logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Типы собеседников

I – «Закрытый тип»

II – «Открытый тип»

1) главная ценность – «я сам», я и есть самое интересное;

1) главная ценность, т.е. самое интересное, – мой собеседник и тема разговора;

2) право на речь – это право на власть; следовательно, нужно любой ценой захватить инициативу, выдвинуть и развернуть свою тему, бороться и победить.

2) не важно, кто главенствует – я сам или другие; иерархия (отношение господства) мешает подлинному взаимодействию, делает его неинтересным.

Стратегия – подчинение себе (авторитарная модель, доминирование, создание иерархии);

Стратегия – равноправное сотрудничество, а не борьба

3) мой партнер (собеседник) – объект, которым я могу манипулировать; в разговоре я командую, он – подчиняется;

3) мой партнер – особый, не зависящий от меня самостоятельный мир, которым я вовсе не должен управлять. Лучше с ним познакомиться: как интересно!

4) хочу показать себя, полюбоваться собой, высказаться сам

4) хочу узнать и понять другого, слушать и слышать его

В таблице перед нами предстают два типа собеседников, два обобщенных портрета: человека, сосредоточенного на себе («закрытый тип») и человека, сосредоточенного на своем партнере по беседе («открытый тип»). В основе различий этих портретов – две противоположные позиции участников беседы (по А.К. Михальской).

Модели беседы, характерные для людей, придерживающихся«стратегии близости».

1) «Пулеметные вопросы» личного характера (personalquestions). Собеседник «набрасывается» на партнера, бомбардируя его личными вопросами; ответ едва выслушивается. Такая «тактика интервью» используется эмоциональными, несдержанными людьми, причем такими, которые воспитаны в речевой традиции, требующей «избежать молчания любой ценой»; говорящий искренне считает, что так и должен вести себя «светский», «воспитанный» человек. Любую паузу он воспринимает как неловкое, затянувшееся молчание и спешит сам его нарушить, задавая вопрос за вопросом. При этом партнер такого собеседника хорошо понимает, что на самом-то деле ни он сам, ни его ответы не слишком интересуют «интервьюера», так что участвовать в такой беседе для обоих скорее тягостная необходимость, чем удовольствие.

2) «Жалобы» – тактика, которая требует от обоих партнеров достаточной активности одинакового типа.

Модель состоит в том, что каждый из собеседников поочередно «жалуется на жизнь». Описанная модель также, как и первая, служит тактике «избегания молчания», однако легко доступным способом «нытья».

3) Обсуждение исключительно интимных, личных тем. Это модель «я говорю откровенно о себе, а ты – о себе». Модель отличается от принятой продуктивной беседы, действительно приносящей обоим партнерам удовольствие, тем, что не соблюдается «мера проникновения» в личную жизнь каждого из собеседников.

Воспоминания о таком разговоре могут быть неприятны, а «активный партнер», напротив, будет уверен, что вы хорошо «поболтали по душам».

4) Самая распространенная и, к сожалению, самая губительная для беседы и для партнеров модель (близкая к модели № 3 – «жалобы») – «поочередное осуждение», «попеременная хула». Отрицательной оценке подвергается все вокруг: незнакомые люди, попавшиеся на глаза; общие знакомые; окружающее; прошлое; будущее; политические фигуры – что угодно.

Модели беседыхарактерные для тех, кто предпочитает и реализует«стратегию отстранения».

1) Цепь рассказов – «случаев» или анекдотов. «Заполнить бреши», т.е. кажущиеся «опасными» паузы, избегая молчание, соврем6енные собеседники очень часто пытаются, «нанизывая» друг на друга «короткие рассказы». Для этой цели собственно и служат анекдоты. Такой «суперрассказчик», стремящийся полностью захватить, оккупировать внимание всей компании анекдотами или «забавными» случаями из своей жизни, представляет собой для собравшихся немалую угрозу. Характерно, что сам «анекдотчик» получает настоящее удовольствие и, как правило, совершенно убежден в том, что действительно развлекает присутствующих.

2) Стратегия отстранения, замыкания в себе, «охрана собственных границ» нередко парадоксальным образом реализуется в «судорожной говорливости». Для «заполнения брешей» - пауз – в этом случае используется (как предмет речи) любой «подручный материал»: все, что находится вокруг, попадается на глаза, всплывает в памяти. Беседы исчезают в хаосе быстро сменяющихся тем и отдельных реплик. Так ведут себя нервные и по-настоящему замкнутые люди. Собеседник такого типа нуждается в том, чтобы его «успокоили»; для этого ему нужно ощутить искреннее и доброжелательное внимание к себе со стороны партнера.

3) Единственная «продуктивная» модель из всех названных – стремление поговорить на отвлеченную, даже абстрактную тему, не влекущую опасности «нарушения личных границ», «вторжения в личное пространство». При умелой и, главное, осознанной поддержке такой партнер легко может стать интересным собеседником и доставить вам подлинное удовольствие, стоит только «методом разведывательных вопросов» найти такую отвлеченную тему, которая и для вас будет небезразлична.

Исследователи речевого поведения человека рекомендуют для «смены рамки» два приема:

Первый – не делать покорно то, чего от вас ждет собеседник, а предложить ему собственную модель. Например, не отвечать на очередной вопрос, если партнер использует модель «пулеметных вопросов», а после краткой паузы задать собственный – такой, который вам бы хотелось с ним обсудить в данный момент, скажем, спросить, что он думает о какой-либо отвлеченной (не «личной») теме.

Второй – тактично, мягко, не обижая собеседника, словесно описать то, что происходит между вами («назвать рамку»). Например, сказать: Вы настоящий знаток анекдотов. Меня всегда восхищали люди, которые могут их запоминать, а главное, артистично рассказывать. Но я, боюсь, не из их числа. Давайте лучше поговорим о ... (мне интересно, что вы думаете о...). Наблюдения за речевым поведением показывают: если словесно назвать, описать модель (по которой оно происходит), то эта модель рассыпается (по А.К. Михальской).