logo search
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

Общие правила и приемы эффективной аргументации

Всякая аргументация в публичном выступлении ориентирована на конкретную аудиторию, ситуацию; конечно, огромное значение в правильном построении аргументации имеет сама тема или проблема, которую вы избираете для выступления. Поэтому дать конкретные рекомендации по аргументации той или иной идеи можно только в том случае, если известны все названные параметры.

Однако существуют и общие рекомендации, соблюдение которых в любом публичном выступлении способствует его эффективности, достижению оратором поставленной цели.

Назовем важнейшие из них.

Будьте эмоциональны. Эмоциональность – важнейшее качество эффективного публичного выступления. Показывайте аудитории, что вы взволнованы, что то, о чем вы рассказываете, вас действительно беспокоит и вы хотите донести это беспокойство и волнение до слушателей. Эмоция в публичном выступлении перед современной аудиторией оказывается очень сильным риторическим средством, публика на эмоцию легко «клюет», и внимание вам будет обеспечено.

Необходимо иметь в виду, что эмоциональная речь, эмоциональный нажим на аудиторию или отдельного слушателя часто оказывается более эффективным, нежели логическая аргументация, особенно когда аудиторией выступают дети, женщины, молодежь или просто слабо подготовленные люди.

Следует также отметить, что эмоциональность оратора, не должна быть чрезмерной, не должна перехлестывать через край. Дело в том, что эмоциональность оратора должна быть заметна аудитории, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления. В связи с этим следует придерживаться следующего правила: «обращаться к фактам и примерам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям». Вместе с тем, подчеркнем еще раз, эмоциональность тона оратора должна быть обязательно очевидна для слушателей.

Не злоупотребляйте логическим давлением. Данное правило тесно связано с предыдущим. В паре «эмоция – логика» для большинства современных аудиторий предпочтение должно быть отдано эмоции. Почему? Всякое логичное рассуждение, особенно любая дедукция есть своего рода мыслительное принуждение, некоторое интеллектуальное насилие над аудиторией – ее загоняют логическими доводами в некую специально подготовленную ловушку, подводят к выводу, которому нет альтернативы. Подавляющее большинство людей не любит, когда кто-либо доказывает им «единственную» истину, не оставляя при этом места для сомнения в ее правоте.

Разумеется, логика должна присутствовать в аргументации, но логику нужно «скрывать» за эмоциональной формой изложения, конкретными примерами, юмором и т. д.

Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам. Выступая перед любой аудиторией, старайтесь найти и объяснить слушателям причину, по которой для них должно быть важно то, о чем вы сейчас будете им рассказывать: «болеть наркоманией будет сын соседа, а платить за лечение будете вы» и т. д. Старайтесь показать реальную пользу, для слушателей от ваших предложений или информации – что они смогут сделать, получить – вплоть до деталей: «это поможет вам обрести здоровье», «я научу вас сохранять спокойствие в критических ситуациях», «вы узнаете сегодня, как можно прожить на минимальную зарплату» и т. д. Перед выступлением надо хорошо продумать, какую практическую пользу должны получить слушатели от вашего выступления, и сообщить им об этом.

Персонифицируйте свои идеи. Очень эффективен прием: «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Данный прием заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи, а потом уже и саму идею, персонифицируемую им. Ср. такую постановку вопроса: «Кто прав – У илиX?» вместо того, чтобы спросить: «Надо нам вводить рыночную экономику или нет?». В логике такой аргумент называют «аргументом к человеку» или «аргументом к публике»; этот прием неизменно демонстрирует высокую эффективность.

Создав положительный облик носителя идеи, мы можем значительно эффективней внедрить эту идею в сознание слушателей; подвергнув носителя идеи критике за что-либо, мы снижаем притягательность его идей для аудитории.

«Аргумент к человеку», следует отметить, очень часто используется и в демагогических целях, для «затыкания рта».

