logo search
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Риторика Древней Греции

Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты V века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения.

Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. По свидетельству ДиогенаЛаэртского, Протагор классифицирует выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.

Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный имучебник риторики не сохранился.

Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было двойственным и противоречивым. Вначале слово софист имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способногопроявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце V века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.

На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любоеположение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то,чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятсялжемудрец, шарлатан, фокусник.

Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политическихвзглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.

С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в совершенстве владевший диалектическим методом диалога.

Для Сократа диалектика – это философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное – одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.

Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трех книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.

Значительное количество риторических трактатов, до сих пор не систематизированных и недостаточно изученных, дала новая эпоха античной культуры, обычноназываемая эллинизмом. Эллинистическая риторика много внимания уделяла стилистическим явлениям в языке. Например, большой интерес представляют впервые переведенные на русский язык сочинения Дионисия Галикарнасского (ок. 35 – ок. 8 гг. до н.э.) «О соединении слов» и Деметрия (ок. I в. н.э.) «О стиле».