6. Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
1. Вас вызывает декан факультета для разговора о конфликте в группе (с преподавателем, с однокурсником) и путях его разрешения (тему беседы выберите самостоятельно, например: постоянные опоздания студента на занятия, использование грубой лексики в разговоре с преподавателем и др.).
2. Вы учитель, ведете урок, в класс входит классный руководитель и просит разрешения сделать объявление, но речь его затягивается. Ваши действия?
3. Руководитель фирмы проводит совещание, на котором выступает служащий, выражая свое неудовольствие по поводу ... (возможные варианты: отсутствие материалов, недостаток информации и т.д.). Как вы отреагируете (вы – начальник, вы – сочувствующий, вы – оппонент)?
7. Ситуация представления себя. Вам нужно рассказать о себе в незнакомом коллективе. Определите цель представления, компоненты речевой ситуации и содержание речи. О чем следует сказать обязательно? Какая информация является дополнительной? О чем не стоит говорить? Можете воспользоваться следующим планом:
назовите имя, отчество, фамилию;
объясните причину поступления на выбранный вами факультет;
назовите предметы, которые вам нравятся больше всего;
расскажите, как вы проводите свободное время (ваше любимое занятие и т.п.);
какие трудности в общении с людьми вы испытываете и как справляетесь с этими проблемами?
8. Составьте рассказ об известном человеке (политике, актере, педагоге и т.п.), не называя его имени, охарактеризуйте его речевое поведение (реплики, манеру общения, интонацию) – см. «Глоссарий». Опишите наиболее яркие, примечательные внешние черты, привычки, манеры, жесты, мимику и прочее так, чтобы этого человека могли узнать ваши сокурсники. Какие черты языковой личности данного человека оказались наиболее узнаваемыми?
Литература
Основная
1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.
2. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – М., 2002.
3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2005.
Дополнительная
Введенская, Л. А. Русский язык и культура: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2005.
Тема 2. Язык и речь. Культура речи. Норма
Теоретические положения
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничить два понятия – язык и речь.
Язык – система знаков, за которой закреплено соответствующее ее звуковому облику содержание, она служит орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, для выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочего. Под речью понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные).
Язык как сущность находит свое проявление в речи. Чем язык отличается от речи?
1) язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;
2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
6) язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно в поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативное значение, которое в языке отсутствует.
Таким образом, понятия язык и речь соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).
Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. его характеристики, без которых язык не может существовать.
1. Коммуникативная функция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), т.е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысль, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются взаимопонимания.
2. Когнитивная (познавательная, гносеологическая) функция означает, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Кроме этих двух, язык выполняет еще ряд функций:
фатическая (контактоустанавливающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками (формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.). Общение происходит ради общения и в основном неосознанно направлено на установление и поддержание контакта;
эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию. Она реализуется в средствах оценки, интонации, восклицании, междометиях;
аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традициях, культуре, истории народа, национальном самосознании; эта функция языка связывает его с действительностью;
метаязыковая (речевой комментарий) – функция истолкования языковых фактов. Использование языка в метаязыковой функции обычно связано с трудностями речевого общения, например, при разговоре с ребенком, иностранцем или другим человеком, не вполне владеющим данным языком, стилем, профессиональной разновидностью языка;
эстетическая– функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фразы могут нравиться или не нравиться. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.
Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах.
Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, цифры, жесты, дорожные знаки и т.п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.
Естественнымназывают язык, который возник вместе с человеком и развивался при отсутствии на него сознательного воздействия, т.е. естественным путем.
Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. Среди искусственных языков можно выделитьплановые языки(эсперанто, идо, интерлингва);символические языкинауки (языки математики, химии, физики); языкичеловекомашинного общения(программирования, информационно-поисковые).
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык– исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Это язык образцовый, нормированный, описанный грамматиками и словарями. Литературный язык обслуживает такие сферы человеческой деятельности, как политика, культура, наука, делопроизводство, законодательство, официальное и неофициальное общение, словесное искусство.
