Нужна ли образность в научных выступлениях?
Выразительные средства языка в процессе изложения научных сообщений используются эпизодически, робко и неуверенно. Такое положение явилось, в значительной степени, следствием недооценки роли искусства и литературы как дополнительного средства познания мира, которое расширяет научную оценку фактов действительности, способствует более полному и убедительному раскрытию сущности окружающих нас явлений. Неоправданный скептицизм в этой области «подкрепляется» таким аргументом: точные науки оперируют абстракциями, отвлеченными понятиями и категориями, чтобы глубже раскрыть внутренние глубинные связи и отношения познаваемого, изучаемого предмета. Сферой же искусства языка являются конкретно-чувственные образы, поэтому красноречие, в лучшем случае, может дать лишь материал для наглядной иллюстрации, но не может служить средством научного анализа.
Конечно, художественные средства не могут быть ни аналогом, ни заменителем логического анализа научных проблем. Следовательно, художественное отражение нельзя отождествлять с научным, но нельзя и противопоставлять их друг другу. <…>
Искусство не просто копирует факты действительности, а глубоко, образно раскрывает существенные стороны жизненных отношений, поэтому его познавательное значение не может быть сведено к простой информации или картинной иллюстрации тех или иных выводов и заключений. Здесь художественное обобщение органически вплетается в ткань научного анализа. Образные формы обобщения выполняют при этом вспомогательную роль и подчиняются научному, а не художественному смыслу. Стало быть, использование образов искусства диктуется интересами раскрытия научной истины, а не отвлеченными эстетическими соображениями.
Давайте обратимся к некоторым примерам использования художественных средств выразительности в процессе изучения точных наук.
Разве можно было не запомнить слушателям сущности явления преломления света после того, как замечательный русский физик, профессор Н.А. Умов, объясняя его закон, наглядно сравнивал фронт волны света в однородной среде с фронтом эскадрона, скачущего по гладкому полю. Когда же поле пересекалось под углом к движению эскадрона вспаханной полосой, всадникам приходилось из-за плохой почвы двигаться медленнее и изгибать линию фронта. Так изгибается фронт волны при явлениях преломления света, – говорил ученый. Раскрывая сущность магнитного поля Максвелла, Умов сравнивал его с работой художника, разбившего вазу с изящным рисунком и из ее черепков построившего … новую.
– Получился новый рисунок, – подчеркивал лектор, – но, составленный из элементов старого.
С большим нетерпением и неподдельным интересом ожидали студенты очередного выступления профессора Н.А. Умова, ибо каждое их них было значительным явлением. Зримую образную форму принимала мысль и потому не только убеждала, но и увлекала слушателей, выступая своеобразным гимном научному творчеству.
Слушавший в юности лекции Умова на физико-математическом факультете Андрей Белый вспоминал: «Ход физической мысли делался в изображении Умова … воочию зримым. Формулы вылеплялись и выгранивались, как почти произведения искусства… Огромная область физики была им высечена перед нами, как художественное произведение…».
Разнообразие против смыкающихся глаз – вот принцип борьбы с убаюкивающим эффектом монотонного научного выступления, который всегда интересовал лучших представителей отечественной лекторской школы. Успех «Фейнмановских лекций по физике» обусловлен не только глубиной содержания, но и стремлением автора перенести сухой язык научного понятия в наглядные образы и дать аудитории почувствовать, что наука не только важна и полезна, но и увлекательна. Поэтому, анализируя сложнейшие явления, он попытается перевести их на образный язык, вызывающих реальные ощущения и восприятия. Например, говоря о размере атома, он рекомендует представить себе яблоко, увеличенное до размеров земли, тогда атомы в нем будут величиной с яблоко. Раскрывая же один из важнейших законов физики – закон сохранения энергии, автор сравнивает его со слоном на черном шахматном поле: как бы ни поворачивались на доске события, какие бы ходы не делались, слон все равно окажется на черном поле.
Размышления оратора по тому или иному вопросу должны приносить слушателям удовлетворение, побуждать у них интерес к затрагиваемой теме и активизировать их мышление. Именно этим требованиям отвечали выступления Климента Аркадьевича Тимирязева, великолепно владевшего искусством словесной наглядности в речи. Первыми же словами (фразами), ярким неожиданным введением он мог приковать внимание слушателей и повести их за собой в сложном научном рассуждении, оживляемом личными воспоминаниями или литературными представлениями.