Отвлекайтесь в изложении. Нельзя говорить все время только на тему. Вашим идеям необходим «упаковочный материал». В изложении надо слегка отвлекаться, чуть-чуть отклоняться от основной темы, чтобы дать слушателям возможность немного расслабиться. И еще один аспект оказывается очень важным: исследованиями американских ученых Л. Фестингера и Н. Маккоби установлено, что если внимание аудитории несколько отвлекать, то убеждающее воздействие оратора на аудиторию усиливается. Так, например, как выяснилось, негромкая музыка, демонстрация слайдов с картинами природы, слабый неритмичный стук за стеной и т. д. (естественно, в разумных пределах) способствуют тому, что аудитория больше верит оратору, более склонна принять его точку зрения.

Механизм этого феномена объясняется таким образом: небольшое отвлечение заставляет слушателей внимательнее относиться к тому, что говорит оратор, заставляет напрягать внимание и не оставляет времени на обдумывание и выдвижение контраргументов. Подчеркнем, что сильное отвлечение аудитории дает, естественно, обратный эффект: информация оказывается невоспринятой. Важно оптимально подобрать уровень «помех». Кстати, отвлекающей помехой, повышающей убедительность выступления, может быть голос оратора (слишком громкий или слишком тихий, меняющийся по амплитуде и др., внешность оратора, особенности одежды – какая-либо небольшая странность или экстравагантность, некоторые движения, жесты и т. д.). Важна лишь умеренность.

Используйте парадоксальные аргументы. Во многих аудиториях эффективно использование парадоксов в процессе аргументации. Этот прием довольно труден, его необходимо заранее обдумывать и готовить, но подобные аргументы обычно хорошо запоминаются и в силу этого оказываются довольно эффективными. Ср. использование такого приема в рекламе, которую опубликовал американский отоларинголог: «Половина населения США носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10.00 до 14.00».

Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией. Показывайте аудитории свою образованность: умеренно используйте иностранные термины, латинские изречения, цитируйте зарубежных ученых, иностранные источники. Подчеркнем, что это надо делать умеренно, но этот прием, называемый «аргумент к невежеству», нередко оказывается эффективным и повышает убедительность речи оратора. Это происходит потому, что многие слушатели, не понимая тех или иных терминов или не зная тех или иных фактов, боятся в этом признаться – ведь остальные-то молчат! В силу этого возникает ощущение правоты, превосходства оратора в обсуждаемом вопросе: вроде бы, все поняли, всех он убедил, не могу же я быть против!

Будьте лаконичны. Требование лаконичности – одно из важнейших. Краткая, лаконичная речь всегда является более действенной. Краткие выступления хорошо запоминаются и кажутся аудитории более умными и правильными, нежели более длинные, они нередко дают очень большой эффект. Лаконизм выступления достигается за счет тщательного отбора материала. Не следует перегружать изложение примерами.

Используйте опережающее обсуждение возражений. Используйте опровергающую аргументацию. Предвидя возражения, лучше изложить их заранее самому в своей редакции и показать их слабость. Это обычно делается так: «Здесь обычно возражают, что...»; «Часто здесь задают вопрос – а почему...», «Я знаю,Xмне возразит и скажет, что...» и т. д. Сначала приведите чужую точку зрения, а потом свою – таким образом последнее слово останется за вами.

Опережающее обсуждение возражений позволяет избежать резкого противоборства. Мы сами формулируем замечание так, как нам удобно, и подаем его аудитории в выгодной для себя формулировке. Оппонент будет при этом «вторичен», он вынужден будет повторяться, а вы сможете сказать: «Я уже ответил на это возражение в своем выступлении». Кроме того, оппонент может быть и доволен – его мнение учитывают, упоминают, обсуждают.

Ссылайтесь на авторитеты. П. Сопер выделял три основных типа ссылок на авторитет: ссылка на авторитет оратора, на авторитет общественного мнения и на авторитет сведущих лиц.

