logo
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Доклад: подготовка и выступление

Доклад – содержательно подготовленный устный научный текст, как правило, опирающийся на написанные реферат, статью, диссертацию и т.п. (даже в случаях, когда докладчик не обращается к тексту при выступлении), обладающий четкой композиционной и жанровой оформленностью, а также характерными чертами устной научной речи. Цель доклада – не только сообщить определенную информацию, но и, обеспечив активное логическое мышление слушателей, добиться ее усвоения.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему. В школе доклад используется в обучении разным предметам. Подготовка к докладу: определение темы, сбор материала, составление плана и (или) тезисов, написание текста доклада, выступление с докладом, обсуждение доклада. Работа над докладом обеспечивает высокий уровень мотивации, заинтересованность учащихся. Нередко доклад делается лишь по тезисам, без полного текста, – в этих случаях доклад становится эффективным средством развития устной речи (Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - С. 53 – 54).

По характеру предъявляемой информации доклады можно разделить на научно-проблемные (сообщается новая информация, результаты научного исследования, выдвигаются гипотезы, ставятся новые научные проблемы) и научно-реферативные (делается обобщение научных фактов, достижений).

Научные доклады произносятся на конференциях, симпозиумах, семинарах, совещаниях, заседаниях, т.е. в обстановке публичного, официального общения. Адресат – специалисты, знакомые с проблематикой данной научной области. Строго официальный характер ситуации делает композицию и языковое оформление такого доклада более похожими на письменный научный текст и не способствует проявлению речевой индивидуальности автора: не рекомендуется использование своеобразных, не свойственных стилю выражений, эмоционально-оценочных конструкций, средств выразительности языка и проч.

Временная продолжительность этого монологического жанра колеблется от 10 до 40 мин. и определяется конкретной ситуацией и регламентом (ср.: секционный доклад и доклад на пленарном заседании).

В школьной и вузовской практике доклад подразумевает самостоятельно подготовленное выступление обучающегося, тематически связанное с учебными предметами, предполагающее расширение, углубление программы.

Обстановка, в которой произносится учебный доклад, всегда будет официальной, но это может быть занятие в группе, факультатив, спецсеминар.

Коммуникативная установка – предъявить слушателям новую учебную информацию – предполагает обращение к учебно-научному подстилю научного стиля. Имея несомненное сходство с собственно-научным языком, учебно-научный склоняется к научно-популярному. Это проявляется не столько в образности речи, сколько в простоте и ясности изложения, в конкретизации широких абстрактных понятий (например, реципиент – читатель, слушатель, собеседник), в большем количестве примеров, ограниченном употреблении терминов, в использовании дублирующей информации или в замене терминов описательными конструкциями (реципиент – человек, воспринимающий высказывание) и др.

Однако студенческий доклад на научной конференции, при защите дипломной работы предполагает обращение к собственно-научному стилю речи с учетом особенностей устного характера выступления.

К жанру доклада тесно примыкают сообщение и выступление.

Сообщение(реферативное сообщение) – монологический жанр малой формы (обычно не более 10 мин.), который используется в тех же ситуациях, что и доклад. По характеру содержания сообщение отличается от доклада более узкой проблематикой, меньшей масштабностью и значимостью заключенной в нем информации. По другим признакам сообщение приближается к жанру доклада: в нем обнаруживается композиционная завершенность, содержательная подготовленность, тематическое единство. Сообщение и доклад малого размера часто сближаются по содержанию и форме, поэтому часто одно и то же речевое произведение называют и докладом, и сообщением.

Ввиду меньшей содержательной сложности сообщения по сравнению с докладом, его широкого использования в ситуациях совещания, заседания (т.е. не столь официальных, как обстановка конференции, симпозиума), в сообщении другое соотношение средств письменной научной речи и устно-разговорных средств. Это более раскованный жанр, он допускает свободу автора в композиционной организации текста, использование средств оживления речи.

Выступлениеотносится к потенциально диалогическим жанрам. Оно типично для ситуаций конференции, научного семинара, заседания, обсуждения. Выступление возникает чаще всего по поводу чего-либо. Жанровые разновидности выступления – это: а) дискуссионные и полемические выступления; б) развернутые вопросы аудитории; в) ответы председателя и выступающего. Выступление и сообщение объединяет краткость (обычно около 2 – 10 мин).

Однако выступление, в отличие от сообщения, характеризует содержательная неполнота, отсутствие подготовленности. Оно может быть направлено ко всей аудитории или к определенному лицу, например, предыдущему выступающему. Как и в сообщении, в этом жанре могут проявиться индивидуальные речевые особенности говорящего в построении языковом и оформлении текста.