«Когда Гулливер в первый раз осматривал академию в Пагадо,– начал К.А. Тимирязев свою лекцию «Космическая роль растений», прочитанную в Лондонском королевском обществе, –ему, прежде всего, бросился в глаза человек сухопутного вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения.
Для первого знакомства я должен признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».
Английская аудитория по достоинству оценила не только эрудицию известного ученого, но и мастерство оратора, сумевшего привлечь внимание слушателей обращением к национальному любимцу – Гулливеру и даже представить при его помощи себя и тему своего выступления. <…>
Отточенное языковое мастерство позволяло великому ученому-естествоиспытателю не только просто и легко излагать важные научные мысли, пропагандировать их, но и страстно убеждать и вести за собой самых равнодушных и даже скептически настроенных слушателей. В подтверждении к сказанному, рассмотрим отрывок одной из публичных лекций «Растение как источник силы», прочитанной в Петербурге в 1875 году:
«Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу, он рассек, разорвал связь между частицами углерода и кислорода, соединенными в углекислоте. Освобожденный углевод, соединяясь с водой, образовал крахмал. Этот крахмал, превратясь в растворимый сахар, после долгих странствий по растению отложился, наконец, в зерне в виде крахмала или в виде клейковины. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы. И вот теперь атомы углерода стремятся в наших организмах вновь соединиться с кислородом, который кровь разносит во все концы нашего тела. При этом луч солнца, таившийся в них в виде химического напряжения, вновь принимает форму явной силы, может, в эту минуту он играет в нашем мозгу … Пища служит источником силы в нашем организме потому только, что она – не что иное, как консерв солнечных лучей».
Давайте зададимся вопросом, что можно увидеть за словами текста. Здесь оратор много использует глаголов, раскрывая активный действенный процесс, легко представляемый нами. За каждым произнесенным словом угадывается событие, хорошо известное нам по собственному жизненному опыту. Нарисованная словами картина становится зримой, физически ощутимой для аудитории, вызывает реальные жизненные воспоминания и представления, а потому легко запоминается слушателями. Ученый смело вводит знакомое понятие, устройство, связанное в нашем сознании с определенной областью – «консервы», но наполняет его новым содержанием:пища – консерв солнечных лучей!Необычный, смелый, яркий образ служит хорошей логической эмоциональной концовкой развертываемого рассуждения и легко запоминается.
Включить аудиторию в процесс совместного размышления, заинтересовав его яркими, увлекательными, образными картинками и неожиданными сравнениями – такую важную учебную задачу всегда ставил перед собой Перт Францевич Лесгафт.
Слушатели, посещавшие занятия Лесгафта, отмечали, что им не приходилось слышать второго такого оратора, который умел бы при строгом логическом развитии основной идеи быть столь же ярким и изобразительным в подборе жизненных иллюстраций к глубокому научному размышлению. Под влиянием лекций Лесгафта слушатели начинали пристально вглядываться в окружающую их жизнь, жадно впитывать впечатления, стремились проникнуть в сущность явлений, по внешним признакам составить впечатление об их внутреннем содержании.
Например, анализируя механизм ходьбы, профессор рекомендовал слушателям обратить внимание на следы, оставленные человеком на свежевыпавшем снегу. Следы одного человека отчетливо и точно отпечатались на снегу, а за другим тянется длинный, неясный хвост: это – так называемая, неряшливая походка. Очевидно, заключал ученый, этот человек и в других проявлениях нетороплив и неряшлив.
Студенты, возвращаясь с занятий Лесгафта, начинали невольно не только внимательно приглядываться к отпечаткам, оставленным проходящими, но, беспокойно оглядываясь, рассматривали и собственные следы, проверяя, не осталось ли за ними предательски неряшливого хвоста, и старались аккуратно и более четко шагать.