Территориальные диалекты (местные говоры) – язык ограниченного числа людей, живущих на одной территории. Диалект может отличаться от литературного языка и своими словами (например, в некоторых местах вместо словабелка говорятвекша, а вместо словапояс – гашник), и элементами грамматики, и особенностями произношения.
Жаргон– речь отдельных профессиональных, сословных, возрастных групп. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Существуют жаргон криминального мира (арго), молодежи (сленг) ипрофессиональныежаргоны(музыкантов, актеров, спортсменов, охотников и др.). Общение между людьми на жаргоне, разумеется, возможно, но только в том случае, если в нем участвуют хорошо понимающие друг друга представители одного коллектива, а предмет разговора не выходит за рамки довольно узкого круга тем.
Просторечие– это речь малообразованных, в основном городских жителей, характеризующаяся отклонением от литературных норм, использованием грубых слов и выражений. Носители просторечия не осознают различия между нелитературными и литературными формами.
Человек может в равной степени владеть двумя или более формами языка (например, литературным языком и диалектом, литературным языком и жаргоном), пользоваться ими в зависимости от условий общения. Это явление получило название диглоссии.
Речь – применение языка в ситуации общения. Создаваемые человеком речевые произведения существуют в двух формах – устной и письменной. Каждая форма имеет свою специфику.
Устная речь–это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; она создается в процессе говорения и предполагает наличие реального собеседника (собеседников). Независимо от наличия или отсутствия предварительной подготовки, говорящий создает свое речевое произведение буквально на глазах слушателей. Поэтому свойствами устной речи являются необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени. Поскольку говорящий создает свою речь в режимеon-line, для него оказывается важной реакция слушающего. Для устной речи характерно использование простых, побудительных, вопросительных предложений; избыточность (повторы, уточнения, пояснения); перебивы, самоперебивы (говорящий, не закончив предложение, начинает другое). Одно из наиболее ярких отличий устной речи – обязательное наличие невербальных средств коммуникации: жестов, мимики, телодвижений, взгляда, интонации.
Интонация – сложное явление, включающее компоненты, связанные со звучанием голоса: логическое и фразовое ударение, паузы, тон, тембр, сила звучания, темп. Интонация не просто делает разнообразным звучание речи, но и помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи. Функции интонации:
эмоционально-экспрессивная. Эмоции: радость, раздражение, гнев, удивление, ехидство. Например, «Молодец!» можно произнести с любой из этих эмоций;
смысловая. Интонация помогает отличить одно предложение от другого. И это она будет делать по-разному. Например: В сумерках мелькнула тень. Кто это? Это свои. Мы здесь слышим и точку, и вопросительный знак. А все это сделала интонация. Мы победили! Мы победили. Мы победили? – разное значение предложений;
логико-грамматическая. В предложении ударение падает на слово, которое несет главный смысл. Ударный слог главного по смыслу слова – интонационный центр предложения. (Кто сделал домашнее задание? Кто сделал домашнее задание? Кто сделал домашнее задание?).
Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, требуются технические средства. Поэтому она должна быть построена таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось.
Письменная речь вторична по отношению к устной и характеризуется тем, что информация в ней передается при помощи графических знаков. Письменная речь, как правило, обычно обращена к отсутствующему адресату (адресатам), его можно лишь мысленно представить. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать свой текст, возвращаться к нему, исправлять. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, она обладает четкой структурной организацией, куда можно отнести деление на разделы и параграфы, нумерацию страниц, абзацные отступы, систему ссылок и т.п. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить, проверить по словарю понимание терминов. Для текстов письменной речи характерны сложные синтаксические конструкции, большое количество причастных и деепричастных оборотов.
Таким образом, существуют различия в речевом поведении создающего устное или письменное высказывание, в восприятии устной или письменной речи адресатом, в языковом оформлении устной и письменной речи.
Выделяют две разновидности речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Монологическая речьхарактеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью. Монолог получает наибольшее свое развитие в книжной речи.
