logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Литература

Основная

1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения /Г. В. Бороздина. – М., 2000.

2. Этика деловых отношений: учебник для студ. заоч. обуч. / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М., 2004.

Дополнительная

Акишина, А. А., Акишина, Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

Тема 4. Устная научная речь

Теоретические положения

жанры устной научной речи

Устная научная речь чаще всего является подготовленной. Она отличается от неподготовленной устной речи продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

К устным научно-информативным жанрам относятся реферативное сообщение, лекция, доклад.

Их объединяют:

коммуникативная задача – передать в устной форме некую информацию так, чтобы она в большей или меньшей мере была усвоена слушателями;

публичный характервысказывания, когда лектор, докладчик, информатор настроен на общение с группой людей, у которой есть свой, во многом индивидуальный способ восприятия и говорящего, и того, что он сообщит;

дробная, порционная подача информации, ее членение на сегменты, которые содержат одну порцию нового;

учет того, что слушатели будут как-то фиксировать значимую для них информацию в форме тезисов, более или менее развернутого плана или конспекта – подробного или краткого. Это обстоятельство влияет на организацию высказывания, на отбор четких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи;

подготовленный характер высказываний.При подготовке реферативного сообщения, доклада составляется план, тезисы, иногда пишется весь текст (подробнее об этом см. в Хрестоматии).

В реферативном сообщениисодержание одного или нескольких книжных источников излагается подробно (или кратко), как правило, вне оценки.

В лекцииизлагается содержание учебного предмета или какой-нибудь темы.

Следует различать учебные лекции(для будущих профессионалов) ипопулярные лекциидля лиц, у которых есть потребность получить определенную информацию по интересующему их вопросу или узнать нечто новое о предмете речи. Популярные лекции, как правило, носят эпизодический характер.

В педагогической практике встречаются разные виды лекций: информационные– монологическое изложение преподавателем материала с целью усвоения учащимися основных теоретических положений;проблемныеначинаются с вопросов или постановки проблемы, которую надо решить в ходе изложения нового материала;лекции-дискуссиипредполагают не только изложение педагогом материала, задавание вопросов ученикам, но и организацию свободного обмена мнениями о некоторых рассматриваемых положениях.

В учебном докладе сообщается о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит какие-то новые сведения, новые факты или их оригинальную интерпретацию, докладчик выражает свою точку зрения, свою позицию.