Ссылка оратора на свой авторитет является наиболее убедительной, особенно если оратор уже известен аудитории как специалист или сумел вызвать у нее доверие. Поэтому очень важно авторитетно представить оратора – как знатока, специалиста, либо он сам должен рассказать о себе: «Я давно занимаюсь этой проблемой...», «Я специально изучаю этот вопрос уже много лет...», «Меня привлекают как консультанта по данной проблеме...», «Это тема моей научной работы» и т. д. Если оратор признан аудиторией авторитетным, то его ссылка на собственное мнение, полученные лично им результаты очень значимы для аудитории, высокоубедительны. Американские исследователи И. Джанис и Г. Келли установили, что если оратор признан авторитетным, то одно и то же сообщение оценивается как:

более объективное;

более стройное логически;

более фактически обоснованное;

более грамматически правильное.

Ссылка оратора на общественное мнение может принимать, по П. Соперу, различные формы: ссылка на официальные данные о голосовании, данные социологического опроса, ссылки на народную мудрость (пословицы, поговорки) ссылки на мнение людей, сходных со слушателями (соседи, человек из толпы), ссылка на прецедент (то, что я вам сообщаю, не ново, это давно известно, уже используется, проверено людьми и др.).

Ссылка на авторитет сведущих лиц – это ссылка на мнение экспертов, известных специалистов, знаменитых ученых и политических деятелей. Рекомендуется при подобных ссылках иметь точное название источника с указанием года выхода и страниц; называть эти данные не обязательно, но нужно быть готовым по первому требованию предъявить эту информацию слушателям. Нельзя ссылаться «загадочно»: «лучшие умы полагают», «все экономисты считают» и т. д. Неизвестного автора нужно представить как специалиста, сообщить о нем некоторую информацию, подтверждающую его высокий авторитет в своей области («автор десятка книг по этой проблеме», «профессор», «много лет занимался проблемой...» и т. д.).

Наибольший эффект дает ссылка на авторитет, который выглядит для аудитории как носитель объективной информации, как незаинтересованное лицо. Так, проводился эксперимент, когда высказывание о вреде курения приписывалось владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому. Наибольшее доверие вызвала ссылка на ученого, который кажется менее заинтересованным.

Ссылка на авторитет – это «довод к несмелости»: слушатели не решаются возражать авторитетам, что и дает возможность оратору усилить убеждающее воздействие своей речи.

Интересно, что исследования Дж. Ховленда, И. Джаниса и Г. Келли показали следующее: если слушающие доверяют авторитету оратора, то они хорошо воспринимают и запоминают выводы и практически не обращают внимания на ход рассуждений. Если же говорящий не очень авторитетен для данной аудитории, то слушающие к выводам менее внимательны, но очень внимательны к аргументам и ходу рассуждения. Отсюда следует вывод о том, что если выступление носит обучающий характер, то авторитет оратора должен быть средним, при агитационных же выступлениях авторитет должен быть особенно высоким.

Используйте наглядные примеры. Использование примеров – это большое искусство. Мы уже говорили, что их не должно быть очень много. Те же примеры, которые, оратор приводит, должны быть наглядными – то есть конкретными, легко представимыми, вызывающими зрительный образ, любопытство.

Примеры придают изложению наглядность, свежесть, образность. Они делают изложение понятнее слушателям. Примеры легче запоминаются, чем абстрактные положения: абстрактное постигается через конкретное. Примеры могут заменить громоздкие определения, экономят время лектора и усилия слушателей.

Есть три основных правила приведения примеров:

Заострите внимание на примере до его приведения.

Не навязывайте аудитории смысл примера (то есть не говорите – «Таким образом, данный пример показывает нам, что...» – аудитория сделает этот вывод сама).

Пример должен быть предварительно обработан – сокращен и включен в контекст вашего выступления.

Не следует приводить в качестве примеров длинные цитаты и абстрактные соображения – необходимо быть кратким и обеспечить наглядность примера для слушателей.

Используйте цифры. Статистические данные, цифровой материал обладают значительной убедительностью практически для любой аудитории. Однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении.

1. Цифр должно быть немного, тогда они убедительны.

