logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Научный стиль

Сферой употребления научного стиля является образование, наука и техника. Его задача – описать признаки объекта изучения, объяснить причины явлений. Для текстов научного стиля характерны такие стилевые черты (экстралингвистические признаки), как обобщенность, абстрактность (отвлеченность), точность,информативная насыщенность, логичность, доказательность, объективность, отсутствие образности и эмоций. Научный стиль отличают следующие языковые особенности:термины (атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры); абстрактные слова(невесомость, мышление, дилемма, развитие, деятельность, фактор); формы единственного числа имен существительных в значении множественного числа (Волк – хищное животное из рода собак. Липа начинает цвести в конце июня); составные именные сказуемые со следующими глаголами:быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться; настоящее время глагола «вневременное» – с качественным, признаковым значением (При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения); формы глаголов несовершенного вида; отглагольные существительные (повышение температуры,перечисление признаков); имена прилагательные; местоимения 3 лица (он, она, оно, они, к нему, их, у нее и т. д.), редко 1 лица множественного числамыв значении «я и аудитория» (Мы приходим к результату… Мы можем заключить…); неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения(Скорость изображают направленным отрезком. Рассмотрим следующий пример. Сравним предложения…); разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов (вследствие того что; ввиду того что, в то время как); вводные слова и сочетания (во-первых, наконец, с другой стороны,таким образом, в заключение, следовательно, по мнению…,как считает…); принятые сокращения; схемы, графики, таблицы, чертежи.

Разновидности научного стиля определяются спецификой различных видов научного общения (характер адресата, цель). В нем сложились собственно научный (монографии, научные статьи, тезисы, доклады, рефераты и пр.), научно-учебный (учебники, учебные пособия, справочная литература, лекции, доклады, рефераты, курсовые и дипломные работы и т. п.) и научно-популярный подстили (научно-популярные статьи, книги, радио- и телепередачи и др.).

К научному стилю относятся следующие речевые жанры.

Монография– научный труд, научная книга, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья – сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Отчет – речевой жанр, в котором автор анализирует, обобщает события профессиональной или общественной жизни, факты, полученные в ходе проверки или изучения чьей-либо деятельности. Цель отчета – информировать об итогах, выводах, результатах.

План – это перечисление в определенной последовательности основных вопросов, проблем, фактов, рассматриваемых в данном произведении. Пункты плана чаще всего отражают микротемы текста, связаны внутренней логикой (второй пункт вытекает из первого, третий из второго и т.д.) и единообразно оформлены.

Тезисы – это сжато сформулированные основные положения текста, в которых кратко и последовательно раскрываются его тема и основная мысль. Тезисы связаны внутренней логикой, последовательно раскрывают тему или основную мысль высказывания. Пункты тезисов могут быть переданы либо словами статьи, либо словами составителя тезисов, либо и тем и другим.

Конспект– речевой жанр, в котором конспектирующий выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию первоисточника (исходного текста). Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры и иллюстрации.

Аннотация– это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания и направленности, которая обычно присоединяется к библиографическому описанию.

Отзыв – это мнение о произведении, впечатление о нем. Содержание отзыва – спектакль, кинофильм, книга, сочинение ученика. В отзыве, как правило, отсутствует детальный анализ, важной является общая оценка. Пишущий формулирует отношение к тексту и доказывает свое мнение.

Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа. От отзыва рецензия отличается тем, что в ней выражено не только мнение о первичном тексте, но и дан его критический анализ. Рецензия может иметь рекламный характер, если на первый план выдвигается цель заинтересовать читателей рецензии книгой, спектаклем, кинофильмом.

Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации.

Требования к оформлению реферата заключаются в следующем. Реферат может быть представлен в рукописном или компьютерном исполнении на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210*297 мм) с соблюдением полей.

Все листы должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация начинается с третьей страницы, считая титульный лист.

Сокращение слов в тексте не допускается за исключением общепринятых (рисунок – рис., год – г., страница – с.).

Содержание (оглавление) реферата – это перечисление параграфов реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

Введениесоставляет примерно 1/10 от общего объема работы. Являясь ее своеобразной визитной карточкой. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно определены результаты реферирования.

Каждый параграф основной части должен начинаться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. В тексте следует делать ссылки (сноски) на используемые источники в случае цитирования, определения понятий и терминов, употребления авторских терминов, приведения классификаций, типологий, описания результатов экспериментов ученых. Различают три способа размещения библиографических ссылок: внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. Подстрочные ссылки (сноски) оформляются под текстом. В этом случае цитату в тексте сопровождают номером (1 и далее по порядку), а внизу под горизонтальной чертой указывают следующие сведения об источнике: фамилия и инициалы автора, название, место издания, год издания, номер страницы. При повторении ссылки на тот же источник описывают его сокращенно – без выходных данных или с заменой названия работы после фамилии автора словами «Указ. соч.». Если повторная ссылка следует сразу же после первоначальной, она заменяется словами «Там же» с указанием соответствующей страницы. Внутритекстовая ссылка представляет собой описание источника в круглых скобках в основном тексте по той же схеме, что и в предыдущем случае. Затекстовая ссылка приводится в тексте в квадратных скобках, где указывается номер источника в списке литературы, а после запятой записываются страницы, на которые ссылается автор реферата. Ссылке на используемый, но не цитируемый источник должно предшествовать слово «см.», после чего ставится двоеточие.

В заключенииделаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение.

Список литературы может быть составлен по алфавиту или в порядке упоминания источников в тексте реферата. Описание используемых источников строится по принятой в библиографии схеме: фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания книги.

При написании реферата следует избегать типичных ошибок: увлечения второстепенным материалом, ухода от проблемы, категоричности и пестроты изложения, бедного или слишком наукообразного языка, неточности цитирования, отсутствия ссылок на источник.