Аудитории не нужна управляемая компьютером и лишенная всяких эмоций «говорящая машина». Она желает видеть личность оратора. <…> Стало быть, осуществление в выступлении единства логического и эмоционального посредством использования выразительных средств искусства, преследует цель – «слияние» мысли и чувства и на этой основе привести в действие все компоненты сознания, пробудить все стороны человеческой психики. Только в этом случае оратор с наибольшей полнотой может выразить творческое восприятие излагаемого материала со стороны слушателей.
При этом нужно всегда учитывать Павловскую классификацию людей в зависимости от характера вышей нервной деятельности на мыслительный, художественный и средний типы. Слушатель мыслительного стиля мало придает значение эмоциональной окраске изложения и применению образных средств, а сосредоточивает внимание лишь на системе логической аргументации. Слушатели художественного стиля отдают предпочтение яркому, образному, увлекательному изложению научных истин. Высшим выражением ораторского мастерства говорящего считается стиль среднего типа, объединяющий в себе черты логической обоснованности и образной выразительности. <…> В общении же с аудиторией следует помнить, что деление (слушателей, людей) на типы является условным, что каждый слушатель обладает в определенной степени как мыслительными, так и художественными способностями, что аудитория в целом ждет от выступающего всего арсенала средств рационального и эмоционального воздействия.
- Евдокимова е.В., Баранник а.С., Зайдман и.Н., Бессонова а.В.
- Специальность “Русский язык и литература”
- Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
- 1. Структура и содержание умк по дисциплине “Русский язык и культура речи”
- 1.1. Структура умк
- 1.2. Этапы разработки
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 2.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 2.3. Рекомендации по работе с литературой
- 2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
- 2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
- 3. Программа курса “Русский язык и культура речи” (нефилологические специальности, иностранный язык); “Риторика” (специальность русский язык и литература) высших учебных заведений
- 3.1. Пояснительная записка
- 3.2. Цели и задачи дисциплины
- 3.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 3.4. Содержание курса
- 4. Литература
- Функциональные стили современного русского языка
- 4.1.3. Модуль 3. Культура устной речи
- 4.3. Общекультурный фонд. Словари
- 4.3.1. Толковые словари
- 4.3.2. Словари синонимов
- 4.3.3. Словари антонимов
- 4.3.4. Словари омонимов и паронимов
- 4.3.5. Этимологические словари
- 4.3.6. Словари новых слов и значений
- 4.3.7. Словари устаревших слов
- 4.3.8. Словари иностранных слов
- 4.3.9. Фразеологические словари
- 4.3.10. Словари собственных имен и названий жителей
- 4.3.17. Комплексные словари
- 5. Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
- 5.1. Поисковые системы
- 5.2. Форумы и конференции
- 5.3. Электронные издания педагогических журналов и газет
- 6. Фонд диагностических и оценочных материалов
- 6.1. Темы рефератов, сообщений, докладов
- 6.2. Перечень вопросов для итогового контроля
- 6.3. Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала*
- Культура общения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия в.И. Максимова «Русский язык и культура речи» и ответьте на следующие вопросы.
- Коммуникативная ситуация, ее составляющие
- Социальные роли и речевой стиль коммуникантов
- Практикум
- 1. Прочитайте текст из учебного пособия в.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» и ответьте на следующие вопросы.
- 2. Прочитайте тексты. Какова их основная мысль? Стиль? Что объединяет данные тексты? Выразите свое отношение к позициям авторов.
- 3. Охарактеризуйте все известные вам виды общения, приведите примеры.
- 4. Прочитайте текстовые фрагменты и на их основании сделайте вывод об уровне общей культуры говорящих.
- 5. Прочитайте текст и выявите средства установления контакта между собеседниками.
- 6. Определите компоненты речевых ситуаций и, проиграв их в парах, группах, найдите выход из создавшегося положения.
- Культура речи
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Сравните понимание культуры речи и риторики как особых речеведческих дисциплин (см. Теоретические положения, Хрестоматию, Пояснительную записку к Программе).
- 2. Как понимается риторика разными авторами? в чем они видят задачи риторики? Что изучает общая и частная риторика? Риторика как особая речеведческая дисциплина
- Общая и частная риторики
- 3. Что такое риторический идеал и как он изменялся в разные эпохи? Риторический идеал
- 2. Какие этапы в истории развития риторики можно выделить? в чем их особенность? Из истории ораторского искусства
- 1. Античная pumopuкa
- Риторика Древней Греции
- Риторика Древнего Рима
- Первые русские риторики
- Риторика м.В. Ломоносова
- 3. Прочитайте материал из учебного пособия л.А. Введенской, л.Г. Павловой «Деловая риторика». Ответьте на вопросы.