2. Статистические данные надо давать в сравнении или и пропорции.

Цифры лучше округлять.

Точно указывать источник статистических данных.

Не указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: «по площади, как Москва», «население в 10 раз больше, чем в Воронеже», «Такого количества газа вам хватит, чтобы обогревать ваш дом 2,5 года» и т. д.

Не давать длинных рядов цифр.

Опирайтесь на наглядность. Известно, что около 80 процентов информации человек получает через зрение. Отсюда – важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Мы говорим «слушать лекцию», «прослушать выступление». Но на самом деле слушатели не сводят глаз с оратора, они смотрят его выступление. Английский психолог Р. Гаррис писал: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок – это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

Наглядность создается в речи оратора как примерами, о которых мы уже говорили, так и прямым применением наглядных средств. Оба средства наглядности ведут к запоминанию содержания речи.

Наглядность не только обеспечивает запоминание, но и в большой степени способствует повышению убедительности речи, так как обеспечивает взаимодействие левого (логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Использование наглядных приемов в процессе выступления дает оратору возможность упростить излагаемую идею для ее восприятия и тем сделать ее более понятной и убедительной.

По данным Е. А. Юниной и Г. М. Сагач, около 20% информации публичного выступления усваивается аудиторией только за счет аудиовизуальных приемов (таблицы, схемы, графики, видеоматериалы и др.).

Использование наглядных средств в процессе устного выступления требует соблюдения ряда правил, основные из которых, по П. Соперу и Ф. Снеллу, следующие.

Если наглядный материал не является существенно необходимым для пояснения или возбуждения интереса к речи в целом, то применение его бессмысленно.

Заранее ничего не выставлять, делать это только в нужный момент.

Не включать в таблицы и графики слов, которые не будут всем видны.

Не говорить аудитории: «Тут, правда, плохо видно...» – лучше в таком случае вообще не вешать таблицу.

5. Каждая таблица должна иметь крупно написанное название, все надписи должны быть выполнены горизонтально.

Статистическим таблицам придавать вид диаграмм, отражающих размеры, тенденции. Самые эффектные графики, как показывают исследования, – в форме разноцветных прямоугольников разной высоты.

Обязательно словесно увязывать ваши суждения с изображением на таблицах и графиках.

Обращаться к слушателям, а не к пособиям.

Пособия убрать, таблицы снять, с доски стереть – как только это стало ненужным, чтобы в дальнейшем это не отвлекало слушателей.

10. Не раздавать слушателям никаких пособий и изображений – это отвлекает аудиторию, снижает уровень внимания. Все пособия держите при себе.

Если слушатели разглядывают пособие, которое вы повесили, – сделайте паузу, дайте им закончить.

Если вы демонстрируете слушателям какой-либо предмет, держа его в руке, держите его на уровне плеч либо на 5 см выше.

Используйте юмор. Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Однако юмор – очень тонкое оружие в руках оратора, и надо уметь им хорошо пользоваться.

Нельзя превращать ваше выступление целиком в юмористическое – если только оно не относится к жанру развлекательных выступлений. Юмор должен использоваться в меру.

П. Сопер отмечает, что лучший юмор в публичном выступлении – это оригинальный, то есть свой собственный. Конечно, не каждый оратор способен к такому юмору; но эффективен и заимствованный юмор, следует только делать ссылку на автора шутки или анекдота.

Можно ли начинать выступление с шутки? Нет. Д. Карнеги рекомендует по крайней мере три минуты не допускать никаких шуток: «Юмор должен быть глазурью на торте, шоколадом между слоями торта, но никак не самим тортом».

Веселое настроение аудитории, возникающее в результате использования оратором юмора, может быть создано за счет:

ссылки на местные условия, особенности;

ссылки на ситуацию выступления;

ссылки на замечания предыдущих ораторов.

Использование шутки – лучший способ подавления враждебных выпадов против оратора.

Ф. Снелл сформулировал для ораторов ряд правил «рассказывания смешных историй».