В языке доклада много общего с письменным высказыванием на ту же тему: словарь, широкое использование терминологической лексики, способы связи слов в предложении, тесная межфразовая спаянность, высокий процент существительных, частое употребление уточняющих оборотов.

В отличие от соответствующих письменных жанров – научной статьи, монографии, реферата и пр., в докладе допускается употребление 1 лица единственного числа (Я буду говорить о...; Думаю, что…; Я приведу ряд примеров…; Процитирую…; Теперь я перехожу к).

Присутствие адресата, его конкретный облик вызывает необходимость установления контакта с ним. Так, например, зачин в докладе предназначен не только для определения темы, но и для установления контакта с аудиторией. Важно поддержание этого контакта в основной части выступления, чтобы слушатели не отвлекались, не теряли нить размышлений докладчика. Для этого используются риторические вопросы (Как бы вы отнеслись к предложению …?; Не удивительно ли …?), обращение к слушателям с помощью местоимений 2 лица множественного числа (Как вы знаете…; вы понимаете, что…; вы могли заметить…), формы совместности действия, выраженные 1 лицом множественного числа (Мы рассмотрели …; Обратимся к …; Далее мы с вами перейдем к …).

Часты такие языковые особенности устной речи, как повторение отдельных слов, словосочетаний, частей предложений (…этим же методом в эти же годы…), бессоюзные конструкции, глаголы в повелительном наклонении (отметьте, подумайте, обратите внимание, представьте себе), оценочные прилагательные, существительные и наречия (…возникло самостоятельное и сильное направление…; …поражает простота этой гипотезы…).

Намеренное повторение уже сказанного в другой форме (дублирующая информация) позволяет подчеркнуть главное, заострить внимание слушателей на основных положениях выступления, т.е. донести основную информацию.

Поскольку устная речь рассчитана на слуховое восприятие, большое значение для нее имеет интонация, тон речи, подготовки, логическое ударение, паузы, темп, громкость речи. Эти средства необходимо обдумать на этапе подготовки текста выступления.

Психолого-ситуативные особенности устной речи (выступающий видит слушателя и зависит от его реакции) определяют и такую особенность, как импровизированность, которая неизбежна для всякой, даже заранее продуманной и записанной речи (если только выступающий будет говорить, т.е. действительно пользоваться устной речью, а не читать заранее написанное).

Непосредственное общение со слушателями, необходимость вызвать активное сомышление слушателя требуют продумывания способов активизации внимания аудитории, особого построения речи: заинтересовывающего зачина, конца, ясности переходов от одной части к другой, четкости выводов. Целесообразно предусмотреть невербальное сопровождение доклада, запись некоторых фактических данных на доске, использование наглядности, технических средств.

Традиционно считается, что доклад представляет собой рассуждение с его характерными структурными особенностями. Однако это не совсем верно. Текст доклада может представлять собой повествование, описание, рассуждение или произведение более сложной композиционной формы, близкое к тому, которое существует в реальной речевой практике, где рассуждение, описание и повествование могут сочетаться в разной доле. В зависимости от предмета (науки), направленности содержания (информация, изложение теории, сообщение об эксперименте и пр.), цели, а также позиции выступающего, его коммуникативно-прагматической установки доля в тексте разных способов изложения меняется.

Позиция докладчика

Коммуникативно-прагматические установки

Информатор

Изложение материала, сопровождающееся предупреждением возможных ошибок в понимании.

Комментатор

Сообщение дополнительных сведений, интерпретация известной информации, выражение собственной оценки.

Собеседник

Вовлечение аудитории в разговор, общение «на равных», широкое использование вопросов, внимание к мнению слушателей.

Советчик

Расстановка авторитетным лицом акцентов в известном слушателям проблемном материале.

Эмоциональный лидер

Стремление повести за собой слушателей, подвигнуть их к действиям.

Существуют также непродуктивные позиции оратора, которых следует избегать: наставникнравоучителен, категоричен;трибунотличается преувеличенным пафосом;проситель(«потерпите, я скоро закончу») воспринимается как человек неинтересный, некомпетентный (по И.А. Стернину).

В ходе выступления оратор обычно занимает разные позиции, они чередуются в зависимости от материала, реакции слушателей и проч., поэтому на этапе подготовки доклада важно продумать, какие задачи вы будете решать, какие позиции уместны.