Условия, в которых протекает диалогическаяречь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в ответно-вопросной форме, в меньшей степени при смене предложений-реплик), широкое использование невербальных средств (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного, и т.д. Эта форма речи получила наибольшее развитие в разговорной речи. Вместе с тем диалогическая форма широко распространена и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Изображение диалога используется и в языке художественной литературе с целью характеризации героя.
Когда какой-нибудь человек использует язык для общения с другими людьми, он занят речевой деятельностью.
Речевая деятельность– это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (тексты) в процессе речевой коммуникации.
Как и всякая деятельность, речевая деятельность осуществляется поэтапно.
1. Побудительно-мотивационныйэтаппредполагает возникновение мотива речевой деятельности. Если человек решил включиться в нее, формируется коммуникативное намерение участника общения, которое представляет собой единство мотива (уместно ли говорить, писать в данном случае) и цели речевого действия (зачем говорить? зачем читать? что я буду утверждать?).
2. Ориентировочный этап предполагает обдумывание, планирование, выбор речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.
3. Исполнительный этаппредставляет собой озвучивание замысленного (задуманного) текста: мы произносим или записываем обдуманное высказывание.
4. На этапе контроля важно проанализировать как коммуникативные удачи, так и неудачи, которые привели к неадекватности понимания слушателями или читателями созданного автором высказывания.
Речевая деятельность имеет несколько разных видов. Представим себе хорошо знакомую всем ситуацию: преподаватель читает лекцию, а студенты слушают и конспектируют. Во-первых, преподаватель использует язык, чтобы высказать то, что считает необходимым сообщить студентам. Такой вид деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, называетсяговорением.
Во-вторых, студенты, зная тот язык, на котором говорит преподаватель, воспринимают содержание его звучащей речи. Такой вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов, называется слушанием.
В-третьих, с помощью графических знаков студенты фиксируют в своих тетрадях основное содержание лекции. Такой вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков, называется письмом.
Можно представить себе и то, как впоследствии студенты обратятся к своим записям и почерпнут зафиксированную там информацию. Этот, четвертый, вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста, называется чтением.
- Евдокимова е.В., Баранник а.С., Зайдман и.Н., Бессонова а.В.
- Специальность “Русский язык и литература”
- Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
- 1. Структура и содержание умк по дисциплине “Русский язык и культура речи”
- 1.1. Структура умк
- 1.2. Этапы разработки
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 2.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 2.3. Рекомендации по работе с литературой
- 2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
- 3. Программа курса “Русский язык и культура речи” (нефилологические специальности, иностранный язык); “Риторика” (специальность русский язык и литература) высших учебных заведений
- 3.1. Пояснительная записка
- 3.2. Цели и задачи дисциплины
- 3.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.4. Содержание курса
- 4. Литература
- Функциональные стили современного русского языка
- 4.1.3. Модуль 3. Культура устной речи
- 4.3. Общекультурный фонд. Словари
- 4.3.1. Толковые словари
- 4.3.2. Словари синонимов
- 4.3.3. Словари антонимов
- 4.3.4. Словари омонимов и паронимов
- 4.3.5. Этимологические словари
- 4.3.6. Словари новых слов и значений
- 4.3.7. Словари устаревших слов
- 4.3.8. Словари иностранных слов
- 4.3.9. Фразеологические словари
- 4.3.10. Словари собственных имен и названий жителей
- 4.3.17. Комплексные словари
- 5. Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
- 5.1. Поисковые системы
- 5.2. Форумы и конференции
- 5.3. Электронные издания педагогических журналов и газет
- 6. Фонд диагностических и оценочных материалов
- 6.1. Темы рефератов, сообщений, докладов
- 6.2. Перечень вопросов для итогового контроля
- 6.3. Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала*
- Культура общения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия в.И. Максимова «Русский язык и культура речи» и ответьте на следующие вопросы.
- Коммуникативная ситуация, ее составляющие
- Социальные роли и речевой стиль коммуникантов
- Практикум
- 1. Прочитайте текст из учебного пособия в.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» и ответьте на следующие вопросы.