- Богатство и разнообразие словаря говорящего
- Непременное условие культуры речи – ее чистота
- Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- Точность – необходимое качество речи
- 4. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Речевой этикет
- Национальные особенности речевого этикета
- Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
- Особенности обращения как формулы речевого этикета
- 5. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой. Ответьте на вопросы.
- Языковые нормы русского языка
- Практикум
- 7. Найдите ошибки в предложениях, исправьте их. Определите, какая языковая норма нарушена.
- 9. Поставьте слова в разные формы, учитывая, что ударение в них неподвижно во всех формах.
- 10. Поставьте слова в указанную форму. Учитывайте подвижность или неподвижность ударения.
- 11. Поставьте в форму множественного числа существительные, если известно, что они имеют окончания:
- 21. Прочитайте юмореску о. Любченко. На чем основан ее комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? с каким стилем они связаны?
- 22. Сгруппируйте приведенные слова по стилистической окраске (разговорная – нейтральная – книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
- 23. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Кратко сформулируйте и запишите основные тезисы данного текста.
- 24. Прочитайте фрагмент текста и продолжите предложение «Деликатным можно назвать человека, который …»
- 25. Заполните таблицу формулами речевого этикета.
- 26. Приведите возможные примеры нарушения речевого этикета в следующих ситуациях. Приготовьтесь проиграть данные ситуации общения в аудитории, соблюдая этикетные нормы.
- 27. Прочитайте рассказ «Как ваше здоровье, дедушка?» Ответьте на следующие вопросы.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем
- Практикум
- 1. Сопоставьте приведенные высказывания. Обратите внимание на мысль, объединяющую их. Чем отличаются взгляды авторов на проблему использования невербальных средств общения?
- 2. Определите, какие эмоции и состояния выражает следующая мимика:
- 3. Опишите, как по лицу и жестам собеседника можно определить, что он:
- 5. Какие эмоции передают жесты в предложениях? Закончите их, приведите несколько возможных вариантов.
- Понятие о речевоМ жанрЕ
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией н.А. Ипполитовой и сравните разные определения текста. Выявите в них общее и отличное. Основные признаки текста
- Практикум
- 1. Определите тип текста в данных примерах. Докажите свое мнение.
- 2. Прочитайте предложенные тексты. Выполните следующие задания.
- 3. Составьте и запишите тексты-описания своей комнаты, или квартиры, или дома, учитывая особенности разных ситуаций общения. Определите цель своего высказывания:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Тема 2. Функциональные стили современного русского языка Теоретические положения Функциональные стили
- Научный стиль
- Официально-деловой стиль
- Публицистический стиль
- Разговорный стиль
- Типы собеседников. Типы и модели беседы
- Типы собеседников
- Художественный стиль
- Вопросник
- Хрестоматия
- 2. Прочитайте фрагменты учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман. Ответьте на вопросы, выполните задания. План
- Требования к содержанию и оформлению плана:
- Технология составления плана
- Технология подготовки тезисов будущего высказывания
- Конспект
- Технология составления моноконспекта
- Реферат
- Модель реферата-резюме
- Модель информативного монографического реферата
- Модель информативного обзорного реферата
- Технология составления обзорного реферата
- 3. Прочитайте фрагменты учебника л.А. Введенской, л.Г. Павловой, е.Ю. Кашаевой «Русский язык и культура речи». Ответьте на вопросы.
- Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи
- Требования к оформлению реквизитов документов
- Унификация языка деловых бумаг
- Речевой этикет в документе
- Реклама в деловой речи
- Практикум
- 7. Какой стиль речи и жанр вы выберете, как будете учитывать известные вам компоненты речевой ситуации, чтобы:
- 8. Прочитайте тезисы. Укажите особенности логики изложения материала. Что нового вы узнали о риторике и культуре речи?
- 9. Определите виды предлагаемых ниже конспектов и особенности их составления. «Разверните» эти конспекты, создав на их основе устные связные высказывания.