Рассказывайте только то, что хорошо знаете.

Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим.

Шутка должна развивать тему вашей речи.

Шутка должна быть короткой.

  1. Не пользуйтесь старыми остротами – хуже всего, если аудитория скажет «Старо!».

  1. Перед большой аудиторией избегайте пикантных шуток и подробностей. В узком кругу такие шутки допустимы, но в окружении большого количества незнакомых людей многие слушатели чувствуют себя от таких шуток неловко.

7. Не делайте больших пауз для смеха и аплодисментов. Таковы основные общие правила и приемы эффективной аргументации. Соблюдение их даст оратору возможность повысить эффективность своего убеждающего воздействия на аудиторию, обеспечит доступность и запоминаемость сообщаемой информации.

Можно также рекомендовать некоторые практические, чисто «технические» приемы усиления выступления, использование которых может усилить любой текст выступления, независимо от его содержания.

Приемы усиления текста требуют еще специального исследования и систематизации. Назовем лишь некоторые из них, позволяющие повысить доверие к тому или иному сообщаемому факту или выдвигаемому положению:

Список подобных приемов должен быть дополнен. Отметим, что эти приемы имеют яркую национальную окраску – они «работают», в русской аудитории, но будут во многом иными в американской, японской и т. д. Скажем, в Европе эффективна ссылка на Библию, в нашей аудитории – нет.

5. Прочитайте фрагмент учебного пособия М.Р. Львова «Риторика» и составьте таблицу риторических фигур, включите в нее примеры из художественных и публицистических текстов.

Стилистические фигуры в устной и письменной речи

Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их называют фигурами речи. Они, во-первых, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному; во-вторых, учитывают законы логики, правила индукции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них, наконец, "работают" закономерности языка – внутритекстовые связи, конструкции сложного и простого предложений. Использование фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст.

Нередко речи ораторов, а иногда и письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (читателям). Так, трактат Марка Туллия Цицерона "О природе богов" начинается с обращения к его другу, консулу Марку Юнию Бруту: "Как ты, Брут, прекрасно знаешь, много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения". Такое дружеское обращение придает тексту оттенок разговорного стиля, товарищеской беседы, полемического диалога, перерастающего затем в строгое научное рассуждение.

Любопытно изучить прием обращения в трудах известных мастеров слова. Так, "Послание Феодосия Печерского к Киевскому князю Изяславу Ярославичу о вере христианской и латинской" (XI в.) открывается таким обращением: "Слово ми есть к тебе, княже боголюбивый..." Но послание предназначалось, конечно, не одному лишь князю Изяславу.

Н. В. Гоголь пишет: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по нем..."Само обращение опущено, но оно легко подразумевается и свою функцию выполняет.

Свою риторическую роль выполняет и простое синтаксическое обращение в начале речи: Друзья мои! Дамы, и господа! Глубокоуважаемый председатель совета, его члены, дорогие гости! и т. п.

Есть вопросительные предложения, действительно содержащие вопрос: Как выйти из кризиса? Как остановить инфляцию?Такие вопросы часто используются ораторами, особенно в начале речи.

Но есть такие "вопросы", которые не несут в себе вопроса, например: "Если боги не интересуются жизнью людей, не вмешиваются в нее, – для чего почитать их?" (М. Т. Цицерон), "Считают ли цыплят по осени?" (Из газет), "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н. В. Гоголь). Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раздумья автора.

Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уровень речи, приближают ее к диалогической форме: "Все силы и средства – на охрану природы!"(Из газет). Это призыв, воззвание. "Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!"(А С. Пушкин) – поэтическое утверждение силы Разума."Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!"(М. Ю. Лермонтов) – разговор с читателями "Героя нашего времени". Эти фигуры речи можно назвать риторическими восклицаниями.

Рассмотренные фигуры употребляются преимущественно в речах призывных, убеждающих, остро полемических; они сравнительно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении.

