logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Литература

Основная

  1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Деловая риторика /Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 2002.

  2. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. – М., 1998.

  3. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова. – М., 2002.

  4. Русский язык и культура речи / под ред. Н. А. Ипполитовой. – М., 2005.

Дополнительная

  1. Деловое общение. Деловой этикет / Составитель И. Н. Кузнецов. – М., 2003.

  2. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения / Т. А. Ладыженская. – М., 1998.

  3. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет / М. В. Колтунова. – М., 2000.

  4. Русский язык и культура речи / под ред. О. Я. Гойхмана. – М., 2005.

Тема 3. Невербальное общение

Теоретические положения

Невербальное поведение

Невербальное поведение– реакции тела, дополняющие основное содержание речи, переданное при помощи языка.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 55%.

Все невербальные средства общения подразделяются на группы:

  1. визуальные (кинесические и проксемические)– зрительно воспринимаемые движения другого человека (поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения, дистанция);

  2. акустические (просодические и экстралингвистические) – голос, интонация, молчание, кашель, смех;

  3. тактильные(такесические)– прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие.

  1. Внешний вид– внешность, одежда, манеры. Основная цель – сообщение о себе. Через имидж деловые партнеры информируют окружающих о своем социальном положении, виде деятельности, самооценке и т.п.

  2. Дистанция между общающимися.Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре, а также зависит от культурных, национальных традиций.

  3. Ориентация– положение сидящих (стоящих) по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от ситуации и свидетельствует о степени соперничества или сотрудничества.

  4. Поза тела– положение тела в пространстве. Поза обычно указывает на те или иные межличностные отношения, на социальное положение партнера. Она может меняться в зависимости от настроения и эмоционального состояния человека. Однако при интерпретации необходимо учитывать культурный потенциал человека и общепринятые этикетные условности, которые следует соблюдать в тех или иных конкретных ситуациях.

  5. Телесный контакт, выражающийся в разнообразных формах – толчки, похлопывания, поглаживания и т. п.

  6. Жесты– движения руками, головой и некоторые другие движения тела могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

  7. Выражение лица (мимика) – движения лицевых мышц. Мимика дает возможность для широкой интерпретации, сокрытия или демонстрации эмоций, помогает понять информацию, передаваемую с помощью речи, сигналит об отношении к кому-то или чему-то.

  8. Взгляд– направление взгляда, его фиксация на определенной области, выражение глаз позволяют считывать самые разнообразные сигналы: от проявления интереса к кому-то или к чему-то до демонстрации абсолютного пренебрежения. Взгляд находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

  9. Интонация и звуки неречевого содержания.Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая высота и громкость голоса, скорость, интонация, ритм, тембр были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его уверенности или застенчивости. Дополнительную информацию о переживаниях говорящего несут также паузы, вздохи, кашель, смех, плач и другие звуки физиологического характера, сопровождающие речь.

Невербальное поведение собеседника может усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного словами.

Невербальное поведение подчиняется этическим нормам. В условиях служебного взаимодействия тональность невербального поведения должна оставаться нейтральной.

Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми.

С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60-70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не опускать ниже его глаз.

Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие – обусловлены импульсами подсознания. Понимание невербального языка позволяет точно определить замыслы, позицию собеседника. Избавиться от бессознательных жестов и телодвижений, подделать их можно только путем длительной тренировки, отработки. Чрезмерная жестикуляция при деловом разговоре может быть расценена как проявление фамильярности.

Хорошим способом взаимодействия является копирование жеста и позы собеседника. «Высокомерного» человека можно заставить изменить позу, например, предложив ему наклониться вперед для рассматривания предмета. Если вы видите, что говорящий лжет, попросите его повторить или уточнить сказанное, и это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1,5 м, уместно расположиться относительно собеседника.

Прикосновение – знак, прежде всего выражающий чувства к партнеру по общению. Большинство культур накладывают множество ограничений на прикосновения. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать.

Стиль одежды влияет на успех человека в общении. Одежда может многое сказать о личности человека. Самое важное в искусстве одеваться то, что костюм должен быть качественным, в приличном состоянии и соответствовать месту и времени общения. Стиль одежды также зависит от сферы, в которой действует человек.

Во многих организациях приняты дресс-коды (правила одежды) для сотрудников. Для деловых контактов одежда может быть модной, но скромной и неброских цветов. Женщинам не рекомендуются яркий макияж и большое число ювелирных украшений. Главный принцип: представитель компании должен демонстрировать всем своим видом, что он подтянут, деловит, а в офис приходит работать, а не демонстрировать свои туалеты.

Одежда должна меняться каждый день. Но при этом нельзя перебарщивать: слишком частая и резкая смена имиджа не идет на пользу репутации человека. Поэтому необходимо придерживаться определенного стиля одежды.