к выступлению, и ответьте на вопросы.
- Организационный момент в аудитории
- Выработка уверенности в себе
- Психологическая и физическая подготовка к выступлению
- Приемы борьбы с волнением во время выступления
- 3. Прочитайте фрагмент из учебника и.А. Стернина «Практическая риторика» и ответьте на вопросы.
- Проблема первого впечатления
- Личность оратора
- Внешность
- Манера выступления
- Расположение и движение оратора в аудитории
- Жесты оратора
- Голос и интонация оратора
- 3. Прочитайте фрагменты из учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика» о реакции оратора на поведение слушателей. Ответьте на следующие вопросы.
- «Чтение» оратором аудитории
- Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления
- Ответы на вопросы аудитории
- 4. Прочитайте фрагменты учебника и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные аргументации в публичном выступлении, дополните изученный теоретический материал по теме, ответив на вопросы:
- Понятие аргументации
- Цели аргументации
- Способы аргументации
- I. Нисходящая и восходящая.
- II. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
- III. Индуктивная и дедуктивная аргументация.
- IV. Опровергающая и поддерживающая аргументация.
- Помехи восприятию аргументации
- Общие правила и приемы эффективной аргументации
- Практикум
- 1. Прочитайте фрагменты речей, определите их род. Выявите все текстовые признаки. Как авторы учитывают фактор аудитории? Какие используют способы привлечения и удержания внимания аудитории?
- 2. Прочитайте вступления речей выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы? Какие еще способы начала выступления вы знаете?
- 3. Проанализируйте примеры заключений речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие еще варианты завершения речи вам известны?
- 4. Предложите вступление и заключение к данным 1-2 темам публичных выступлений так, чтобы они были взаимосвязаны. Запишите их.
- 5. Прочитайте фрагмент фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Выявите средства, создающие комический эффект.
- 7. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».
- 9. Оцените убеждающую или призывающую к действию речь по следующим критериям.
- 10. Познакомьтесь с текстами воодушевляющих выступлений. Найдите и запишите использованные в них выразительные средства языка.
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия г.В. Бороздиной «Психология делового общения» и ответьте на следующие вопросы.
- Деловая беседа как основная форма делового общения
- Психологические аспекты переговорного процесса
- Создание благоприятного психологического климата во время переговоров
- Формирование переговорного процесса
- 13 Рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, сша)
- 2. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Этика деловых отношений» под редакцией а.Я. Кибанова и ответьте на следующие вопросы.
- Этикет делового человека
- Практикум
- 1. Выполните задание, представив себя в ситуации:
- 2. Прочитайте тексты. Сравните их. Определите тему, основную мысль. Что их объединяет? к каким стилям они относятся? Докажите.
- 11. Составьте устные высказывания в соответствии с предложенными речевыми ситуациями. Определите нормы речевого поведения в данных ситуациях, руководствуясь изученным материалом.
- 13. Разделитесь на команды по 3-4 человека. Разработайте стратегию и продумайте ход деловой беседы на самостоятельно выбранную тему. Примерное содержание (вопросы) для деловых бесед.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте материал из учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман и ответьте на следующие вопросы:
- Доклад: подготовка и выступление
- Технология подготовки доклада
- 2. Прочитайте фрагмент учебного пособия н.М.Тимченко «Искусство делового общения» и ответьте на вопросы.
- Нужна ли образность в научных выступлениях?
- Практикум
- 2. В процессе слушания докладов ваших одногруппников подготовьте по 2-3 вопроса выступающим.
- 3. Проанализируйте выступление сокурсника по следующей схеме.
- Литература
- Тема 5. Педагогическое общение Теоретические положения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия н.А. Ипполитовой «Педагогическая риторика». Ответьте на вопросы.
- Стили и приоритеты педагогического общения
- Особенности педагогического говорения
- Практикум
- 2. Охарактеризуйте реплики учителя с точки зрения их эффективности. Какова коммуникативная задача каждого из участников диалога?
- 4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:
- 6. Найдите ошибки в речи учителя и исправьте их.
- 10. Задание {{ 2 }} тз № 135
- Орфоэпический словарь
- Упражнение № 3
- Упражнение № 4
- Упражнение № 5
- Упражнения на развитие голоса Упражнение № 1
- Упражнение № 2
- Упражнение № 3