- 10. Прочитайте реферат статьи. Определите особенности структуры реферата, его вид. Какую роль играют в тексте реферата выделенные слова и словосочетания?
- 11. Составьте реферат статьи. Чем он будет отличаться от конспекта?
- 12. Напишите отзыв о понравившейся книге, фильме, которые вы рекомендуете прочитать или посмотреть.
- 13. Рассмотрите образцы документов. Ответьте на вопросы.
- 3. Образование.
- 4. Опыт работы.
- 8. Дополнительные навыки.
- Виды деловых писем Письмо-напоминание
- Ходатайство
- Информационное письмо
- Гарантийное письмо
- Письмо-приглашение
- Благодарственное письмо
- Сопроводительное письмо
- Коммерческий запрос
- Коммерческое предложение (оферта)
- Рекламация
- 14. Прочитайте тексты заявлений, оцените правильность их оформления.
- 15. Напишите заявление, используя необходимую форму и клише (см. Задание 13):
- 16. Прочитайте доверенность, написанную к.И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект?
- 17. На основе предложенного в Задании 13 шаблона создайте доверенность на получение стипендии в кассе вашего учебного заведения.
- 18. Прочитайте тексты. Кому они адресованы? Что их объединяет? Чем они различаются? Определите их жанр, ответ обоснуйте.
- 20. Составьте устную неофициальную характеристику героя вашего любимого фильма или книги.
- 21. Определите жанр данного текста, выявите ошибки и стилистические нарушения, отредактируйте текст, запишите исправленный вариант.
- 22. Создайте текст делового письма одного из видов (см. Задание 12).
- 23. Какие слова в данных предложениях употреблены неудачно? Воспользуйтесь толковым словарем для уточнения значений слов. Запишите исправленный вариант.
- 24. Прочитайте юмористический рассказ л.Треера «Докладная записка». На чем основан комический эффект рассказа? Какие жанры в нем сочетаются? Языковые средства каких стилей можно выявить?
- 25. Прочитайте тексты. Определите по словарю значения непонятных вам слов. С какой целью написаны тексты? Выделите в них основные признаки публицистического стиля.
- 27. Найдите в газетах, журналах публицистические материалы, определите их цель, выявите языковые средства. Литература Основная
- Дополнительная
- Тестовые задания для контроля качества усвоения учебного материала
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагмент параграфа из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Структура дискуссионной речи. Тезис и аргументы
- 3. Прочитайте параграф «Уловки в споре» из учебника «Культура русской речи» под редакцией л. К. Граудиной и е. Н. Ширяева. Ответьте на следующие вопросы.
- Уловки в споре
- Практикум
- 1. Прочитайте теоретический материал в Задании 1 Хрестоматии. Подберите аргументы разных видов в защиту тезиса и антитезиса.
- 2. Определите вид ошибки в аргументации.
- 3. Прочитайте фрагмент рассказа в. М. Шукшина «Срезал». Ответьте на следующие вопросы.
- 4. Проанализируйте теоретический материал в Задании 3 Хрестоматии. Прочитайте сказку л. Н. Толстого «Праведный судья». Ответьте на вопросы.
- 5. Прочитайте отрывок из рассказа а. П. Чехова «в пансионе». Ответьте на следующие вопросы:
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1.Прочитайте фрагменты учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные подготовке к выступлению, и ответьте на вопросы.
- Организационный момент в аудитории
- Выработка уверенности в себе
- Психологическая и физическая подготовка к выступлению
- Приемы борьбы с волнением во время выступления
- 3. Прочитайте фрагмент из учебника и.А. Стернина «Практическая риторика» и ответьте на вопросы.
- Проблема первого впечатления
- Личность оратора
- Внешность
- Манера выступления
- Расположение и движение оратора в аудитории
- Жесты оратора
- Голос и интонация оратора
- 3. Прочитайте фрагменты из учебного пособия и.А. Стернина «Практическая риторика» о реакции оратора на поведение слушателей. Ответьте на следующие вопросы.