- 2. Прочитайте тексты. Какова их основная мысль? Стиль? Что объединяет данные тексты? Выразите свое отношение к позициям авторов.
- 3. Охарактеризуйте все известные вам виды общения, приведите примеры.
- 4. Прочитайте текстовые фрагменты и на их основании сделайте вывод об уровне общей культуры говорящих.
- 5. Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.
- 6. Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
- Культура речи
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Сравните понимание культуры речи и риторики как особых речеведческих дисциплин (см. Теоретические положения, Хрестоматию, Пояснительную записку к Программе).
- 2. Как понимается риторика разными авторами? в чем они видят задачи риторики? Что изучает общая и частная риторика? Риторика как особая речеведческая дисциплина
- Общая и частная риторики
- 3. Что такое риторический идеал и как он изменялся в разные эпохи? Риторический идеал
- 2. Какие этапы в истории развития риторики можно выделить? в чем их особенность? Из истории ораторского искусства
- 1. Античная pumopuкa
- Риторика Древней Греции
- Риторика Древнего Рима
- Первые русские риторики
- Риторика м.В. Ломоносова
- 3. Прочитайте материал из учебного пособия л.А. Введенской, л.Г. Павловой «Деловая риторика». Ответьте на вопросы.
- Богатство и разнообразие словаря говорящего
- Непременное условие культуры речи – ее чистота
- Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- Точность – необходимое качество речи
- 4. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Речевой этикет
- Национальные особенности речевого этикета
- Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
- Особенности обращения как формулы речевого этикета
- 5. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы.
- Языковые нормы русского языка
- Практикум
- 7. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их. Определите, какая языковая норма нарушена.
- 9. Поставьте слова в разные формы, учитывая, что ударение в них неподвижно во всех формах.
- 10. Поставьте слова в указанную форму. Учитывайте подвижность или неподвижность ударения.
- 11. Поставьте в форму множественного числа существительные, если известно, что они имеют окончания:
- 21. Прочитайте юмореску о. Любченко. На чем основан ее комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? с каким стилем они связаны?
- 22. Сгруппируйте приведенные слова по стилистической окраске (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
- 23. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Кратко сформулируйте и запишите основные тезисы данного текста.
- 24. Прочитайте фрагмент текста и продолжите предложение «Деликатным можно назвать человека, который …»
- 25. Заполните таблицу формулами речевого этикета.
- 26. Приведите возможные примеры нарушения речевого этикета в следующих ситуациях. Приготовьтесь проиграть данные ситуации общения в аудитории, соблюдая этикетные нормы.
- 27. Прочитайте рассказ «Как ваше здоровье, дедушка?» Ответьте на следующие вопросы.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем
- Практикум
- 1. Сопоставьте приведенные высказывания. Обратите внимание на мысль, объединяющую их. Чем отличаются взгляды авторов на проблему использования невербальных средств общения?
- 2. Определите, какие эмоции и состояния выражает следующая мимика:
- 3. Опишите, как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он:
- 5. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, приведите несколько возможных вариантов.
- Понятие о речевоМ жанрЕ
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой и сравните разные определения текста. Выявите в них общее и отличное. Основные признаки текста
- Практикум
- 1. Определите тип текста в данных примерах. Докажите свое мнение.
- 2. Прочитайте предложенные тексты. Выполните следующие задания.
- 3. Составьте и запишите тексты-описания своей комнаты, или квартиры, или дома, учитывая особенности разных ситуаций общения. Определите цель своего высказывания:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Функциональные стили современного русского языка Теоретические положения Функциональные стили
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Разговорный стиль
- Типы собеседников. Типы и модели беседы
- Типы собеседников
- Художественный стиль
- Вопросник
- Хрестоматия
- 2. Прочитайте фрагменты учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман. Ответьте на вопросы, выполните задания. План
- Требования к содержанию и оформлению плана:
- Технология составления плана
- Технология подготовки тезисов будущего высказывания
- Конспект
- Технология составления моноконспекта
- Реферат
- Модель реферата-резюме
- Модель информативного монографического реферата
- Модель информативного обзорного реферата
- Технология составления обзорного реферата
- 3. Прочитайте фрагменты учебника л.А. Введенской, л.Г. Павловой, е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи». Ответьте на вопросы.
- Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Унификация языка деловых бумаг
- Речевой этикет в документе
- Реклама в деловой речи
- Практикум
- 7. Какой стиль речи и жанр вы выберете, как будете учитывать известные вам компоненты речевой ситуации, чтобы:
- 8. Прочитайте тезисы. Укажите особенности логики изложения материала. Что нового вы узнали о риторике и культуре речи?
- 9. Определите виды предлагаемых ниже конспектов и особенности их составления. «Разверните» эти конспекты, создав на их основе устные связные высказывания.
- 10. Прочитайте реферат статьи. Определите особенности структуры реферата, его вид. Какую роль играют в тексте реферата выделенные слова и словосочетания?
- 11. Составьте реферат статьи. Чем он будет отличаться от конспекта?
- 12. Напишите отзыв о понравившейся книге, фильме, которые вы рекомендуете прочитать или посмотреть.
- 13. Рассмотрите образцы документов. Ответьте на вопросы.
- 3. Образование.
- 4. Опыт работы.
- 8. Дополнительные навыки.
- Виды деловых писем Письмо-напоминание
- Ходатайство
- Информационное письмо
- Гарантийное письмо
- Письмо-приглашение
- Благодарственное письмо
- Сопроводительное письмо
- Коммерческий запрос
- Коммерческое предложение (оферта)
- Рекламация
- 14. Прочитайте тексты заявлений, оцените правильность их оформления.
- 15. Напишите заявление, используя необходимую форму и клише (см. Задание 13):
- 16. Прочитайте доверенность, написанную к.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект?
- 17. На основе предложенного в Задании 13 шаблона создайте доверенность на получение стипендии в кассе вашего учебного заведения.
- 18. Прочитайте тексты. Кому они адресованы? Что их объединяет? Чем они различаются? Определите их жанр, ответ обоснуйте.
- 20. Составьте устную неофициальную характеристику героя вашего любимого фильма или книги.
- 21. Определите жанр данного текста, выявите ошибки и стилистические нарушения, отредактируйте текст, запишите исправленный вариант.
- 22. Создайте текст делового письма одного из видов (см. Задание 12).
- 23. Какие слова в данных предложениях употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.
- 24. Прочитайте юмористический рассказ л.Треера «Докладная записка». На чем основан комический эффект рассказа? Какие жанры в нем сочетаются? Языковые средства каких стилей можно выявить?
- 25. Прочитайте тексты. Определите по словарю значения непонятных вам слов. С какой целью написаны тексты? Выделите в них основные признаки публицистического стиля.
- 27. Найдите в газетах, журналах публицистические материалы, определите их цель, выявите языковые средства. Литература Основная
- Дополнительная
- Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент параграфа из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Структура дискуссионной речи. Тезис и аргументы
- 3. Прочитайте параграф «Уловки в споре» из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Уловки в споре
- Практикум
- 1. Прочитайте теоретический материал в Задании 1 Хрестоматии. Подберите аргументы разных видов в защиту тезиса и антитезиса.
- 2. Определите вид ошибки в аргументации.
- 3. Прочитайте фрагмент рассказа в. М. Шукшина «Срезал». Ответьте на следующие вопросы.
- 4. Проанализируйте теоретический материал в Задании 3 Хрестоматии. Прочитайте сказку л. Н. Толстого «Праведный судья». Ответьте на вопросы.
- 5. Прочитайте отрывок из рассказа а. П. Чехова «в пансионе». Ответьте на следующие вопросы:
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные подготовке к выступлению, и ответьте на вопросы.
- Организационный момент в аудитории
- Выработка уверенности в себе
- Психологическая и физическая подготовка к выступлению
- Приемы борьбы с волнением во время выступления
- 3. Прочитайте фрагмент из учебника и.А. Стернина «Практическая риторика» и ответьте на вопросы.