В старых риториках периодом называли любые усложненные синтаксические конструкции. Но в наши дни этим термином обозначают ритмомелодическую конструкцию, мысль и интонация в которой нарастают по ступеням, достигают вершины, – после чего тема получает свое разрешение, и соответственно, снижается интонационное напряжение. Например:

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною и в городе.

Л. Н. Толстой

Ораторы, писатели не злоупотребляют этой фигурой, используют ее в самых важных ситуациях, требующих подъема напряжения, пафоса. Несмотря на крупные размеры, период звучит афористично, чеканно и воспринимается легко.

Период может выходить за рамки синтаксического предложения, может представлять собой целый компонент текста.

Параллелизмомназывается одинаковое построение соседних предложений или их частей; он используется в афоризмах, пословицах, – там, где требуется краткость, лаконичность; способствует ритмике речи:

Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом... .

М. А. Светлов

В последнем параллелизме – анафора, или единоначалие: "Я не знаю, где..."

Эпифора (концовка) – повторение слов или их сочетаний в конце конструкции: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. В. Гоголь)

Антитеза построена на противопоставлении картин, характеров, предметов, признаков, действий; в ее основе обычно лежат антонимы.

Антитеза может ограничиваться всего двумя словами, обычно – в заглавиях: "Живые и мертвые" (К. М. Симонов), "Война и мир" (Л.Н. Толстой), "Волки и овцы" (А. Н. Островский). Нередко она ограничена рамками одной фразы: "Жили люди до нас – будут жить и после нас!" (Пословица, В. И. Даль). Сложная антитеза может быть построена на двух-трех противопоставлениях, порой причудливо переплетающихся: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" (Пословица).

Как медлит время, когда мы спешим,

И как оно спешит, когда мы медлим!

М. Лисянский

Бывает развернутая антитеза, охватывающая значительный по объему текст. Вот пример сложной антитезы, усиленной двойной анафорой:

У людей-то в дому – чистота, лепота,

А у нас-то в дому – теснота, духота.

У людей-то для щей – с солониною чан,

А у нас-то во щах – таракан, таракан!

У людей на уме – погутарить с кумой,

А у нас на уме – не пойти бы с сумой!

Н. А. Некрасов

Антитеза симметрична, это ее свойство способствует ритмическому произношению.

Оксюморон, как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы" (Н. В. Гоголь), "Пышное природы увяданье" (А. С. Пушкин), "Живой труп" (Л. Н. Толстой), "Радость страданья" (А. А. Фет), "Убогая роскошь наряда" (Н. А. Некрасов), "Грустная радость" (С. А. Есенин).

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

А. А. Ахматова

Оксюморон используются в высокоэмоциональных, преимущественно художественных текстах.

Градация представляет собой "лесенку" близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием производимого ими впечатления: Осенние дожди в наших местах сущее бедствие: на дорогах лужи, везде вода, наводнение, настоящий потоп! Тревога переходит в панику, а она порождает хаос!

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. А. Есенин

Нарастание силы слов по ступеням отражается и в интонации: Я вас прошу, умоляю, требую, наконец!

Инверсия– изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введения дополнительных оттенков смысла.

Прямой порядок:

Вывели лошадей.

Они мне не понравились.

Инверсия:

Лошадей вывели.

Не понравились они мне.

И. С. Тургенев

Слово, которое переносится, выделяется интонационно.

Эллипсис – пропуск слов или фактов, они подсказываются контекстом (неполные предложения):

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги.

В. А. Жуковский

Эллипсис динамичен, при чтении вслух он оживляет интонацию.

Бывает, что автор сознательно умалчивает о чем-то существенном, слушатель восполняет это в своем воображении:

«Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать – и пройти мимо» (И. С. Тургенев).

[Барон]: А этот? Этот мне принес Тибо – Где было взять ему, ленивцу, плуту? Украл, конечно, или, может быть, Там, на большой дороге, ночью, в роще... (А. С. Пушкин)

Подразумевается – убил и ограбил. Такая фигура называется умолчанием.