- «Чтение» оратором аудитории
- Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления
- Ответы на вопросы аудитории
- 4. Прочитайте фрагменты учебника и.А. Стернина «Практическая риторика», посвященные аргументации в публичном выступлении, дополните изученный теоретический материал по теме, ответив на вопросы:
- Понятие аргументации
- Цели аргументации
- Способы аргументации
- I. Нисходящая и восходящая.
- II. Односторонняя и двусторонняя аргументация.
- III. Индуктивная и дедуктивная аргументация.
- IV. Опровергающая и поддерживающая аргументация.
- Помехи восприятию аргументации
- Общие правила и приемы эффективной аргументации
- Практикум
- 1. Прочитайте фрагменты речей, определите их род. Выявите все текстовые признаки. Как авторы учитывают фактор аудитории? Какие используют способы привлечения и удержания внимания аудитории?
- 2. Прочитайте вступления речей выдающихся ученых нашего времени перед студентами. Какие приемы привлечения внимания использовали ораторы? Какие еще способы начала выступления вы знаете?
- 3. Проанализируйте примеры заключений речи. Какие приемы привлечения внимания использованы в них? Какие еще варианты завершения речи вам известны?
- 4. Предложите вступление и заключение к данным 1-2 темам публичных выступлений так, чтобы они были взаимосвязаны. Запишите их.
- 5. Прочитайте фрагмент фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Выявите средства, создающие комический эффект.
- 7. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «Образованный человек – полезный человек».
- 9. Оцените убеждающую или призывающую к действию речь по следующим критериям.
- 10. Познакомьтесь с текстами воодушевляющих выступлений. Найдите и запишите использованные в них выразительные средства языка.
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия г.В. Бороздиной «Психология делового общения» и ответьте на следующие вопросы.
- Деловая беседа как основная форма делового общения
- Психологические аспекты переговорного процесса
- Создание благоприятного психологического климата во время переговоров
- Формирование переговорного процесса
- 13 Рекомендаций по методу принципиального ведения переговоров (Гарвардский университет, сша)
- 2. Прочитайте фрагменты учебного пособия «Этика деловых отношений» под редакцией а.Я. Кибанова и ответьте на следующие вопросы.
- Этикет делового человека
- Практикум
- 1. Выполните задание, представив себя в ситуации:
- 2. Прочитайте тексты. Сравните их. Определите тему, основную мысль. Что их объединяет? к каким стилям они относятся? Докажите.
- 11. Составьте устные высказывания в соответствии с предложенными речевыми ситуациями. Определите нормы речевого поведения в данных ситуациях, руководствуясь изученным материалом.
- 13. Разделитесь на команды по 3-4 человека. Разработайте стратегию и продумайте ход деловой беседы на самостоятельно выбранную тему. Примерное содержание (вопросы) для деловых бесед.
- Литература
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте материал из учебно-методического пособия «Технология учебно-научной работы» под редакцией и.Н. Зайдман и ответьте на следующие вопросы:
- Доклад: подготовка и выступление
- Технология подготовки доклада
- 2. Прочитайте фрагмент учебного пособия н.М.Тимченко «Искусство делового общения» и ответьте на вопросы.
- Нужна ли образность в научных выступлениях?
- Практикум
- 2. В процессе слушания докладов ваших одногруппников подготовьте по 2-3 вопроса выступающим.
- 3. Проанализируйте выступление сокурсника по следующей схеме.
- Литература
- Тема 5. Педагогическое общение Теоретические положения
- Вопросник
- Хрестоматия
- 1. Прочитайте фрагменты учебного пособия н.А. Ипполитовой «Педагогическая риторика». Ответьте на вопросы.
- Стили и приоритеты педагогического общения
- Особенности педагогического говорения
- Практикум
- 2. Охарактеризуйте реплики учителя с точки зрения их эффективности. Какова коммуникативная задача каждого из участников диалога?
- 4. Опишите и спрогнозируйте вербальную и невербальную реакцию учителей с разными педагогическими стилями общения в следующих ситуациях:
- 6. Найдите ошибки в речи учителя и исправьте их.
- 10. Задание {{ 2 }} тз № 135
- Орфоэпический словарь
- Упражнение № 3
- Упражнение № 4
- Упражнение № 5
- Упражнения на развитие голоса Упражнение № 1
- Упражнение № 2
- Упражнение № 3