logo search
uchebnik_russkii_jazyk_i_kultura_rechi

2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)

При подготовке к зачету (экзамену) необходимо прежде всего выяснить, как усвоен вами курс. Для этого вновь обратитесь к Программе, внимательно читая ее, выявите, какие вопросы вы усвоили хорошо, какие хуже, в чем есть пробелы. Сделайте соответствующие записи.

Определите, опираясь на Программу, какие из требуемых умений у вас сформированы, какие нет.

Для развития языковых умений следует регулярно выполнять упражнения на нахождение и исправление ошибок (см. соответствующие задания в Практикуме и Приложении, а также в учебном пособии Е.В. Скворецкой).

Чтобы усовершенствовать правописные умения, надо выяснить причины орфографических и пунктуационных ошибок: если они вызваны незнанием правил, то следует не просто повторить (выучить) правила, но и определить алгоритм, логику их применения, т.е. порядок действий. Если же правила вы знаете, то ошибки вызваны неумением видеть ошибкоопасные места. Для развития этого умения следует сначала анализировать недеформированный текст, т.е. такой, в котором все написано правильно, нет пропущенных букв и знаков препинания; в этом тексте необходимо найти все орфограммы и пунктограммы, объяснить написание. Следующий этап самостоятельной работы – анализ деформированного текста и проверка выполнения по “ключу”: выберите упражнение на те правила, на которые вы допускаете ошибки, вставьте пропущенные буквы или расставьте знаки препинания, а затем проверьте себя. Третий этап – решение орфографических и пунктуационных задач без образца выполнения. После того как вы отработали таким образом несколько правил, переходите к выполнению упражнений, в которых требуется применить не одно-два, а более правил, постепенно увеличивая количество встречающихся в тексте орфограмм и пунктограмм. В такой работе вам помогут как школьные учебники русского языка для 5-9, 10-11 классов, так и сборники упражнений по орфографии и пунктуации.

Для развития коммуникативных умений речевые задания желательно выполнять в парах, группах, самостоятельно составлять и подбирать коммуникативные упражнения, наблюдать за разными видами общения в реальной речевой практике и на телевидении.

Внимательно изучите вопросы для итогового контроля, постарайтесь на них ответить, сравните выявленные пробелы с теми, которые установили ранее.

Еще раз обратитесь к тестовым заданиям и проверьте результативность их выполнения.

Таким образом вы сможете выявить все слабые места в собственной подготовке. Имея перечень вопросов, тем, умений, которые вызвали затруднения, вы можете вернуться к Теоретическим положениям, Хрестоматии, Практикуму, словарикам УМК, основной и дополнительной литературе, чтобы ликвидировать пробелы. Делайте это целенаправленно, ища ответы на те вопросы, которые не знаете, выполняя те задания, которые вызывают трудности. После такой работы вернитесь к вопросам для итогового контроля и списку умений, чтобы убедиться в своей подготовленности к экзамену (зачету).

Содержание, особенности проведения, форма зачета (экзамена), критерии допуска студента к итоговому контролю определяются преподавателем в связи со спецификой специальности.