Троп – поэтический оборот, употребление слов, их сочетаний и фраз в переносном, образном смысле. Фигуры же, описанные выше, несмотря на различия, имеют общее свойство: в них главное – структура, построение. Замысел автора, его эмоции, смысловые оттенки в фигуре определяются ее построением. Тропы же всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. Характер переноса смысла в разных тропах неодинаков, как неодинакова и "степень" иносказания: от простого сравнения – до аллегории.

Перифраз – прием замены названия какого-то явления, предмета другим названием, описательным оборотом. Например, вместо Гоголь автор "Мертвых душ" в таком тексте: Можно ли ставить в один, ряд этого эпигона, бездарного подражателя и с кем? с автором "Мертвых душ". (Заметим, кстати, что эта фраза – риторический вопрос: троп здесь входит в состав фигуры.) Такой перифраз содержит даже не намек, а прямое указание на ни с чем не сопоставимый дар Н. В. Гоголя.

"Загорелся дом в сумерки, в проливной дождь, от молнии, от золотого клубка..." (И.А. Бунин), т. е. от шаровой молнии. Восславим же книгу хранилище разума! Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку...

Аллюзия – употребление в речи широко известного, ходового (в определенной культурной сфере) выражения в качестве намека на столь же известный факт, например:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

А. С. Пушкин

Здесь перифраз Родился на брегах Невы – иронический намек на ссылку А. С. Пушкина, на его вынужденный отъезд из Петербурга.

На аллюзии основаны многие крылатые выражения: Я умываю руки – намек на известную евангельскую повесть о Понтии Пилате; Ахиллесова пята – намек на древнегреческий миф, вошедший в "Илиаду" Гомера.

Аллюзия, как и перифраз, помогает установить контакт с аудиторией: "У нас с вами есть взаимное понимание, мы понимаем друг друга, мой намек принят вами..."

Следует отличать поэтическое, художественное сравнение от логической операции сравнения. Логическая операция: сравнить ель и сосну, т. е. выделить сходства и различия; оно широко используется ораторами, писателями, служит для пояснения одного явления через другое, уже знакомое слушателю, например: Он бежал быстрее, чем лошадь.

Тропом же считается лишь такое сравнение, которое создает художественный образ, рисует в воображении слушателя картину:

Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

М. А. Шолохов

Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

В. Г. Белинский

Метафора – это такой вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству. Явление обозначено в изобразительных целях другими словами: так создаются образы, картины.

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

А. С. Пушкин

Здесь весна – молодость, удалились – прошли (во времени), златые – прекрасные. Все понятно и в то же время ярко, поэтично.

"Закатилось солнце русской поэзии"

В. А. Жуковский

закатилось солнце – метафора, но в то же время солнце русской поэзии – перифраз, В. А. Жуковский имел в виду Пушкина.

Метафоричность поэтического языка иногда бывает очень усложнена, например:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осужден я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм.

С. А. Есенин

Метафора – самый распространенный вид тропов.

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи жизненных образов (в сказках, баснях, пословицах, былинах). Носителями свойств людей оказываются животные, фантастические сказочные персонажи, мифологические образы. Хитрость показана в баснях и сказках в образе лисицы. Мужество и сила – в образе Ильи Муромца, Фемида – символ правосудия, Аполлон – символ мужской красоты. Носителем жадности, скупости, жестокости стал Кощей Бессмертный.

Олицетворение – это перенесение свойств и способностей человека на неживые предметы, на зверей: они наделяются способностью разговаривать, проявлять человеческие чувства, совершать поступки. Вот пример – разговор князя Игоря с рекой:

И на волнах витязя лелея,

Рек Донец: "Велик ты, Игорь-князь!

Русским землям ты принес веселье,

Из неволи к дому возвратясь.

"О река, – ответил князь, – немало

И тебе величья. В час ночной

Ты на волнах Игоря качала,

Берег свой серебряный устлала

Для него зеленою травой".