- Проблема первого впечатления
- Личность оратора
- Внешность
- Манера выступления
- Расположение и движение оратора в аудитории
- Жесты оратора
- Голос и интонация оратора
- 3. Прочитайте фрагменты из учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика» о реакции оратора на поведение слушателей. Ответьте на следующие вопросы.
- «Чтение» оратором аудитории
- Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления
- Ответы на вопросы аудитории
- 4. Прочитайте фрагменты учебника и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные аргументации в публичном выступлении, дополните изученный теоретический материал по теме, ответив на вопросы:
- Понятие аргументации
- Цели аргументации
- Способы аргументации
- I. Нисходящая и восходящая.
- II. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
- III. Индуктивная и дедуктивная аргументация.
- IV. Опровергающая и поддерживающая аргументация.
- Помехи восприятию аргументации
- Общие правила и приемы эффективной аргументации
- Практикум
- 1. Прочитайте фрагменты речей, определите их род. Выявите все текстовые признаки. Как авторы учитывают фактор аудитории? Какие используют способы привлечения и удержания внимания аудитории?
- 2. Прочитайте вступления речей выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы? Какие еще способы начала выступления вы знаете?
- 3. Проанализируйте примеры заключений речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие еще варианты завершения речи вам известны?
- 4. Предложите вступление и заключение к данным 1-2 темам публичных выступлений так, чтобы они были взаимосвязаны. Запишите их.
- 5. Прочитайте фрагмент фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Выявите средства, создающие комический эффект.
- 7. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».
- 9. Оцените убеждающую или призывающую к действию речь по следующим критериям.
- 10. Познакомьтесь с текстами воодушевляющих выступлений. Найдите и запишите использованные в них выразительные средства языка.
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия г.В. Бороздиной «Психология делового общения» и ответьте на следующие вопросы.
- Деловая беседа как основная форма делового общения
- Психологические аспекты переговорного процесса
- Создание благоприятного психологического климата во время переговоров
- Формирование переговорного процесса
- 13 Рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, сша)
- 2. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Этика деловых отношений» под редакцией а.Я. Кибанова и ответьте на следующие вопросы.
- Этикет делового человека
- Практикум
- 1. Выполните задание, представив себя в ситуации:
- 2. Прочитайте тексты. Сравните их. Определите тему, основную мысль. Что их объединяет? к каким стилям они относятся? Докажите.
- 11. Составьте устные высказывания в соответствии с предложенными речевыми ситуациями. Определите нормы речевого поведения в данных ситуациях, руководствуясь изученным материалом.
- 13. Разделитесь на команды по 3-4 человека. Разработайте стратегию и продумайте ход деловой беседы на самостоятельно выбранную тему. Примерное содержание (вопросы) для деловых бесед.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте материал из учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман и ответьте на следующие вопросы:
- Доклад: подготовка и выступление
- Технология подготовки доклада
- 2. Прочитайте фрагмент учебного пособия н.М.Тимченко «Искусство делового общения» и ответьте на вопросы.
- Нужна ли образность в научных выступлениях?
- Практикум
- 2. В процессе слушания докладов ваших одногруппников подготовьте по 2-3 вопроса выступающим.
- 3. Проанализируйте выступление сокурсника по следующей схеме.
- Литература
- Тема 5. Педагогическое общение Теоретические положения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия н.А. Ипполитовой «Педагогическая риторика». Ответьте на вопросы.
- Стили и приоритеты педагогического общения
- Особенности педагогического говорения
- Практикум
- 2. Охарактеризуйте реплики учителя с точки зрения их эффективности. Какова коммуникативная задача каждого из участников диалога?
- 4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:
- 6. Найдите ошибки в речи учителя и исправьте их.
- 10. Задание {{ 2 }} тз № 135
- Орфоэпический словарь
- Упражнение № 3
- Упражнение № 4
- Упражнение № 5
- Упражнения на развитие голоса Упражнение № 1
- Упражнение № 2
- Упражнение № 3