Пересказ Н. Заболоцкого

Ирония – тонкая насмешка, сатирический намек; употребление слова или оборота речи в противоположном смысле: Силен, силен! – про хилого, с иронической интонацией; Умная головушка! – про глупого. Создается комический эффект.

Высшая степень горькой иронии – сарказм.

Гипербола – преувеличение в выразительных целях: "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. В. Гоголь); горох, доросший до неба – в сказке; сила Геракла, Ильи Муромца.

Сидит Ваня у ворот, широко разинув рот,

И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Частушка

Литота, в противоположность гиперболе, – преуменьшение:

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке беспечально век прожить.

Н. А. Некрасов

Эпитет – художественное определение предмета, т. е. такое, которое не просто указывает на какое-либо его качество, но создает картину, образ на основе переноса смысла. Так, в пушкинских строках:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит…

дорога определена через то чувство, которое ею навеяно: она скучная. В совокупности скучный, однозвучный, утомительно рисуют душевное состояние путника (автора).

Остановимся еще на нескольких конструкциях, способствующих выразительности речи.

Эти конструкции не включаются ни в число тропов, ни в перечни фигур, но они часто используются авторами.

Каламбур– игра слов на основе их многозначности или омонимии, обычно – шутливая:"Мой дорогой, очень дорогой портной", "Я приехал в Москву, плачу’ и пла’чу" (П. А. Вяземский); "Хочешь чаю, Никанор? – Нет, я уже отчаялся"(Е. Петров) – т. е. слишком долго ждал;Я побывал на дне науки, и что же там я увидал? (Дно.)

Опытный лектор всегда имеет в запасе один-два каламбура или иных юморесок для снятия усталости в аудитории, для повышения внимания слушателей.

Парадокс – неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод, например:"Тише едешь – дальше будешь"(Пословица);"На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского"(Козьма Прутков). Диалог на встрече студентов с заместителем декана, молодым математиком:

Вячеслав Алексеевич, чего не хватает девушкам матфака?

Ожидали шутливого ответа, но он ответил:

Стульев!

Победила проза студенческого быта...

Афоризм– краткое меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице:"Молчание – стена, слово – мост"; "Мысль изреченная есть ложь" (Ф. И. Тютчев). «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она». (А. С. Пушкин)

Афоризмы часто бывают парадоксальны, реже – юмористичны.

Реплика– краткое, предельно лаконичное и остроумное вставное выступление, замечание, возражение в ходе беседы, полемики. Приведем пример. Читается лекция по культуре речи:

Чтобы правильно понять и употребить слово, проследите его образование: одевать – от слова одежда...

Реплика из аудитории:

Выходит надежда – от надевать?

Реплика сильна своим остроумием.

Повтородной и той же мысли в разных вариантах словесного выражения, оправданный целями выразительности:Работа в архивах как-то незаметна со стороны и отнюдь не героична; исторические факты, события далекого прошлого, плоды архивных бдений вот награда исследователю.

Нередко встречается повтор отдельных, наиболее важных слов и их сочетаний: "Ветер, ветер на всем белом свете"(А. А. Блок).

Неоправданный повтор считается речевым недочетом.

Цитата– введение в авторский текст дословных отрывков из произведений других, как правило, высокоавторитетных авторов. В ораторской речи цитаты не должны быть велики по объему. Подобно афоризмам, они укрепляют доказательность речи. Но использование цитат, – чужих мыслей, – должно быть умеренным.

Стилизация– воспроизведение стиля другой эпохи или другого автора. Так, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова стилизована в соответствии с народно-поэтическими традициями; определение суда о лишении Дубровского права собственности на Кистеневку, глава 2-я, – стилизовано под особенности официально-делового стиля того времени, началаXIXв.

Таков далеко не полный перечень фигур, тропов, других конструкций и приемов, используемых с давних времен в устной и письменной речи. Риторика всегда стремилась к естественности речи, к овладению ее механизмами, но все это приходит не сразу, а на основе длительного и многостороннего изучения языкового богатства и речевого опыта.